-Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Толкование снов Толкование сновУзнайте в чем тайна вашего сна — стоит готовиться к чему-то плохому или, наоборот, надо чтобы сон обязательно сбылся. Вы непременно найдете толкование вашего сна, ведь в базе уже сейчас содержится 47
  • Перейти к приложению 5 друзей 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до
  • Все на карте

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ин-яна

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2011
Записей: 10888
Комментариев: 5489
Написано: 19754


Золотое кольцо России, Кострома

Среда, 21 Ноября 2012 г. 23:54 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова


Кострома – одна из жемчужин знаменитого «Золотого кольца России», старинный город на Волге.

Многовековая история Костромы тесно связана с формированием и развитием Российского государства. Кострома сохранила прекрасные памятники русской архитектуры и уникальные произведения русских мастеров.


Основателем города принято считать Юрия Долгорукого.
Первое упоминание о городе Костроме зафиксировано в 1213 году в Воскресенской и Тверской летописях. В середине XIII века Кострома становится центральным городом удельного княжества, а в 1362 году вошла в состав Московского княжества.

Дважды за период Смутного времени опустошали Кострому поляки, отряды костромских ополченцев отправились отсюда на Москву в составе войск Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В 1613 году в костромском Ипатьевском монастыре бояре призвали на царство 16-летнего Михаила Романова, ближайшего из всех оставшихся в живых родственников Ивана Грозного, вернее, его жены. С этим событием связана и другая известная страница истории города – спасение будущего царя Иваном Сусаниным: костромской крестьянин, как гласит легенда, завел прибывших для расправы над Михаилом поляков не в деревню Домнино, где тот скрывался, а в непролазные топи, за что и поплатился жизнью.

Таким образом Кострома стала родиной царской и императорской династии Романовых.

Романовы, кстати, подвига Сусанина не забыли – его родственникам были пожалованы земли, самому Ивану воздвигли в Костроме памятник, а центральную, Екатерининскую площадь, по приказу Николая I, в 1835 году переименовали в Сусанинскую – название, которое было возвращено ей в 1992 году.


В период XVI-XVII вв. Кострома, один из крупных городов. Были развиты ремесла: кожевенное, кузнечное, серебряное, разные виды текстильного ремесла, кирпичное дело, развивалась архитектура и живопись. В 1751 была основана первая полотняная мануфактура. В конце XVIII-XIX вв. велась интенсивная застройка города каменными домами.


С 1778 г. Кострома — губернский город. С 1786 по 1796 г. должность правителя Костромского наместничества занимает Ламб, Иван Варфоломеевич. В 1790-х Костроме работало уже пять суконных фабрик, город выходит на первое место в России по производству льняных тканей.

В 1905 г. в Костроме создается один из первых в России Советов рабочих депутатов.

Кострома. Вид с колокольни собора. 1911 год.

После революции, 14 января 1929 г. постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния упраздняется. Её территория включается в состав сперва Ивановской, а затем Ярославской области. Кострома теряет статус губернского города. И только с 13 августа 1944 г. город Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области.

До сих пор в Костроме сохранился его исторический центр – улицы, веером расходящиеся от центральной площади: эта планировка была заложена согласно Екатерининскому плану застройки города после пожара 1773 года. Красивейшие дома той эпохи служат украшением главной площади, представляя собой единый архитектурный ансамбль. Около двух десятков храмов, три монастыря, среди которых знаменитый Ипатьевский, после уничтожения Костромского кремля ставший главным архитектурно-историческим памятником Костромы, часовни, многочисленные исторические дома, усадьбы, монументы – Кострома по праву носит звание одного из самых красивых городов «Золотого кольца России».

На центральной площади города (площадь Ивана Сусанина) расположен памятник архитектуры, одна из достопримечательностей города — Пожарная каланча Костромы. Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена. Архитектор — П. И. Фурсов. Строительство каланчи велось в 1824—1825 годах, отделочные работы — в 1825—1827 годах. Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1870-х годах к зданию пристроили пожарные депо. На протяжении всей своей истории каланча использовалась пожарной службой. В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Ныне в здании размещён музей.

В Костроме можно одновременно дышать атмосферой прошлого и почувствовать пульс большого промышленного города, областного центра. Кострома удивительным образом сохранила обаяние старого купеческого волжского города.




Ключевым историческим памятником Костромы считается Ипатьевский монастырь. Впервые упоминается в летописи в 1432 году, но основан был значительно раньше — в 1330-х годах. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница

По одной версии монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Чётом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве христианство под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление, им на этом месте он основал монастырь. Сначала был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена.

Согласно другой версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич по прозвищу Квашня, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. После смерти князя Василия и упраздения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых.

После Октябрьской революции, в 1918 году, монастырь был упразднён и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид. Согласно историческим сведениям, Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре (в Костроме) и окончательно закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме (в Екатеринбурге). На фото палаты Романовых в Ипатьевском монастыре.

Кострома и Ипатьевский монастырь, как самая значимая достопримечательность города, изображены на серебряной памятной монете Банка России (2003 год)



В стенах монастыря находится Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь" и музей деревянного зодчества.

Также выдающимися памятниками архитектуры и истории в Костроме являются Богоявленско-Анастасьинский монастырь и комплекс Торговых рядов. Богоявленский монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — первого каменного сооружения Костромы. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного.

Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков: три иеромонаха — Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки — Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских крестьян (последующие поколения насельников монастыря вплоть до революции ежегодно совершали 30 декабря заупокойные службы в память о погибших защитниках обители)

17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской и Галичской епархии Русской Православной Церкви. Сюда перенесли главную святыню Костромы — Феодоровскую икону Божией Матери. В здании Трапезной палаты сейчас находятся учебные классы Духовной семинарии. Посетителям вход на территорию монастыря запрещён; открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни.

На правом берегу реки Волги расположен еще один исторический памятник Костромы — Церковь Рождества Христова на Городище. Храм предположительно построен в середине XVII века. Изначально он являлся посадской церковью деревни Городище, которая в XVII веке принадлежала стольнику Г. И. Морозову, а после его смерти в 1662 году была унаследована его вдовой — известной старообрядчицей Феодосией Морозовой. В 1663 году храм на Городище был впервые упомянут в архивных документах как уже возведенная каменная церковь. После ареста Морозовой в 1671 году её костромские владения, в том числе и село Городище с церковью, стали дворцовыми поместьями. Около 1700 года Христорождественская церковь была, по-видимому, сильно перестроена или даже отстроена заново, так как в документах 1702 года упоминалась как «новопостроенная». Первоначально церковь являлась пятиглавой и была перестроена в одноглавую либо в конце XVII века, либо после пожара 1773 года; в документах XIX века храм уже упоминается как одноглавый. Имеет колокольню, первый ярус которой представляет собой четверик, а второй — восьмерик. К юго-восточному углу церкви примыкает одноглавый придел Ильи Пророка, отчего храм часто называют не Христорождественским, а Ильинским.

Кострома стоит в стороне от больших дорог, и это сразу заметно. Здесь нет обилия туристов и городского шума и суеты больших городов, как, например, в Ярославле, находящемся от Косторомы всего в 70 километрах. Тем не менее истинные ценители старинной русской культуры непременно посещают Кострому и ее достопримечательности во время путешествия по Золотому Кольцу России.








Являясь в прошлом традиционным городом текстильной промышленности, сегодня Кострома проявляет себя с совершенно новой стороны: как современный индустриальный город с новыми перспективными отраслями и молодыми предприятиями. Энергетика, машиностроение и металлообработка, электроника и приборостроение, деревоперерабатывающая и легкая промышленность, а также традиционный текстиль - это отрасли, характеризирующие новый промышленный облик Костромы.


Источники:
http://www.russia-ht.ru/country.phtml?r=5
http://omyworld.ru/3578
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=551
http://www.kostroma-online.ru/
Рубрики:  Города
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку