"Это есть художник Альтман..." |
"Это есть художник Альтман..."
Это есть художник Альтман,
Очень старый человек.
По‑немецки значит Альтман —
Очень старый человек.
Он художник старой школы,
Целый свой трудился век,
Оттого он невеселый,
Очень старый человек.
О. Мандельштам
51 год назад умер Натан Альтман (1889-1970) - замечательный художник-авангардист, живописец и график, карикатурист и декоратор, автор одного из лучших портретов Анны Ахматовой, с которой художник познакомился в питерском арт-кафе "Бродячая собака" и захотел написать её портрет.
Портрет поэтессы А. А. Ахматовой, 1914
В то время (в 1915-м году) он снимал мансарду на Мытнинской набережной, 5, в большом семиэтажном доме, меблированные комнаты которого назывались «Княжий двор» (уже давно там помещается университетское общежитие, знаменитая «Мытня»).
Анна Андреевна ежеутренне приходила позировать Альтману в его студию, о чём потом написала в стихах:
"...Я подходила к старому мосту.
Там комната, похожая на клетку,
Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.
Как в зеркало глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, —
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви".
Анна Ахматова
PORTRAIT OF A YOUNG MAN (?), 1905
Автопортрет, 1912
Портрет поэтессы А. А. Ахматовой
Портрет Ирины Дега (жена художника)
Дама у рояля, 1914
Портрет Крэт Надежды, 1915
«Портрет И.Д. в полосатой кофточке». 1936
Женщина с собакой. Портрет Эстер Шварцман
Пейзаж с красной крышей
Осень в парке. 1910
Мечта о козе‑кормилице. Иллюстрация к рассказу Шолом‑Алейхема «Заколдованный портной». 1963
Старый еврей (портрет дяди Н.Альтмана)
Синагога
«Встреча Шаббата», 1910-е
Кувшин и помидоры
Натюрморт с белым кувшином
«Натюрморт. Цветовые объемы и плоскости», 1918
«Натюрморт», 1914
"Натюрморт". 1930-е годы
Натюрморт с селёдкой
Беспредметная композиция
Материальный подбор
"Самая счастливая жизнь художника все равно драматична. Судьба Альтмана напоминает мелодию какого‑то грустного вальса. Его замыслов и свершений с избытком хватило бы на нескольких художников, однако разительные противоречия сплелись в редкостную по цельности индивидуальность. При всей парадоксальности творческого пути человек многих дарований — живописец, график, скульптор, иллюстратор, монументалист, сценограф — Альтман оставался верен авангарду и искусству яркого национального своеобразия. Молодым, подобно множеству выходцев из местечек, художник ворвался в мировой поток. Вместе с русским авангардом подхватил воздух европейской культуры и так же всем сердцем откликнулся на призыв «слушать Революцию». Под аккомпанемент той музыки, «которой гремит разорванный ветром воздух», Натан Исаевич Альтман (1889–1970) прожил жизнь, в которой много чего было: портреты Ленина с натуры, руководящие посты в Наркомпросе, счастливые парижские годы, возвращение в сталинскую реальность, творческое самоубийство, полное забвение. "
Рубрики: | Искусство/Живопись |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |