Поиск сообщений в Наталья-фотошаман-Кулик

Набег на Крым

Среда, 27 Июля 2011 г. 00:30 + в цитатник

4 июля 2011 г.

Утро началось ночью. Спала - не спала - сложно сказать. В 3 часа уже на ногах. Всё заранее собрано и упаковано. Остаётся только садиться и выезжать. До Карачарова, где живет моя подруга, доехала бы быстро, если бы навигатор громче говорил. Ведь не пользуюсь им никогда, и не надо начинать. А так пришлось разворачиваться.
Выезд состоялся в 4.55. На одометре 26004 км. Сегодня понедельник, но Москва не торопится на работу. Машин мало. Неспешно добрались до выезда из Москвы на трассу М 4 «Дон» за 15 минут.
Сразу было решено двигаться в Крым по М 4 через Богучар, далее по дорогам местного значения к какому-нибудь неприметному погранпереходу. Сначала маршрут был один, но по ходу движения он был пересмотрен. Свернули с трассы «Дон» в Богучаре у поста ГАИ по указателю на Кантемировку. Ехать 70 км. В Кантемировке нужно двигаться по главной дороге до железнодорожного переезда. Здесь находится последняя на нашей территории заправка, Роснефть "Подсолнух". Далее через переезд, налево вдоль ж/д. по указателям на Луганск. Замучив местное народонаселение вопросами, в итоге добились того, что нас проводили к финишной прямой до границы. Поднялись на гору, потом спустились, и вот она - граница. Переход совершили в Бугаевке (это на Российской территории). Мы были второй из трех машин на этом посту. Российские пограничники оформили нас за 5 минут. Зато хохлы дважды осматривали с пристрастием салон, багажник и бардачок. Им, наверно, просто скучно было. Похоже, что их КПП Просяное - редко посещаемое москвичами место. Несмотря на их придирчивость, прошли таможню достаточно быстро. Все заняло не более часа. Точно не засекали.
И вот мы в Украине. 16 км и первый большой населенный пункт Марковка. Нам подсказали удобный маршрут до Луганска. От автовокзала нужно ехать прямо по главной дороге через всю Марковку, на Беловодск, далее до Луганска.
Луганск - город большой. Чтобы выбраться из него на Донецк, пришлось немного поплутать. Объяснить сложно как проехать, потому что все дороги ведут в Донецк, а выехать невозможно. Спасибо одному дедуле на 2140 Москвиче - поставил на путь истинный.
Дорога дается легко. По всему пути следования машин мало. Дорожное покрытие вполне приличное, только в некоторых местах выбитое. Двигаемся со скоростью 100-110 км/ч, бортовой компьютер выдает среднюю скорость в пути 86 км/час. Расход топлива 6,7 - 7,5 л/100 км при включенном кондиционере. Заправляемся по мере опустошения бака до половины. В Украине заправлялись по тому же принципу "полубака" на ТНК и на Parallel.ua. Качественный бензин («паливо»), стоимость в среднем 10.15-10.30 гр./л. К тому же на Параллели принимают пластиковые карты к оплате.
Выбравшись в конце концов из Луганска, продолжили путь к Донецку. Повсюду видны шахты, отвалы шлака возвышаются как горы. Это Донбасс.
Вот и Донецк впереди. Тут и стемнело. Поэтому видели мы его со стороны объездной дороги в вечернем освещении. На объездную дорогу можно попасть с основной трассы перед Донецком, уйдя вправо по указателю на Мариуполь. Повстречали на объездной украинский CEED такого же цвета как мой. Слегка покрутились друг перед другом, погонялись. Мы его, конечно, победили. И с победным рыком умчались в ночь к Мариуполю.
Через 40 километров мы остановились на ночлег в мотеле «Форсаж» в Волновахе, заплатив 300 гривен за двоих. Очень приличный номер, с огромной кроватью, удобным матрасом, чудесным мягким одеялом, душем и телевизором. Что еще нужно усталому путнику, пробывшему в пути 18 часов и проехавшему 1162 км.
Попив чайку и съев по бутерброду, легли спать.

5 июля 2011 г.

С утра душ, туалет, завтрак - все как положено. Едва успели выехать на трассу до того момента, как ее перекрыли - ожидался проезд какого- то «лица». Промчались с ветерком по приличному двухполосному шоссе. Не доезжая 30 км до Мариуполя, повернули на Одессу, мимо Володарского и Мангуша, далее по указателю свернули на Бердянск (в него не заезжаем), далее на Мелитополь. Перед ним на юг к Крыму. В результате мы попали на конечный участок трассы Москва - Симферополь. Сразу прибавилось машин, приходилось много обгонять. Следующей вехой и первым городом на пути был Джанкой. Пересекая Сиваш, в полной мере ощутили прелесть запаха преющих водорослей, ила и прочей раздражающей нюх гадости.
Много машин ушло сразу на Феодосию. Мы же свернули на Симферополь. Здесь повторилась история с Луганском. Снова заплутали. Но доброжелательные граждане помогли в поиске дороги. Поэтому отсутствие навигатора нисколько не напрягает.
Достаточно скоро мы въехали в Бахчисарай. Наипервейшей задачей было найти ночлег. И, о чудо, указатель на туристический комплекс "Диана". Туда мы и направились. Указатель на Севастополь, разбитая дорога в гору, идущая мимо кладбища, - вот наш маршрут. Но базу нашли. Оказалось, что это гостиница Бахчисарайского охотничьего общества. Нам предложили номера за 264 гривны и за 120. Выбрали туристический номер за 120 гривен - отличие только в отсутствии телевизора. Зато стоимость в 2 раза ниже. Обошлось нам проживание в 240 гривен за два дня на двоих. Еще и завтрак заранее заказали на завтра.
Расположившись в номере, сразу рванули на экскурсию. Поскольку база расположена близко к Старому городу, добрались туда быстро. Нужно было идти пешком, потому что парковки все здесь платные. А то бы рассмотрели пристально узенькие улочки, прикоснулись бы к старине глубокой.
Рядом с парковкой сейчас снимают фильм об Анне Герман, причем Бахчисарайский дворик изображает Среднюю Азию. Создали даже тандыры из папье-маше. В фильме снимается Марат Башаров, мы его мельком видели. В общем, сдав машину под присмотр, пытались осмотреть ханский дворец. Оказывается, после 17.00 вход на территорию Ханского дворца платный. Ничего, отложили его посещение до следующего дня.
Зато удалось вкусно поужинать в кафе "Эски-Шеэр". Уличные зазывалы были столь настойчивы, а мы настолько голодны, что ужин принес удовлетворение всем. Сидя на веранде с видом на ханский дворец, мы отужинали шурпой, салатом Шакароп (помидоры, лук, перец и масло), выпили чаю. Пока ели, стемнело. Добирались до базы в потемках, мимо кладбища.

6 июля 2011 г.

Сегодняшний день обещает быть очень насыщенным. Мы запланировали посещение пещерных городов Мангуп и Эски-Кермен. Чтобы лишний раз не плутать, дорогу к этим достопримечательным местам выспросили у лесников. Ведь охотоведы и лесники располагаются в нашей же гостинице. Очень удобно для охотников. Разговор начали про охоту, про расценки на нее. Потом перешли к главному вопросу. Два дедули наперебой стали объяснять и рисовать схемы проезда. Все так просто, когда знаешь. И правда, когда мы ехали, все оказалось проще простого.
Пещерные города возле Бахчисарая расположены на расстоянии до 20 км. Первым из них мы посетили Мангуп - Кале.

Мангуп-Кале

средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Столица православного княжества Феодоро, затем турецкая крепость. Мангуп-Кале расположен на плато горы-останца Баба-Даг (крымскотат. baba — отец, da — гора). Наибольшая высота составляет 583 м. Гора представляет собой отдельно стоящее возвышение, круто обрывающееся к югу. С северной стороны гора имеет четыре протяженных выступа, называемых мысами. Самый западный выступ именуется Чамны-бурун— «Мыс с соснами», второй с запада — Чуфут-Чеарган-Бурун — «Мыс вызова евреев», следующий — Элли-бурун — «Ветренный мыс» и, наконец, самый восточный — Тешкли-бурун — «Мыс с дыркой». Он получил своё название из-за сквозного грота, образовавшегося в результате обрушения искусственной пещеры. Между мысами пролегают овраги, каждый из которых также имеет свое название: с запада на восток — Табана-дере («Кожевенный овраг»), Гамам-дере («Банный овраг») и Капу-дере («Воротный овраг»).

Ближайший населенный пункт к началу тропы на плато находится у села Залесное. Из Бахчисарая по главной дороге из города нужно ехать прямо вдоль ж/д. до второго железнодорожного переезда, но пересекать ее не нужно. В селе Танковое после спуска с горы повернуть направо по указателю на Эски-Кермен, далее через Красный мак насквозь, далее до села Залесного. Обогнув Юстинианово озеро, доехать до конца деревни. Там касса и начало тропы. Билет стоит 20 гривен.
Длина тропы составляет 1700 метров. Она идет в тени вязов, градусов под 45. Деревья подступают со всех сторон, замшелые камни и корни деревьев создают дополнительные трудности.
Сегодня утром лесники стращали нас клещами. Вроде бы энцефалитных не встречается. Но все равно приятного мало. Поэтому, продираясь через кусты, мысль о них не покидала наши головы. Нужно будет осмотреть себя по возвращении из похода.
Где- то недалеко от начала маршрута мы догнали группу молодежи из студенческого лагеря, во главе которого был дядя Витя - шутник и балагур. Мы их обогнали, потому что они шли медленно. Но дядя Витя нас пригласил в свою компанию, пообещав интересный рассказ и массу нестандартных впечатлений. Мы не отказались.
По пути мы набрели на "женский" родник. Виктор рассказал стишок, который раньше был возле родника написан на табличке...

Ты мой гость, испей моей воды.
И не расходуй воду скупо.
Но родника не засори –
Не будет без меня Мангупа.

Поднялись наверх. Все плато заросло травой и цветами. Пахнет горячими травами, свежий ветер обдувает разгоряченное тело. Голову печет солнышко, а над нами голубое небо с легкими перышками облаков. Стоя на краю скалы, ощущаешь себя невесомой пылинкой. Дунет ветер посильнее, ты раскинешь руки и полетишь над этими бескрайними просторами... О чем это я? Куда полетишь?..
Идем дальше, в пещерный мужской монастырь. В нем всего лишь один монах, которого не было на месте. Зато нас встретил послушник с бородой и в адидасовском костюме. Какое вольнодумство.
Интересно было пробраться через так называемую "мышеловку" - дыру между скальными плитами. Она очень узкая, того гляди застрянешь. Лезли по наводке Виктора, чтобы сэкономить расстояние до плато и не идти в обход.
Прошлись до цитадели, пофоткались в "дырявом" мысу плато, напились из "мужского" родника под стишок Виктора:

Друг, ты мой гость, присядь в моей тени.
И, жажду утолив, послушай тишину.
Она в воображенье будет.
Но родника не засори –
Мангупа без меня не будет.

На самом деле, названия "мужской" и "женский" родники приобрели по воле археологов, которые таким образом поделили места для помывки мальчиков и девочек.
После родника до окончания маршрута осталось совсем не долго. Тропа бежит вниз. Мы поблагодарили экскурсовода и отделились от компании.
При спуске вниз на тропе нам попались крупные еловые шишки. Моментально родилась идея подарка ceed-клубу - мешок шишек. Будем самовар крымскими шишками топить.
На этом наш поход завершился. Спустившись вниз, уставшие, мы направились в Крымский дворик на обед. Взяли лагман с острющей приправой и суп из фрикаделек с домашней лапшой, а также травяной чай "Бодрость". Сидели - лежали за дастарханом, в подушках, обложившись картами и путеводителями. Чаек оправдал свое название - у нас открылось второе дыхание. Нам оказалось мало ходьбы по Мангупу и решили мы добить себя, поехав в Эски-Кермен. Благо недалеко и до вечера еще много времени... Тем более с утра планировали, но не были уверены.

Эски-Кермен

средневековый город-крепость. Построен на столообразном горном плато, ограниченном обрывами до 30 м высотой. Город был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. В XII и XIII века количество жителей превысило 2000 человек. Древний город включает в себя около 350 пещер, вырубленных в скалах. Большая часть из них появилась в XII—XIII веках как хозяйственные помещения, в основном как загоны для скота, реже как склады. Небольшая часть пещер (15 %) выполняла оборонительные функции или являлись пещерными храмами.

Вернувшись в Красный мак, повернули в начале поселка по указателю на Черные камни, а на следующей Т-образной развилке на Белые скалы:))) И до конца деревни, потом по грунтовке до частного земельного владения Эски-Кермен. В очередной раз заплатив за парковку 10 гривен и за билет по 20 гривен, начали подъем на плато. Здесь целый пещерный город и пещерные храмы. Сохранились целые кварталы, как пчелиные соты. Великолепное зрелище, интересно полазить, повыглядывать из окон-дырок в отвесных скалах. Аж дух захватывает и что-то сжимается внизу живота, когда подходишь к краю обрыва, и под тобой бездна в несколько сотен метров.
Насладившись в полной мере пещерными городами, вернулись в Бахчисарай. Трудный горный день сказался на аппетите. Поэтому без душа и переодевания две мадамы рванули в Старый город на ужин. Час был поздний. Захотелось в пафосный ресторан «LE CAFЙ Пушкин». На наше счастье он еще был открыт. Прошли во внутренний дворик, расположились за столом. Видно, что дизайнер на славу поработал над интерьером. Здесь очень уютно. Заказали чебуреки с мясом, с помидорами и сыром, запеченный чебурек с сыром - янтык, овощной салат с кунжутом и ароматный маслом. Вершиной ужина стал ШТРУДЕЛЬ с мятой и мороженым. Все было дополнено чаем из луговых трав. Все так красиво сервировано и очень вкусно приготовлено. Короче, все понравилось. А еще больше удивились ценникам, которые не больше прочих. Так что не нужно бояться вывесок и внешнего антуража. Советую всем этот ресторан.
Вечернее винопитие и смех полностью вернули нам силы для дальнейшей реализации наших планов покорения Крыма.

7 июля 2011 г.

Получив свой заказанный завтрак, наелись на полдня. Сложили вещи в машину. Выписались из гостиницы. Но уезжать пока рано, у нас в планах еще посещение Свято-Успенского мужского монастыря и крепости Чуфут-Кале. Сначала монастырь.
По длинной улице Ленина едем в Салачик (или Староселье). Здесь начинается тропа, ведущая к Свято-Успенскому монастырю и к крепости Чуфут-Кале.

Свято-Успенский мужской монастырь в Бахчисарае

Обитель была основана в XIV веке и пользовалась уважением у всех правителей Крыма. Пещерные кельи и храмы монастыря – настоящие ласточкины гнезда, выдолбленные в отвесных стенах ущелья. К древней Успенской церкви ведет лестница, проходящая через ворота в основании колоколенки. На противоположной стороне ущелья расположен монастырский курятник, ошибочно принимаемый за кельи.
Сам монастырь расположен в пещерах. К входу ведет огромная лестница. В стену вдоль лестницы вмонтированы медальоны, говорящих о тех святых обителях, откуда есть монахи в этом монастыре. Чтобы войти на территорию монастыря, необходимо прикрыть все открытые части тела и голову.

Подъехать можно поближе к входу, парковка стоит 20 гривен. Мы поставили далековато, но за 10.
От монастыря тропа ведет вверх по ущелью, и немного погодя мы попадаем к Южным воротам Чуфут-Кале.

крепость Чуфут-Кале

Это название переводится как «Еврейская крепость». Основатели Крымского ханства запретили иудеям-караимам жить в долине, и те ушли в пещерный город, известный с ветхозаветных времен. Здесь они жили до середины XIX века. На территории хорошо сохранились древние кенассы (караимские молельни), мавзолей дочери хана Тохтамыша и древние стены крепости.

Вход стоит 40 гривен. Попав на территорию этой древней крепости, мы пошли против течения, начав осмотр с другой стороны. И оказались в полном одиночестве среди ароматов цветов и трав и стрекотания цикад. Древние стены, пещерные жилища, колеи от старинных повозок в глубину "по колено". И скалы, снимавшиеся в советской киношке "Всадник без головы". Такое вот место.
Хорошо, что мы побывали здесь утром. Потому что теперь нам на встречу идут огромные толпы туристов. В Чуфут-Кале теперь не развернуться.
Следующий пункт программы - ханский дворец (между нами "хамский")

Ханский дворец в Бахчисарае

Это крупнейший памятник мусульманского зодчества в Крыму. Ханы из рода Гиреев отсюда руководили набегами своей орды. Дворец построили в хорошем месте: здесь всегда есть вода, а зимой нет ветра.

Наконец-то вход на территорию бесплатный. А вот посмотреть на знаменитый Бахчисарайский фонтан нам не удалось. Он расположен на отдельной территории и стоит отдельных денег. Нам стало жалко по 50 гривен. Тем более, что история фонтана всем известна, а смотреть там не на что.
От дворца через парк поднялись к советскому танку, стоящему на постаменте. В давние времена, во время посещения сего места с родителями, моя подруга Светлана была запечатлена рядом с этим памятником. Этот танк дорог Свете как память о детских годах, поэтому сфотографировать ее на фоне памяти - это святое. Будет что с чем сравнить дома.
После был традиционный «Пушкин» со своими вкусностями. На этом наше пребывание в Бахчисарае окончено. Теперь наш путь лежит в сторону Севастополя. Пока-пока, Бахчисарай. Когда еще свидимся.
На выезде из города увидели лавандовое поле. Резко свернули на грунтовую дорогу, помчались по ней, вздымая клубы пыли. И мы были не одиноки в своем порыве. Еще две московских машины подъехали на это поле. И начали прыгать, бегать, рвать лаванду, фотографироваться, как дикари. В машине от лаванды такой пряный аромат разлился, просто великолепный. Так и поехали вперед, в благоухающем облаке запаха.

И вот оно, море. Появилось оно в Инкермане. Это один из районов Севастополя. Сугубо промышленный придаток большого города. С одной стороны его ограничивает железная дорога, с другой грузовой порт. Интересных мест здесь не много. Посмотрели руины крепости Каламита и скальный монастырь Святого Климента.
Здесь, в Инкермане, мы распрощались с нашими рыбками на машине. Решили снять, дабы меньше привлекать внимание и не попортить лакокрасочное покрытие. Рыбки море увидели и уплыли;)
Нужно ехать дальше. Ведь ночевку еще нужно найти. Незаметно въехали в Севастополь. Проскочили его насквозь, стремясь на берег. Мыс Фиолент. Вот куда нас вывела дорога. Всюду отвесные берега, нависающие над лазурным морем. Но нет никакой возможности спуститься вниз. Пришлось ехать дальше. Купаться то хочется. Это удалось на Яшмовом пляже у Георгиевской скалы. Здесь находится Свято-Георгиевский монастырь. От его стен на пляж идет лестница, в которой 794 ступени. На 530 ступени стоит лавочка для отдыха, а на 680 расположен душ. Все посчитано и запротоколировано.
Вода очень холодная и чистая. Есть медузы. Сначала зашли по щиколотку, потом и целиком окунулись. Наплескались, навизжались. Уже почти стемнело и пора кушать. А где ночевать еще не ясно. Но не ехать же в ночь неизвестно куда. В итоге, сняли у бабушки комнатку: курятник с маленьким окошком. По 80 гривен с человека. Все свое, даже постельное белье. Иначе и разговаривать не хотела, на одну ночь им не выгодно пускать постояльцев. А какая разница, если вообще никто не останавливается здесь? Завтра поищем палаточный городок.

8 июля 2011 г.

Чтобы не разлеживаться, поставили будильник. Завтракали под черешней в саду. Хозяйка составила нам компанию. Понятно, конечно, что ей и поговорить не с кем. Но и настроения с утра вести беседы нет никакого. Поэтому быстро позавтракали, собрались и отчалили. По наводке бывалого моряка из местных жителей поехали в Казачью бухту. Это в другую сторону от Севастополя. Там море близко и можно встать с палаткой. Это то, чего мы и хотели. В Казачьей бухте доехали почти до маяка. На большой песчаной площадке стояла единственная палатка. Это оказались автопутешественники из Донецка. Мы их расспросили, что и как, ведь они начали свой маршрут от Феодосии. Вместе искупались и немного погрелись на солнышке. Потом, распрощавшись, поехали в Севастополь. Теперь место ночевки определено, можно смело гулять. Сегодня в наших планах осмотр достопримечательностей этого некогда закрытого города.

Севастополь

Приморский бульвар, музей Черноморского флота, памятник затопленным кораблям, памятник Городу – Герою Севастополю «Штык-парус», Графская пристань, Северная бухта Севастополя – место стоянки кораблей Российского черноморского военного флота, Севастопольский Дворец пионеров (теперь Дворец детского творчества), Матросский клуб Черноморского флота.

По пути посетили мемориал "35 батарея" - здесь проходили ожесточенные бои во время Великой Отечественной войны.
Прогулялись вдоль набережной, посидели в парке у фонтана. Поддавшись на уговоры и выторговав 50% скидку, отправились на морскую прогулку по бухтам Севастополя (один билет 50 гривен; столько мы заплатили за двоих). На небольшом катере нас прокатили вдоль пришвартованных кораблей: военных, гражданских, кораблей – кинозвезд, доков для ремонта судов, бывшего корабля Адольфа Гитлера. Мы увидели город таким, каким он являлся морским путешественникам, возвращавшимся из плавания.
Еще одним местом, которое хотелось увидеть, находясь в Севастополе, был Херсонес Таврический. Древние руины, колоны, остатки былых веков. Как в Греции побывали.

Руины Херсонеса Таврического

Две тысячи лет назад прибрежный Крым был частью античной Греции. Этот город был самым богатым поселением эллинов на Чёрном море. Это самый впечатляющий комплекс древних руин во всем северном Причерноморье. Херсонес разрушался постепенно, при этом одни руины наслаивались на другие. Теперь древнегреческий театр, на сцене которого до сих пор идут спектакли, соседствует с византийской церковью. Пройдя по лабиринту древних улиц и выйдя к морю, можно увидеть знаменитый туманный колокол Херсонеса. Он был отлит из трофейных турецких пушек, после Крымской войны совершил путешествие в Париж, а в начале прошлого века вернулся в Севастополь. Название означает, что в туманные дни звон колокола указывал кораблям путь в бухту.

Сегодня на территории Древнего Херсонеса проводилась ярмарка народного творчества. Самыми интересными экспонатами для нас оказались куколки и изделия из бисера.
Обедали мы в пиццерии «Чилентано» недалеко от Херсонеса. Меню разнообразное, недорого и вкусно. Масса различных салатов и итальянской еды: паста, лазанья, десерты. Есть, чем поживиться.
Устав от жары, насытившись едой и впечатлениями, вернулись на берег. Прежде всего купаться. Здесь вход в море преграждают большие камни, того и гляди ногу вывернешь. Зато можно спуститься к воде, не преодолевая 794 ступени. Здесь на берегу обнаружились «петроглифы». Вряд ли это следы прошлого. Скорее всего это какие-то художники развлекались. Но впечатление производят.
Охладившись, начали подготовку к ночевке. Установили палатку, разложили стол и стулья. Вот она, мечта, - сидеть на берегу моря с бокалом вина и смотреть на закат. Все разъехались. Стало тихо…Но не надолго, потому что появились комары, которые буквально отщипывали по куску тела при каждом укусе. Тишина приморского вечера нарушалась периодическими шлепками и вскриками. Пришлось скрываться от этих летучих кусающихся гадов внутри палатки.
Через некоторое время комары исчезли, стало хорошо. Никто не кусает, тихо…
Не долго длилось это счастье, потому что сначала одна, а потом и еще машин 50 примчались на нашу площадку. Подняли пылевое облако, хаотичное мелькание фонарей, крики, ругань, мат. Оказалось, что это севастопольская молодежь развлекается ночным ориентированием, Energy Drive называется. И вот под нашим берегом, на мелководье, были первые ориентировки для выполнения итогового задания. Кто не знает, что это за игрища, могли бы подумать и о самом ужасном. Через некоторое время все свои задания выполнили, пыль улеглась, и мы наконец-то остались в тишине…Какой рай!

9 июля 2011 г.

Ночь на побережье прошла спокойно. После того, как участники Energy Drive отвалили, больше никто нас не беспокоил. Ветра ночью не было, поэтому необходимость в растяжках отпала. Закрепили ее только 4 колышками. Проветриваемые борта палатки пропускали вовнутрь морской бриз. Легкий шум прибоя, свежий воздух. Спалось очень хорошо. Разбудило нас яркое утреннее солнце. Понежившись для порядка, встали, расставили мебель, приготовили завтрак и, попивая кофеек с сырком, смотрели на море.
Упаковав все пожитки, направились на море, поплескались, немного погрелись на солнышке. Вода за ночь как-то похолодела. То есть долго в ней невозможно сидеть. Да и ехать уже нужно. Ветер странствий зовет.
Сегодня у нас по плану Балаклава. Благо, что ехать недалеко. Из Севастополя выбрались легко, как будто живем здесь давно. По пути помыли, наконец, машину. Наша свинка приобрела первозданный вид. А то пыль крымских полей в смеси с росой и дождиком придала нашему CEEDику вид маленького цементовоза.
В Балаклаву ведет единственный въезд, упирающийся в пешеходную набережную им. товарища Назукина - главный променад. У пирса покачиваются пришвартованные яхты. Волны мягко плещутся о невысокий парапет. Зазывалы предлагают морские прогулки по бухте. Достаточно, мы уже вчера катались.
Прогулялись по набережной, взобрались на скалу над бухтой. Я была в босоножках на каблуках. Таких подвигов при восхождении я еще не совершала. Устроили фотосессию на фоне Балаклавской бухты.
Следующим пунктом нашей программы был бункер ремонтной базы подводных лодок - объект 825 ГТС Советских времен.

Балаклавский военно-морской центр

До недавнего времени Балаклава был закрытым городом, потому что здесь располагалась база черноморских подводников. Здесь, в глубине горы Таврос, находится некогда секретный бункер для подводных лодок. Сейчас это музей. А когда-то «объект 825 ГТС» был настоящим подземным городом, способным выдержать удар 100 мегатонной ядерной бомбы и прожить за многотонными дверями без всякой связи с поверхностью целый месяц. Здесь особый микроклимат – постоянная температура +15єC и влажность 91%.

Купили билет за 30 гривен, поставили на него печать, означающую, что мы можем самостоятельно без экскурсовода перемещаться по некогда секретному объекту - получили вольную. Там достаточно прохладно, мы быстренько все посмотрели, вышли на улицу. И тут, как издевка, лоток с мороженым. Ага, щассс. На улице такая жара, мы слегка подкопченные, руки-ноги холодные. Ух...Сели в горячую машину: вот оно – счастье.
Кинули парковщиков на платной парковке. Незаметно сели в автомобиль, а когда он отвернулся, быстренько вильнули хвостом и были таковы.
Дальнейший наш путь лежит по Новому Ялтинскому шоссе вдоль ЮБК в сторону Фороса. И тут неожиданно появилась табличка, указывающая на поворот к Байдарским воротам. Самые настоящие ворота, построенные в честь окончания строительства первой дороги из Севастополя с Ялту в 1848 г.
Решение об изменении маршрута созрело мгновенно - ворота так ворота. Всего- то ничего. Через Орлиное мы начали подъем.
По пути на Байдарский перевал нам попался родник. Мы набрали воды во все свободные ёмкости, перемыли все овощи и фрукты. И, как подарок бомжовым путникам, умылись и помыли ручки пресной водой.
Так вот. Фотографировать ворота нам мешали молодожены, устроившие фотосессию. Так и лезли в кадр...
После Байдарского перевала вернулись в Орлиное, пообедали в кафе "Орли". Кушали солянку, бульон, люля-кебаб, капустно-огуречно-гороховый салат, пили горный чай. Все на 123 гривны.
Даже плотный обед не отбил желания увидеть менгиры - каменные столбы, оставшиеся с доисторических времен. Они как-то неприметно стоят за автобусной остановкой. Если не знаешь что искать, не найдешь.
Еще интересным местом наверно являются Скельские пещеры. "Наверно" - это потому что мы в них не пошли. Не набралось достаточного количества человек для экскурсии (минимум 4), да и не очень то и хотелось. Зато поймали на себе клещей, радует, что вовремя.
Настала пора искать место для ночлега. Поскольку мы с палаткой, важно было место, где можно поставить палатку недалеко от моря, да и еще и чтобы машина была рядом. Выбор пал на мыс Айя или побережье бухты Ласпи. С основной трассы свернули по указателю на Ласпи. Искали долго, тыкаясь во все дырки. В тупике второй попытки спуска повстречала клубный украинский CEED. Оставила ему записку с хабой.
Повезло с третьего раза. Нужно было сразу сворачивать круто-круто налево на Изумрудное. Где-то через 1,5 км справа от дороги, на берегу моря, располагается палаточный городок "Изумрудная поляна". Пообщавшись с администратором Николаем Дмитриевичем - Дядей Колей - застолбили место, перенесли вещи из машины. Палатку поставили на деревянный подиум на саморезы. Заплатили по 35 гривен с человека за сутки плюс 10 гривен за машину.
Расположившись, искупались. Вода 18С. Купание, сжав зубы. После купания возникла естественная необходимость согреться. Замечательно посидели в баре на берегу. Выпили Львовского пива с арахисовыми орешками. После сидели на креслицах возле нашей палатки, смотрели на море. Огромными плюсищами Ласпи являются отсутствие комаров и сухость (никакой росы и купальники высохли за час). Даже не холодно сидеть возле палатки.
Пора спать.

10 июля 2011 г.

Великолепная бухта Ласпи. Уютное место на берегу моря. Легкая музыка из прибрежного кафе. Спокойные соседи. Выспались, не смотря на сильный ветер, поднявшийся ночью. Хорошо, что догадались купальники пристегнуть между собой, а то бы унесло.
Пижамный завтрак с видом на море. Решили остаться в этом чудесном месте еще на одну ночь. Поэтому собирались недолго, ведь палатку и мебель всю оставили на майданчике.
На сегодняшний день мы запланировали покорение Чертовой лестницы и посещение Воронцовского дворца в Алупке. Для осуществления первого пункта программы выбрались на Старое Ялтинское шоссе. Мало машин, скалы навесом над дорогой. Орут цикады. Жара и горячий ветер. Музыка в колонках добавляет куражу.
И вот она - лестница. «Чертовая лестница». Взбираться по лестнице – не очень интересное занятие, если это не знаменитая Шайтан – Мердвен. Так крымские татары окрестили тропу среди скал, поднимающуюся от Южного берега на Крымскую яйлу (плато). Длина лестницы всего 250 метров, но нужно очень постараться, чтобы прошагать по каменным ступеням и не разу не присесть или хотя бы не приостановиться. Поднимаясь по ней, каждый может вообразить себя кем пожелает: римским легионером, Пушкиным, советским партизаном, Грибоедовым. Все эти толпы носились по ней по своим делам в разные времена. Подниматься и спускаться по лестнице не сложно, даже доставляет удовольствие скакать по камням. Вот только при спуске мы ошиблись и вышли в 300 метрах от места начала подъёма.
Около тропы протекает ручей, в котором мы помыли посуду и почистили зубы. Еще планировали помыть голову и туловище, но присутствие "лесничих" нас спугнуло. Лесничие в кавычках, потому что они были в новехонькой форме и очень интересовались, есть ли на тропе еще люди с фотоаппаратами. А также настойчиво рекомендовали спрятать мой фотик - " чтобы не было лишних вопросов". Связано это с тем, что с лестницы открывается чудный вид на госдачи. А сегодня там ажиотаж – празднование Дня рождения Януковича. Вот и «лесничие» в кавычках.
Налазившись по горам, направились дальше по маршруту. Попалась гора Кошка у Симеиза. Пришлось и ее покорить.
После такого издевательства над собой нужно на море. В Симеизе искупались, позагорали, понежились на солнышке. Водичка теплее намного, чем в Ласпи.
Вот теперь можно и Воронцовский дворец посетить. Это летняя резиденция графа Воронцова. С севера дворец похож на английский замок, а со стороны моря выглядит как мусульманская мечеть.
В парке понравилось очень. В нем собрано большое количество экзотических растений, разбит шикарный ландшафтный парк с озерами и водопадами. Народ плещется в этих водопадах, умывается, ноги - руки моет. А водопады каскадные, вода из верхних попадает в нижние. А сверху кто-то ноги моет...
После прогулок нагулялся зверский аппетит. На харчевание закатились в украинский "Шинок" на трассе. Все официанты в национальных одеждах. Еда очень вкусная и очень дорогая. Но ведь не уходить же. Брали замечательные вареники с вишнями. И салатики с языком в двух вариантах. Это был рекордный счет в 192,6 гривен. Причем в счет принудительно включили оплату за выступление певца в размере 8 гривен. Да ладно, пел он хорошо, даже песню "Натали" спел. А вот сдачу с 200 нам зажали. Пока не попросили, возвращать не собирались. Хамье...
Теперь дорога лежит к нашей палатке. Но по дороге нас поджидала засада. Все этот День рождения от Януковича. Перекрыли трассу. Пришлось ожидать разрешения на проезд. Время мы проводили с пользой, заряжая через адаптер тока фотоаппарат. Зато потом мы оторвались. Включили громко музыку, выставили ноги в открытые окна. Причем и я и Света. С громкой музыкой и торчащими ногами мы въехали в Изумрудное. Повеселили народ.
Огромное желание искупаться не исчезло, когда мы узнали температуру воды. 17С. Холоднее, чем в Симеизе. Но все-таки мы две ненормальных. Мы таки искупались. Причем даже ноги сводит. Зато такая гибкость в теле образовалась. Попили пивка с орешками. Помедитировали, глядя на лунную дорожку. Со всех сторон несется музыка, но она очень ненавязчива. Дует сильный, но теплый ветер. Мы счастливы...

11 июля 2011 г.

Чтобы как следует проснуться, я приняла ледяную морскую ванну. Сначала холодно, а потом тепло разливается по телу... Есть заряд бодрости!
Свои пожитки мы свернули быстро. Лишь с палаткой пришлось посражаться. Ну никак не получается сразу с ней справиться. Распрощались с администрацией лагеря, взяли визитку на случай будущих путешествий.
Изначально на сегодня планировали подняться на Ай-Петри и проехать к Большому Крымскому каньону. Но по пути произошли некоторые изменения маршрута, и мы свернули в Ласточкино гнездо. Нас так допекла жарища, что вопрос купания уже не обсуждался. Только бы съехать поближе к морю. Эта возможность появилась в Массандре. По совету местного дяденьки мы отправились на пляж санатория "Донбасс". Спустились в самый низ к морю, припарковались возле канатной дороги. За 10 гривен с каждого были допущены на санаторский пляж. Мы расположились под навесом-солярием. Камни разогреты до температуры печки. Наступать горячо. Вода оказалась тёплой, целых 22С. Удалось даже понырять с ластами и в маске с трубкой. Повстречала много разных рыбешек и рыбищ. Все пёстренькие, маскируются под камешки. Одну большую даже за хвост тронула, только та быстренько уплыла...
На пляже был душ, в котором мы помылись. Счастье путешественника - пресная вода и, как следствие, чистая голова. Приведя в экстаз мужскую часть пляжа, мы отчалили. Уехав с парковки, мы разложили столик, достали газ и приготовили себе обед. Вообще у нас сегодня все очень бюджетно получается: дешевый пляж, бесплатная парковка возле него, обед своими силами... И это еще не вся экономия за день! Ой, не к добру это!
После обеда мы направились в Массандровский дворец. Это охотничий замок императора Александра III. Снова сэкономили на парковке - поставили чуть дальше. До дворца поднимались немного в гору. И вышли на поляну, с которой шла наверх лестница к симпатичному зданию. Ничего себе дачку отгрохали цари... Красивый парк с хорошим видом на море. Очень уютно.
На обратном пути из дворца нас накрыл дождь. Правда, у нас были зонтики. Это помогло избежать глобального намокания.
На этом дождевые приключения не закончились. После дворца мы отправились в Никитский ботанический сад.

Никитский ботанический сад

Сад был создан по указанию Армана Ришелье в 1812 году. Никита по праву может гордиться своей коллекцией живых экспонатов – от гигантской секвойи и тиса-долгожителя до кактусов и зарослей бамбука. Здесь садовод-любитель с удовольствием обнаружит дорогие сердцу лилейники, канны, бархатцы и розы. А искателей приключений ждет настоящий зеленый лабиринт.

т Вот тут-то и пошел ливень. Не стали мы прятаться, а взяли зонтики, сняли обувь и шлепали по лужам... Получилась замечательная прогулка. Продвигаясь дальше по Ялтинскому шоссе, добрались до Гурзуфа. Припарковались на площадке над городом. Разложились лагерем, приготовили ужин, тяпнули винца. Дождик помешал посиделкам, пришлось устроить полежалки в машине. Палатку решили не ставить, дабы не привлекать излишнее внимание.
Получился день очень интересный, неожиданно насыщенный и расслабляющий.

12 июля 2011 г.

Это была еще ночь. 0.42 по местному времени. Только уснули, пристроившись на передних сидениях. И тут стук в окно. Какой-то здоровый мужик стоит возле машины, говорит, что местный рэкет, и нужно оплатить парковку. Начал со 100$. Торг завершился 600 гривнами. Сказал, что под колеса подложил шило. Что делать, отдали, не проверишь же. После этого он отвалил. Но сон уже слетел. Какой тут сон, когда ждешь, что опять в стекло постучат. Поэтому я с фонарем осмотрела колеса, и мы стартанули в ночь. Отъехали не далеко. Спустились с трассы к Артеку, припарковались, раскрыли двери, чтобы проветрить салон, и попытались снова уснуть. Было трудно, но удалось.
Тревожный сон, все затекает, сны снятся дурацкие и духота - вот с чем связана ночевка в машине. Утром опухшие, отекшие и невыспавшиеся разложили стол и стулья, приготовили и поглотили завтрак. Утро началось.
Сегодня нас ждет богемный Гурзуф, хотим побродить по его улочкам, выйти к дому- музею А. П. Чехова и покупаться на пляже, принадлежащем некогда Чехову.
Двигаясь по узким улочкам Гурзуфа, невозможно пройти мимо двух бронзовых мужчин у ворот Дома творчества художников - самого богемного места – виллы «Саламбо». Один из них Константин Коровин, некогда модный декоратор театральных постановок. Его изобразили с мольбертом и кистью. Он и построил эту виллу. Гостем Коровина часто бывал Фёдор Шаляпин, он и является второй фигурой этой композиции. Это тот, который вальяжно закинул ногу на ногу.
У виллы начинается улица Чехова – узкая, не шире метра. Пройдя по ней до тупика, попадаешь к даче А.П.Чехова и Чеховской бухте. Это целая бухта, которую с одной стороны ограничивает скала Пушкина, а с другой скала Дженевез-Кая, на которой до сих пор сохранились руины древней крепости. Здесь тихо, уютно и тенисто. На пляже бухты можно купаться, заплатив за вход в музей 25 гривен. Все удалось. Искупались, благо водица хороша.
После моря был рынок, где мы закупили яблок, абрикосов, черешни, помидоров, перцев. Вот теперь нафруктимся....
На парковке разговорились с охранником о том, можно ли снять жилье на ночь. Оказалось, что стоит всякое проживание очень дорого: от 50$ не совсем у моря. А рядом с морем от 80$ сутки. Короче, можно считать, что сегодня мы переночевали в элитном месте...
Сложив все покупки в машину, мы направились в сторону Алушты и Судака. В Алуште разузнали, где поворот на гору Демиржди и в Долину Привидений. Это ожидает нас завтра. А сегодня еще нужно побывать в Судаке и в Генуэзской крепости. Дорога на Судак проходит по серпантину на протяжении всех 75 километров. Великолепные виды на долины с виноградниками, вершины в дымке и грозовые облака. Кстати, в Судаке до нашего приезда разразился ужасный ливень. Хорошо, что мы в него не попали. Но последствия были повсюду в виде грязных луж и камешков.

Генуэзская крепость в Судаке

Обрывистая скала, на которой стоит крепость, - это древний коралловый риф, вытолкнутый давлением магмы на высоту 157 м. Создателями крепости были генуэзцы – они возводили ее с 1321 по 1469 гг.

В Судаке нам хотелось посетить крепость, не смотря на погоду. Но солнце уже вышло, мы с зонтами "про запас", в шлепках и с фотиками начали восхождение. К крепости в обход идет тропа. Там водят всех экскурсантов. Но ведь это не мы. Поэтому мы начали подъем по скалам. Там не страшно, даже удобно. Просто руки заняты и шлепки скользят. Но преодоление трудностей было вознаграждено великолепными видами, открывающимися с вершины скалы. Светлана получила прозвище "Отец Фёдор" за лазание босиком на четырех конечностях.
Проезжая по улице Ленина, повстречали заведение со знакомой вывеской "Пиццерия Челентано". Обрадовались рано, потому что ассортимент сильно проигрывал, по сравнению с Севастополем. Заказали себе пиццу, салатик. Вот и пообедали. Теперь можно возвращаться в сторону Алушты. Сегодня утром, проезжая Рыбачье, усмотрели палаточный лагерь. Большое количество людей, оборудованные сантехнические удобства, питьевая вода. Стоит 80 гривен за одну машину и одну палатку. Там мы и заночевали. На ночь прогулялись по берегу, посидели в кафе, выпили тёмного пива с чипсами, жахнули за Николу Мокрого 6 раз. Это такой смешной, но действенный тост путешественников за Николая Угодника, покровителя путешествующих, чтобы дождя не было:

- Контакт!
- Есть контакт (бокалы сдвигаются)!
- От винта!
- Есть от винта (бокалы разводятся)!
- Сейчас мы за Николу Мокрого 6 раз как жахнем! жахнем! жахнем! жахнем! жахнем! ЖАХНЕМ!
(столько раз, сколько уже дней путешествуешь и поминаешь Николу Мокрого, последнее слово ГРОМКО!)

И ведь работает. Нам помогало.

Завалились спать довольно рано, потому что завтра нас ждет восхождение на плато Демирджи.

13 июля 2011 г.

В 5.30 к нашей машине присоседилась вновь прибывшая. Они так громко разговаривали, что спать дальше было уже невозможно. К тому же солнце уже довольно высоко поднялось и светило прямо нам в палатку. Я встала, взяла фотоаппарат и отправилась снимать рассвет над морем. Потом меня еще на час сна хватило. И нужно уже вставать. Сегодня будем покорять Демиржди.
От Рыбачьего, где мы ночевали, ехать совсем не далеко, в сторону Алушты. С трассы будет поворот на Лучистое. В самом Лучистом после центральной площади через 100 м указатель на Долину приведений. Нам сюда. Припарковали машину в теньке у родника. Теперь нас ждет гора. В кроссовках, в купальнике и с рюкзаком. Выдвинулись в 9.45. Коровьей тропой, перемежающейся с тропой туристов, серпантином начали подъём. Достаточно быстро взобрались до первых скал. Ведь плато Демиржди и знаменито своими скалами выветривания. Причудливые формы этих произведений природы поражают своим разнообразием. Колонны, шпили, шапки, столы и стулья - вот не полный список этих каменных красавцев. Встречаются так же неприличные по виду. Мы прошли по трем выдающимся вперед частям плато, потом по траверсной тропе до обратной стороны горы. Там через седловину подошли к вышке-ориентиру на высоте 1224 м над уровнем моря и отмеченную шпилем с красным флагом. Ветер завывает на плато, светит солнце, от горизонта надвигается грозовой фронт. А нам еще спускаться. И мы припустили бегом. На бегу покорили Южную Демирджи (1239 м над уровнем моря.) Лишь укрывшись под кронами деревьев, мы успокоились. Теперь гроза не страшна. Спасибо Николе.
Спускались по наезженной джипами дороге в долину. Долго шли. Где-то на половине пути встретился оборудованный родник, в карте именуемый "Юбилейный". В общей сложности мы бродили около 7 часов и прошли не меньше 10 километров.
Возвращались к машине на автопилоте. Даже не останавливались, боялись больше не стронуться с места. Доползли до машины. Света устроила помывку родниковой водой. Я остывала так. Попили из родничка, остыли и тронулись в путь. Спасибо, Демиржди, за приём, за красоту и мощь, за то, что позволила нам преодолеть её и себя, и получить от этого мучения радость.
Решили снять на 2 дня жилье в Гурзуфе. Подъехали к знакомому парковщику, после нескольких телефонных звонков нашелся номер - апартаменты в частной гостинице. Чудесный номер с видом на город и на Аю-Даг. С балконом и кухней, горячая - холодная вода, паркинг. В 10 минутах от моря. Стоит 400 гривен в сутки. А возле моря ценники начинаются от 80$. Теперь мы настоящие курортники, живем в богемном Гурзуфе, лениво прогуливаемся по его узким извилистым улочкам.
Мы перенесли сумки в комнату, чтобы переложить и упаковать вещи в скорую дорогу. Спать в палатке уже не будем, да и приготовления еды в походных условиях вроде не предвидится. Так что отдых начался под конец отпуска.
Расположившись, мы отправились на море. Здесь городские пляжи бесплатные. Людей очень много, лежат плотными рядами, словно копченые шпроты в банке. Поскольку здесь причал, то швартуются корабли. Грязноватая вода. Вход в море по мелкой гальке, глубже начинаются камни покрупнее.
После купания мы перекусили в столовой "Камбуз". Очень приемлемые цены и достаточно вкусная еда.
На сон грядущий сели на балконе, распили бутылочку розового молодого вина Буссо с фруктами. Жахнули за Николу мокрого 7 раз и спать. Очень утомились за день.

14 июля 2011 г.

Все тело ломит. Лень даже подниматься. Ещё есть планы на сегодня, поэтому надо двигаться. Завтрак из омлета и бутербродов под чай, сидя на балконе. Вот он, отдых.
После завтрака начались сборы. Перенесли сумки из машины. Пора готовиться в дорогу. Но на сегодня есть ещё непосещённые места. Две непоседы не могут сидеть на месте. Планируем Ялту.
И снова мы в дороге. Ялта встретила нас пробками, сухой жарой, пафосными бутиками и толпами людей. Мы продефилировали по Ялтинской набережной, прокатились на малой канатке на холм Дарсан. Подъем занимает 12 минут. Пофотографировали старые и новые здания.
Ялта многолюдная, шумная, суетная. Другое дело Гурзуф. По дороге к нему завернули в Никитскую расселину. Кто бы мог подумать, что в 200 метрах от трассы находится столь пейзажное место, в котором отвесные скалы. Здесь все стены истыканы скалолазными крюками. Набрели на место, в котором даже под палящим солнцем веет холодом, будто находишься в холодильной камере.
Вернувшись в Гурзуф, сначала пошли на квартиру. Перекладывали вещи, мыли машину, укладывали сумки. Ведь завтра в дорогу. Поедем короткой дорогой на Бахчисарай. По дороге у нас Ай-Петри и Большой Крымский каньон. На отъезд нужно искупаться. Взяв фотоаппарат, направились в город. Небольшое путешествие по маленьким улочкам, дачи и виллы, Артек и скалы, потом море. Водичка сегодня отличная, медуз нет, небольшие волны. По три раза заходили в море, плавали. Прощай, МОРЕ…
По дороге к квартире зашли в магазин, купили пива и рыбки. Долго выбирали, какое пиво взять. Света долго не мучилась, взяла львовское «Чорне». Я же маялась. Ребята в магазине даже бутылку для дегустации открыли. Но взяла все же светлое: львовское "1715" и крымское "Дванадцятка". Второе понравилось больше, оно мягче. А первое похоже на классическое «Жигулевское».
По дороге завернули на помойку, прихватили пару ящичков под фрукты, хотим купить домой абрикосиков по дороге.
Вечерняя посиделка на балконе, душевные разговоры "за жизнь". Южный вечер, тишина. Скоро домой...

15 июля 2011 г.

Не ночь, а сплошное мучение. Извертелись все. А как вставать, так в сон. Быстро сложились, позавтракали. Оставили ключ под ковриком.
Первым пунктом программы на сегодня назначена гора Ай-Петри. К её вершине ведёт серпантин от Виноградного, под Ялтой. Дорога пологая, только очень много поворотов. Въезд на парковку на вершине 30 гривен. И тут началось. Уличные зазывалы просто атакуют со всех сторон, приглашая в свои кафе. Один увязался с нами, провел небольшую экскурсию. В благодарность мы решили зайти к ним на травяной чай. Посидели за дастарханом, поговорили о природе Крыма, разузнали про Большой Каньон. На Ай-Петри долго задерживаться не стали, поехали туда. Это где-то половина пути от Ялты до Бахчисарая. Вход стоит 40 гривен. Перед маршрутом лесничий проинструктировал нас о правилах хождения по мокрым и сухим камням. Быстро сориентировавшись, мы пристроились к какой-то группе, чтобы не сбиться с тропы. И пошли гуськом, стряхивая с себя клещей. Их здесь оказалось большое количество. Перевалив через небольшую горку, вышли к реке. Вода проточила камни для своего удобства и нам на удивление, образовав замысловатые канальца и глубокие омуты. В самом большом из таких омутов находится "ванна молодости", температура воды в которой постоянно +10С. Купаться мы не рискнули, домой все-таки ехать. Но по водичке я походила и обе умылись - омолодились. Оторвавшись от группы за ненадобностью, начали спускаться вниз вдоль реки. Возле источника встретили ребят, предлагавших сфотографироваться с соколом. Мы проигнорировали это предложение. Но от другого предложения отказываться было неразумно. Дело в том, что пришла огромная грозовая туча, не обещавшая ничего хорошего. Гром был над нашими головами. И эти ребята, пробегая мимо нас к выходу из каньона, предложили вывести нас коротким маршрутом. Это нужно было видеть. Два парня с коробкой, где сидел сокол, и две девчонки с рюкзаком на крейсерской скорости пронеслись по всем камням, корням и мостикам, дабы скрыться от дождя. Преодолев 1,5 км за несколько минут, сели в машину. Поначалу казалось, что эта беготня была напрасна - всего несколько капель и все. Но как только мы тронулись, начался сильный ливень. Такой сильный, что вынудил нас остановиться. Не ехать же по мокрому серпантину...
После дождя отправились дальше к Бахчисараю. Сняли номер в охотничьей гостинице. На этот раз номер суперский, мансардный этаж. Даже халаты махровые есть. И скидочку сделали, как постоянным постояльцам. Заплатили 204 гривны вместо 264. Мелочь, а приятно. Помылись, принарядились и поехали в "Пушкин". Заказали шурпу, юфак аш, людя кебаб, овощной салат с пряным маслом и ШТРУДЕЛЬ с травяным чаем. Образовалась своеобразная традиция кушать здесь.
Гремит, тучи ходят кругами. Сейчас прогуляемся по улочкам Бахчисарая и пойдем отдыхать. Завтра домой.

16 июля 2011 г.

Я думала, что на юге комаров нет. А вот и не права я была. Здесь комары - звери. После их укусов шишки остаются, и чешутся очень. Поэтому ночка выдалась тяжёлая. Духота и комары. А ведь вставать рано.
Выехали, как и планировали, в 5 часов утра. На одометре 28543 км. Цель - домой. На улице прохладно, прошёл дождь. Машин пока мало. Сложностей с дорогой пока не предвидится. От Бахчисарая едем на Симферополь, по городу продвигаемся по указателям на Харьков. Не доезжая Мелитополя, повернули на Бердянск и Мариуполь за постом DAI. Здесь, кстати, на другой стороне дороги хорошая бензоколонка «Параллель».
В Приазовском купили вкусных абрикосов с собой на гостинец.
Дальше появляются указатели на Донецк. Возле города ушли на Славянск через окружную дорогу. И тут мы промахнулись с поворотом, рано свернули с объездной дороги. Вместо хорошего шоссе мы попали на дорогу, на которой метра без дырки нет. Кажется, что добывать уголь они начинают прямо на асфальте. Дорога идет мимо шахт и шахтёрских поселков и выходит в Енакиево. Здесь уже долгоискомое шоссе и приемлемое покрытие. Кажется, даже срезали кусок, сократив расстояние. Ну, тут уже лафа началась - появились указатели на Луганск. Дорожное покрытие расширилось и улучшилось. И вот он, город, в котором мы плутали по пути в Крым. На этот раз Луганск был преодолен на одном дыхании. Двигаться нужно все время прямо через город, придерживаясь указателей на Центр. Потом появляются указатели на Беловодск. Нам туда и надо. Из Беловодска на Марковку, по ней через Центр на КПП Просяное. Здесь мы были в 19.11.
И вот тут попали в засаду. Перед нами на таможню прибыл междугородний автобус. 74 человека. Пришлось ждать. Время я провела с пользой - спала. В 20.26 нас запустили в зону контроля. Таможенник долго потешался над шишками, которые мы тащим отсюда домой. Проштамповав наши паспорта, нас выпустили из Украины. И тут же мы встали на нашей таможне. С 20.33 мы просто стояли у шлагбаума. Немного погодя к нам подошёл таможенник и посоветовал сделать им предложение, от которого они не смогут отказаться. "Потанцуем!" предложила я. И вот уже час как мы не стронулись с места. Всё тот же автобус.
Нас впустили на Родину в 22.35 по украинскому времени. У нас это уже 23.35. Три часа. За это время мы были бы на 350 км ближе к дому.
Заправились до полного бака на Роснефти в Кантемировке. Родной 92 бензин по 24.90.
Света тут же отключилась от действительности. А я мчала по ровной пустой дороге под rock-n-roll к трассе «Дон». Спать хотелось очень. Перед глазами уже не кино про дорогу, а отдельные кадры. Нужно останавливаться. Вот стоянка, где много ночующих машин. 0.45. Ура, спать всем!!!

17 июля 2011 г.

7.15 проснулись.
7.25 в дорогу.
Теперь только вперед, к Москве. Лёгкий перекус с чаем, плотный завтрак будет в Воронеже, в кафе "505". Машины по узкой дороге идут плотным потоком, много фур и ремонта трассы. Но там, где двухполоска, можно хорошо прокатиться "с ветерком". Особенно, если удается пристроиться за кем-нибудь.
Дорога к дому всегда тянется необычайно долго. Последние 400 км будто на месте топтались. Повезло, что в Домодедове не было пробки, да и по Москве достаточно быстро доехали до Карачарова. Одометр показывает 30224 км. Можно считать, что путешествие окончено. Лёгкая грусть, подступившая при приближении к Москве, сменилась состоянием безвозвратно ушедшего отпуска. Подобный маршрут можно повторить, но это будет уже другая песня.
И напоследок:

10 вещей, которые нужно сделать в Крыму:

1. проехать по трассе от Ялты до Бахчисарая через плато Ай-Петри и Большой Крымский Каньон
2. посетить пещерные города возле Бахчисарая
3. побродить по улочкам Гурзуфа, искупаться в чеховской бухте
4. поесть в кафе "Пушкин" в Бахчисарае
5. увидеть Массандровский дворец
6. покорить Демиржди
7. заночевать в палатке на берегу моря; проводить солнце, сидя в кресле с чашкой ароматного травяного чая