Цитата сообщения Matrioshka
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5707/86441892.42b/0_b325d_5b9a91a9_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4604/86441892.42b/0_b3266_82b0438f_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4135/86441892.43c/0_b4128_919f5137_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6507/86441892.42a/0_b3250_41994af4_XL.jpg)
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4117/86441892.42b/0_b3284_b98da270_orig.jpg)
Для подробного просмотра нажмите на название зала.
Зал 5
Конец XVII и особенно начало XVIII века — эпоха крутых перемен не только в политике, но и в культуре России. Петр I резко поворачивает колесо России в сторону Запада. На смену всеобщей религиозной идеологии насильственно вводится иная система ценностей и мышления. Из Германии, Голландии, Франции, Италии и других стран приглашаются архитекторы, скульпторы, живописцы.
Начиная с петровского времени в изобразительном искусстве преобладает портретный жанр в различных видах – от парадного до камерного. Еще при своей жизни Петр I всемерно содействовал появлению собственных национальных художников, архитекторов и скульпторов. Некоторым из них выпала честь учиться в Европе. Среди петровских пенсионеров, отправленных в Италию, был Иван Никитин. В 1716 году вместе с братом он приехал во Флоренцию, где учился в Академии художеств. Его наследие невелико. Одна из лучших его работ — "Портрет напольного гетмана". Имя изображенного тоже пока установить не удалось. Среди возможных персон называют имена украинских гетманов, польско-литовского магната Яна Казимира Сапеги, состоявшего на русской службе и умершего в 1730 году.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4126/86441892.43b/0_b411e_9a2c1cee_orig.jpg)
Иван Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720-е
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4128/86441892.43b/0_b4123_4027b39f_orig.jpg)
Никитин Иван Никитич. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4137/86441892.43b/0_b4120_73563145_orig.jpg)
Иван Никитич Никитин. Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова. 1726
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4130/86441892.43b/0_b4125_39b40b18_orig.jpg)
Иван Никитич Никитин.Портрет царевны Натальи Алексеевны
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4135/86441892.43b/0_b4122_bc758b27_orig.jpg)
Никитин И. Н. (1690–1741) «Пётр I на смертном одре»
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4116/86441892.43b/0_b4124_656ed0d7_orig.jpg)
Портрет Петра I. Никитин Иван Никитич
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4137/86441892.43b/0_b411f_889ebbb_orig.jpg)
Иван Никитин. Портрет Анны Петровны
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4134/86441892.43b/0_b411d_ca533bf_orig.jpg)
И.Н.Никитин - Портрет цесаревны Елизаветы Петровны
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3711/86441892.43b/0_b4126_e53d996d_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4119/86441892.43b/0_b4121_1a53edcf_orig.jpg)
Матвеев Андрей Матвеевич.«Венера и Амур»
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4115/86441892.43b/0_b411c_2a5462f0_XL.jpg)
Матвеев Андрей Матвеевич. Автопортрет с женой Ириной Степановной
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4129/86441892.43b/0_b4127_38215578_orig.jpg)
Петр I Карло Бартоломео Растрелли 1810
Зал 6
Процесс европеизации русской культуры, энергично внедряемый Петром I и его последователями, проходил не так быстро и не так просто, как может показаться.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4117/86441892.43c/0_b4149_ab663868_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4121/86441892.44a/0_b5b0d_8bc03745_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3711/86441892.44b/0_b5b0e_eae84822_XL.jpg)
Почти семивековое господство иконы оставило глубокий след в художественной памяти России. Новые художественные принципы накладывались на традиционные. Происходила ломка художественного сознания. Не случайно творческие судьбы многих мастеров складывались в это время драматически. Среди них — Иван Вишняков (1699–1761), автор таинственных и притягательных портретов брата и сестры Фермор. Изображение Сарры Элеоноры Фермор — свидетельство несомненной талантливости и высочайшего художественного уровня его автора.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4136/86441892.43c/0_b414a_2af994c0_orig.jpg)
Вишняков Иван Яковлевич.Портрет Сарры Элеоноры Фермор
Есть в этом портрете несомненная близость к европейским образцам. Вместе с тем в нем еще сохраняется некая неуклюжесть, наивная чистота и свежесть отношения художника к недавно освоенным приемам писания маслом на холсте. Традиция иконописи, с ее плоскостным решением пространства и экономным отношением к цвету, также заметна в портретах Сарры Фермор и ее брата Вильгельма.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4129/86441892.43c/0_b413d_97d57c0d_orig.jpg)
Вишняков Иван Яковлевич. Портрет Вильгельма Георга Фермора
Чуть позднее портретный жанр в России, как и во всей Европе, стал самым популярным. Камерные, небольшого формата, и огромные, парадные изображения знати той поры составляют интересную и важную часть собрания Русского музея.
При всей внешней эффектности и европейском типе полотен в портретах кисти таких мастеров, как Алексей Антропов (1716–1795) или Иван Аргунов (1727–1802), тоже еще сохраняются отголоски средневековых традиций.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4115/86441892.43c/0_b413b_a49243e9_XL.jpg)
Портреты кисти Ивана Аргунова (1727–1802) и Алексея Антропова (1716–1795). В центре портрет Петра III мужа Екатерины, кисти Антропова.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4120/86441892.43c/0_b4140_691becf6_orig.jpg)
А. П. Антропов. Портрет Петра III
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4126/86441892.43c/0_b413e_795ea544_orig.jpg)
Иван Петрович Аргунов - Портрет Е. Лобановой-Ростовцевой
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4135/86441892.43c/0_b413f_d7c970a2_orig.jpg)
Иван Петрович Аргунов -Портрет И.И. Лобанова-Ростовского
Мозаичные портреты Петра I, Екатерины II и другие изготовлены на фабрике, основанной М.В.Ломоносовым в 1754 году под Петербургом.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4120/86441892.43c/0_b414c_b066b422_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4137/86441892.43c/0_b4141_b1362eca_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4123/86441892.43c/0_b414b_e7ec2a63_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4123/86441892.43c/0_b414f_5137e552_orig.jpg)
Бюст Меньшикова
Зал 7
Жанр портрета нашел свое яркое выражение и в скульптурах Бартоломео Карло Растрелли, итальянца по происхождению. В 1716 он был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и исполнения художественных работ по украшению новой русской столицы. В Россию приехал вместе с сыном Франческо Бартоломео — будущим архитектором. Непревзойденной по филигранной технике исполнения остается его монументальная скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741).
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4117/86441892.43c/0_b41b5_74ad7d04_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4124/86441892.43c/0_b41b7_a4a72933_orig.jpg)
Шпалера «Полтавская баталия» — одно из значительных и наиболее известных произведений Петербургской шпалерной мануфактуры, основанной по инициативе Петра I в 1716 году.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4128/86441892.43c/0_b41b9_8c0bea05_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4122/86441892.43d/0_b41bf_fd09c8d7_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4132/86441892.43d/0_b41c0_797604bf_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4125/86441892.43d/0_b41c2_4c24e275_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4131/86441892.43c/0_b41ba_17de3dec_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4130/86441892.43f/0_b451e_32da8ff0_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4129/86441892.43d/0_b41dc_4e9b3a5d_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6436/86441892.44b/0_b5b14_4a1be002_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4136/86441892.43d/0_b41ef_c7a01b7d_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4118/86441892.43d/0_b41cc_526348b9_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4132/86441892.43d/0_b41cf_fedffffd_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4124/86441892.43d/0_b41cd_2b938ac2_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4138/86441892.43d/0_b41d0_6e4c956c_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4122/86441892.43d/0_b41d1_b1179e3e_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4127/86441892.43d/0_b41d2_15e67aa4_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4126/86441892.43d/0_b41d3_5c88fab7_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4127/86441892.43d/0_b41d8_50eea4eb_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4115/86441892.43d/0_b41da_aaed9085_XL.jpg)
Зал 8
В конце XVIII — начале XIX столетия портретный жанр пользовался в России особой популярностью. 1770–1780-е годы — пора расцвета творчества Федора Рокотова (1730-е — 1808), одного из самых тонких и изысканных портретных живописцев той поры. В Русском музее более сорока произведений этого мастера. Дымчато-серо-розовые и голубые тона, любимые Рокотовым, замечательно гармонировали в созданных им портретах с интерьерами эпохи рококо и раннего классицизма.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6427/86441892.43e/0_b4365_57e7e5c9_orig.jpg)
Федор Рокотов. Портрет императора Павла I в детстве
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4118/86441892.43e/0_b4367_2e12865c_orig.jpg)
Федор Рокотов. Портрет А.Г.Бобринского в детстве
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6424/86441892.43e/0_b4369_b251087f_orig.jpg)
Федор Рокотов. Обнаженная девочка
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4128/86441892.43e/0_b4368_4df5cdb2_orig.jpg)
Федор Рокотов. Портрет Графа И.Г.Орлова
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6443/86441892.43e/0_b436a_f67b7489_orig.jpg)
Ф.С.Рокотов (1794 г.) Портрет Дурасовой-Писаревой А.М
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6439/86441892.43e/0_b436b_45031f94_orig.jpg)
Федор Рокотов. Портрет В.Н.Суровцевой
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5626/86441892.43e/0_b436e_8f20a915_orig.jpg)
Дрождин Петр Семенович. Портрет А.П.Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны
![Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru ) Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru<br />
( http://gallerix.ru )](//img-fotki.yandex.ru/get/5626/86441892.43f/0_b4484_baa2f3a9_orig.jpg)
Христинек, Карл Людвиг. Портрет С.А. Грейг
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4132/86441892.43e/0_b4361_548a0055_XL.jpg)
Чувственным отношением к жизни пронизаны некоторые произведения скульпторов этого времени (Феодосий Щедрин (1751–1825) "Венера". 1792).
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5628/86441892.43e/0_b4362_2a0ed073_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4122/86441892.44b/0_b5b19_68b773ad_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4115/86441892.43e/0_b4364_c79b2c54_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6438/86441892.43e/0_b4377_945fae96_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4132/86441892.43f/0_b4378_de151388_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5639/86441892.43e/0_b4371_10436e39_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6433/86441892.43e/0_b4373_aebdfd89_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4130/86441892.43e/0_b4374_dbc430d2_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4133/86441892.43e/0_b4375_c9f61f6f_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4134/86441892.43e/0_b4376_cebe4c91_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3711/86441892.43f/0_b4379_998a21a8_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4132/86441892.43f/0_b437a_f3a0650e_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6437/86441892.43f/0_b437b_b97c955b_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4138/86441892.43f/0_b437c_47a2ff8f_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6425/86441892.43f/0_b437d_5675131f_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5640/86441892.43f/0_b437e_d28a294a_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6428/86441892.43f/0_b437f_5d35308a_XL.jpg)
Зал 9
Придерживаясь иерархии жанров, свойственной всем академиям, российская с середины XVIII столетия установила официальное первенство исторического жанра. По примеру европейских академий, в которых совершенствовались и русские мастера, в России создавались исторические полотна прежде всего на темы из Библии и мифологии, реже — собственно истории. Русскому музею принадлежит блистательная коллекция образцов академического искусства от его зарождения до недавней поры, 1980-х годов.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4127/86441892.43f/0_b4486_8b5afdec_orig.jpg)
Соколов Петр Иванович. Меркурий и Аргус 1776
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6445/86441892.43f/0_b4485_4aad7917_XL.jpg)
Антон Лосенко. Чудесный улов рыбы. 1762
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5630/86441892.43f/0_b4487_874a0043_orig.jpg)
Антон Лосенко. Андрей Первозванный
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4120/86441892.43f/0_b4488_1b8310a9_orig.jpg)
Лосенко Антон Павлович (1737-1773) Авраам приносит в жертву сына своего Исаака. 1765
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4137/86441892.43c/0_b4146_57ee7294_orig.jpg)
Лосенко Антон Павлович. Зевс и Фетида
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5636/86441892.43f/0_b448a_5c738ea3_orig.jpg)
Лосенко Антон Павлович. Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4131/86441892.43f/0_b448b_76b808e_orig.jpg)
Лосенко Антон Павлович. Фёдор Григорьевич Волков, основатель русского театра
Особенную роль в истории становления русского исторического жанра сыграла картина Антона Лосенко "Владимир и Рогнеда". Это произведение обращено к эпизоду из национальной истории (X век).
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5626/86441892.43f/0_b448c_59dd78d0_orig.jpg)
Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда
Князь Владимир, крестивший Русь, утвердившись на новгородской земле, пожелал взять себе в жены дочь полоцкого князя Рогнеду. И, несмотря на ее сопротивление, хитростью и властью добился своего. Введение в картину простолюдинов — русских и польских — придает ей жизненность, национальный колорит и историчность.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6439/86441892.43f/0_b448d_4f98699f_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5639/86441892.43f/0_b4605_4e6f30a7_XL.jpg)
Зал 10
Дмитрий Левицкий (1735–1822), пожалуй, самый яркий русский портретист-живописец эпохи просветительского классицизма.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4116/86441892.43f/0_b4666_3e7901e_orig.jpg)
Дмитрий Григорьевич Левицкий - Портрет П. Репниной.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4116/86441892.43f/0_b4668_d3e7f12d_orig.jpg)
Левицкий Дмитрий Григорьевич - Портрет Агафьи Дмитриевны, дочери художника
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5636/86441892.43f/0_b466c_46ea23c2_orig.jpg)
Дмитрий Левицкий. Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4124/86441892.43f/0_b4669_2a129c8c_orig.jpg)
Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Митрофановых
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4124/86441892.43f/0_b466a_36997579_orig.jpg)
Левицкий Дмитрий Григорьевич.Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4135/86441892.43f/0_b466b_7acafe5b_orig.jpg)
Левицкий Дмитрий Григорьевич.Портрет Николая Александровича Львова
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6427/86441892.448/0_b59af_8d5af61f_orig.jpg)
Д.Г. Левицкий. Портрет Алимовой Г.И.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4127/86441892.448/0_b59b1_346660ac_orig.jpg)
Д.Г. Левицкий. Портрет Борщовой Н.С.
![Цифровая репродукция этой картины находится в интернет-галерее http://gallerix.ru Цифровая репродукция этой картины находится в интернет-галерее http://gallerix.ru](//img-fotki.yandex.ru/get/6442/86441892.448/0_b59b0_8dada371_orig.jpg)
Д.Г. Левицкий. Портрет А.Д. Ланского
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6430/86441892.448/0_b59b2_76c7ea79_orig.jpg)
Д.Г. Левицкий. Портрет графини А.С.Протасовой
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4123/86441892.448/0_b59b3_c5078e04_orig.jpg)
Д.Г. Левицкий. Портрет Е.И.Нелидовой
![Цифровая репродукция этой картины находится в интернет-галерее http://gallerix.ru Цифровая репродукция этой картины находится в интернет-галерее http://gallerix.ru](//img-fotki.yandex.ru/get/5631/86441892.448/0_b59b4_8df30cac_orig.jpg)
Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4130/86441892.448/0_b59b5_2152fae8_orig.jpg)
Д.Г. Левицкий. Портрет Левшиной А.П.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4120/86441892.448/0_b59b6_fe7fb2d2_orig.jpg)
Д.Г. Левицкий. Портрет графа А.И. Воронцова
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4116/86441892.448/0_b59b7_954707da_orig.jpg)
Д.Г. Левицкий. Портрет А.А. Воронцовой в детстве
"Портрет Екатерины II — законодательницы" (1783) — пример парадного, репрезентативного изображения с символикой и аллегориями.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4125/86441892.43f/0_b4665_7f5d8bf4_orig.jpg)
Портрет Екатерины II — законодательницы“ (1783), Дмитрий Левицкий (1735–1822).
Императрица изображена в храме Богини Правосудия. Екатерина II предстает перед скульптурным образом богини в виде Законодательницы. Сжигание на алтаре маковых цветов обозначает, что императрица жертвует собственным покоем для общественного счастья. Лавровый венок вместо обычной императорской короны, знаки ордена святого Владимира, книги у ее ног означают истину, отличия за труды для пользы Отечества. Море вдали, Меркурий на развевающемся флаге — знаки защищенной законом торговли.
Портрет был заказан художнику князем А. А. Безбородко для его дома на Почтамтской улице. С него делались повторения, копии и гравюры.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5625/86441892.43f/0_b465e_c8ff903b_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4130/86441892.43f/0_b4661_476a2a8a_XL.jpg)
Скульптор Федот Шубин (1740–1805), сформировавшийся на севере, в Архангельском крае, через всю свою жизнь и творчество пронес любовь к народному искусству, особенно резьбе по кости, которой славились архангельские мастера. Во многих скульптурных портретах из мрамора сказался навык художника работать с твердым материалом, добиваясь максимального сходства с натурой. Портреты Шубина не просто точны физиогномически. Это одновременно портреты-характеры. Шубин не боялся деталей. Они не мешали в его портретах главному — характеристике персонажа. Коллекция работ Шубина в Русском музее — самая представительная в мире.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5631/86441892.43f/0_b4662_a58b1721_orig.jpg)
"Екатерина II — законодательница" (1789) — огромная фигура в мраморе — демонстрирует Шубина — мастера аллегорий и декоративных форм. Статуя была создана по заказу князя Григория Потемкина для Таврического дворца. Стареющая императрица представала могущественной и женственной одновременно за счет аллегорических атрибутов и мягкой, лирической характеристики образа.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4124/86441892.43f/0_b465f_e56a98d9_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4138/86441892.43f/0_b4660_eb519efb_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5634/86441892.448/0_b59ae_2e47d95e_XL.jpg)
Серия сообщений "Русский музей":
Часть 1 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.
Часть 2 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.