Музей Шерлока Холмса: Бейкер-стрит 221b |
Каждый день, вот уже несколько лет, отводя детей в школу или возвращаясь из Ридженс парка после кормления уток и белок, я прохожу мимо этого замечательного музея. Пришёл момент рассказать о нём подробнее. Текст статьи привожу из книги моего супруга "Лондонские зарисовки", фото частично мои, частично блоггера ЖЖ omnesolum - очень уж качество мне понравилось его снимков.
"Из всех известных заочно лондонских адресов, безусловно, самым значимым был и остаётся дом 221-Б по Бейкер стрит. Сколько раз в детстве мне доводилось разглядывать из его окон проезжавшие внизу кэбы или красться бок о бок с великим сыщиком по тёмным лондонским улицам, сжимая в руке старый надёжный армейский револьвер!
И как было после этого уложить в голове тот факт, что ближайший гастроном расположен за тем самым углом, за которым скрылся профессор Мориарти, а на первом этаже заброшенного дома, из окна которого целился в силуэт Холмса полковник Себастьян Моран, девушки-арабки подают замечательную рыбу с чипсами! Во времена Конан Дойла, кстати, тоже жившего неподалёку, нумерация домов по Бейкер стрит заканчивалась номером 100. Верхняя часть улицы, хоть и была застроена, называлась Верхняя Бейкер стрит (фантазия лондонских планировщиков в выборе названий поистине не ведает границ) и имела свою короткую нумерацию
.
Вероятно, Конан Дойл полагал, что, умножив номер последнего дома на магический коэффициент 2,21 и добавив к нему вторую букву алфавита, он достаточно надёжно гарантирует своих соседей от странных визитёров, стремящихся получить консультацию у великого сыщика. В этом вопросе автор дедуктивного метода просчитался. В тридцатые годы прошлого века, вскоре после смерти писателя, муниципальный совет принял решение о сквозной нумерации домов, в результате номера с 215 по 229 пришлись на отстроенный в 1815 году на углу Бейкер стрит и Мэрилебон роуд многоэтажный жилой дом округа Вестминстер.
На фронтоне многоэтажки появилась бронзовая табличка с барельефом Холмса. Цитата из «Этюда в багровых тонах» тонко намекала, что, если бы герой был реальным персонажем, он обязательно выбрал бы себе квартиру на одной из лестничных клеток этого дома. В 1999 году, уже после открытия музея, Абби Нэшионал профинансировала установку статуи великого сыщика на выходе из станции метро. Если бы компания каким-то образом получала по одному пенни с каждой фотографии, сделанной на фоне памятника литературному герою в шляпе охотника на оленей, никаким другим бизнесом заниматься ей бы уже не пришлось. В любое время дня возле Холмса толчётся очередь поклонников, а башмак великого сыщика даже в пасмурный день сияет зеркальным блеском корабельной рынды.
Несмотря на почти вековую популярность Холмса, идея создания его музея родилась совсем недавно. Муниципалитет выкупил квартиру в одной из террас по бывшей Верхней улице, построенных ещё в период наполеоновских войн, и в марте 1990 года музей впервые открыл свои двери для посетителей. Поскольку адрес был главной изюминкой музея, муниципальные власти присвоили номер 221-Б террасе, находящейся между номерами 237 и 241
Настоящий номер дома — № 239, но создатели музея добились специального почтового адреса 221b, Baker Street, London, NW1 6XE. Этот шаг вызвал бурные протесты со стороны Абби Нэшионал, потерявшей монополию на переписку с фанатами детектива, и государственной почты, наотрез отказавшейся признавать нарушение последовательной нумерации домов. Тяжбы и переписка продолжались почти 20 лет! Первой из борьбы выбыла компания-застройщик, которая съехала из поруганного офиса, прихватив бронзовую табличку. Оставшиеся в меньшинстве почтальоны удерживали позиции ещё четыре года, но, в конце концов, были вынуждены капитулировать перед совместным натиском сотрудников муниципалитета и музея.
Из романов Конан Дойля известно, что Холмс и Ватсон жили на Бейкер-стрит с 1881 по 1904 год. В здании музея сдавались меблированные комнаты с 1860 по 1934 год, что вполне соответствует вышеупомянутым датам.
Со стороны, противоположной окну, к гостиной примыкала крохотная спальня Холмса. Правила приличия не позволили мне в неё зайти, но в этом и не было нужды, спартанскую обстановку, состоявшую из кровати и трюмо, можно было охватить одним взглядом и от порога. На кровати остались брошенными шляпа священника, которую я последний раз видел на Холмсе в купе поезда, и видавший виды чемоданчик. Единственным украшением стен были фотографии знаменитых преступников. Видимо, моему другу они доставляли такое же удовольствие, как чучела охотничьих трофеев заядлому охотнику. Из прикрытых тяжёлыми портьерами окон была видна часть улицы перед домом, но в этот ранний час на ней не было ни одного кэба…
Хотя гостиная гостиная была не такой уж и большой (Шерлок одним махом покрывал дистанцию от спальни до окна в гостиной, если нужно было задёрнуть шторы) она использовалась также под личный кабинет и как столовая. Сейчас в гостиной можно найти огромное количество предметов, связанных с персонажами романов: войлочную шляпу Холмса (которую он просто не мог носить в Лондоне, иначе показался бы смешным) и котелок Доктора Ватсона, трубку, скрипку, увеличительное стекло, записную книжку, химические реактивы и оборудование, персидские туфли (в которых Холмс иногда хранил табак) и т.д
На третьем этаже располагается комната Доктора Ватсона
Здесь можно пролистать записки Ватсона и, в частности, отрывки из романа «Собака Баскервилей». Стул, который вы можете здесь наблюдать, был использован иллюстратором Сидни Пэджетом для создания изображения сидячего Шерлока Холмса. Пэджет был самым известным иллюстратором приключений лондонского сыщика. Именно он придумал знаменитый образ Шерлока — высокого, худощавого мужчину с войлочной шляпой и шотландским плащом.
Комната Миссис Хадсон находится над гостиной, а её окна выходят на Бейкер-стрит. Меня поразило наличие настоящих каминов, которые к тому же работали и весело потрескивали. Не уверен, что это правильно с точки зрения пожарной безопасности, но зато как атмосферно!
Бюст Наполеона из рассказа «Шесть Наполеонов».
Профессор Мориарти, глава лондонского преступного мира и заклятый враг сыщика, в «Последнем деле Шерлока Холмса».
Голова собаки Баскервилей, легендарной призрачной собаки, якобы преследующей род Баскервилей, из одноимённого романа
Исчерпав запас русских фраз, он с радостным криком «Нихао!» устремился к поднимающейся по лестнице группе азиатов. Оставив его лопотать с восторженными китаянками, я отправился дальше. Оставшаяся часть дома трепета не вызывала. Скульптурные и художественные портреты Холмса были настолько же далеки от образа, созданного Ливановым, насколько восковые манекены персонажей – от ярких образов моего детства.
Я вышел из музея, тепло попрощавшись с констеблем и прихватив на память заветную визитку: Sherlock Holmes Consulting Detective 221-B Baker Street London
В наше неспокойное время не знаешь наперёд, чьи услуги могут тебе понадобиться." - глава из Романа "Путешествие за плюшевым зайцем. Лондонские зарисовки" купить книгу полностью можно ТУТ, ТУТ или ТУТ
@Milendia
Серия сообщений "Лондон":
Часть 1 - 80 фактов о Лондоне и Великобритании
Часть 2 - Магазин Харродс (Harrods) в Лондоне. Репортаж.
...
Часть 38 - Джонни Депп стал блондином?
Часть 39 - Лондонское настроение: репортаж "Сегодня на Уайтхолле"
Часть 40 - Музей Шерлока Холмса: Бейкер-стрит 221b
Часть 41 - Мэрилебон-хайcтрит. Пост-настроение: по-Лондоски предрождественское
Рубрики: | Интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |