Вот это талантище!!! Вы только вдумайтесь: прожил всего 23 года, творил лишь 5 лет (при этом последние 2 года был уже серьезно болен), а наследие оставил такое, что не всякому маститому мастеру под силу! Смотрю и глазам не верю, когда же он успел накопить столько зрелости, зоркости, мудрости... Вот уж точно - художник от Бога!!! Только почему же он так рано забирает лучших...
Перед грозой. 1867-69
Но в двенадцать лет мальчик вынужден был пойти работать на Главпочтамт, чуть позже — писцом в Адмиралтейство. В 1865 году отец его умер, и пятнадцатилетний подросток стал главным кормильцем семьи: у Федора была сестра и два младших брата. Чтобы быть ближе к любимому делу, Васильев устроился учеником реставратора в Академию художеств, а по вечерам стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
В окрестностях Петербурга. 1868
Вскоре судьба свела Федора Васильева с Иваном Шишкиным, тогда уже признанным мастером живописи. Шишкин, влюбленный в сестру Федора, Евгению, мгновенно оценил масштаб таланта брата и, взяв его под свою опеку, стал ему наставником и другом, а в начале июня 1867 г., пригласил Васильева с собой на Валаам, на этюды. Суровая северная природа покорила юношу, и уже зимой вместе с работами И.И. Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд семнадцатилетнего Васильева «Валаам. Kамни».
В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря. 1867
Всех поражала не только одаренность художника, но и его интеллектуальные способности, увлечение музыкой, живой характер… Иван Крамской сравнивал молодого художника с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».
Вечер в Крыму. 1873
Поначалу восприняв молодого человека настороженно из-за его «самоуверенных манер», Крамской вскоре крепко подружился с ним. И впрямь юноша был раскован, одевался с щегольством, на артельных четвергах мог блеснуть фортепианной пьесой, жизненная энергия переполняла его. Крамской одним из первых понял, что этот мальчик не по годам - вполне сформировавшаяся личность, а за его любовью к нарядам угадывалось желание скрыть свою нищету.
Волжские лагуны. 1870
В 1867 году Васильев окончил рисовальную школу, быстро вошел он на равных в число ведущих художников того времени и за два-три года достиг таких успехов, на завоевание которых у других уходила целая жизнь.
Деревня. 1869
Лето 1868 года художник провел вместе с Шишкиным в Константиновке под Петербургом. Сестра Федора Евгения Александровна становится женой Ивана Ивановича. Отныне художники связаны не только духовными, но и родственными узами. Федор работал много и жадно, картины появлялись одна за другой. Картина «Близ Красного села» получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников.
Деревья. 1870
В начале июня следующего года известный покровитель искусств граф Павел Сергеевич Строганов пригласил молодого художника на лето в Тамбовскую губернию, в свое имение Знаменскoe. С тех пор меценат, купив картину семнадцатилетнего Федора на конкурсной выставке Общества поощрения художников, покровительствовал многообещающему дарованию и приглашал погостить в своих обширных имениях.
Дорога в лесу. 1869
В 1870 году Фёдор Васильев вместе с Ильей Репиным путешествовал по Волге. Целый месяц художники писали с натуры волжские пейзажи. Илья Репин писал о нём: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестящий пример исключал всякие споры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем».
Заброшенная водяная мельница. 1871-73
Признанный мастер, автор «Бурлаков на Волге» восхищался: «Oн поражал нас на каждой мало-мальски интересной остановке, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно цельную картину крутого берега… Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман...»
Землянка. 1870
Уже к 1871 году Фёдор Васильев был выдающимся явлением русского искусства. А сам художник, которому был тогда всего двадцать один год, вошёл в пятёрку самых признанных отечественных пейзажистов 19 века. Но зимой 1871 года художник простудился на катке и вскоре заболел чахоткой. Правда, Илья Репин вспоминал потом, что Васильев покашливал ещё и годом ранее. Болезнь Федора обеспокоила графа Строганова, и он отправил живописца летом в свое имение в Харьковской губернии. Но Фёдор не поправлялся, он по-прежнему много работал, будто предчувствовал, что жизнь скоро оборвётся…
Зима в Крыму. 1871-1873
Весной 1873 года Федор Александрович так ослаб, что уже не мог держать кисть, не выходил из дому, потерял голос… После смерти Васильева Крамской сказал: «Русская школа потеряла в нём гениального художника». Ф.А. Васильев был похоронен в Ялте, на Старомассандровском кладбище. Позже на месте, где находился дом, в котором он жил, установили бронзовый бюст.
Зима. 1871
Через три месяца после его смерти И.Н. Крамской, И.И. Шишкин и писатель Д.В. Григорович организовали в Обществе поощрения xyдожников посмертную выставку работ Васильева. Главной ее целью была распродажа наследия покойного, которая позволила бы покрыть его долг обществу. И- случай небывалый! - все представленные произведения, вплоть до последнего наброска, были распроданы с выставки, состоявшейся в начале января 1874 г., еще до ее открытия. Павел Третьяков сразу купил 18 картин, а затем годами терпеливо ждал, чтобы откупить еще что-нибудь у наследников.
Текст отсюда.
Возвращение стада. 1868
Крымские горы зимой. 1871-73
Летний жаркий день. 1869
Лето. Речка в Красном Селе. 1870
Мокрый луг. 1872
На реке. Ветреный день. 1869
Наступление ночи. 1869
Пейзаж с облаками
Пейзаж со скалой и ручьем. 1867
Пейзаж. Парголово (Вид в Парголове). 1868
В Крыму. После дождя. 1873
Перед дождем. 1870
Порыв ветра
После дождя. 1869
Оттепель. 1871
Рассвет. 1873
Сараи. 1870
Сосновая роща у болота. 1871-1873
Тополя. 1870
Эриклик. Фонтан (Крым). 1872
Волны прибоя. 1873
После грозы. 1868
В Крымских горах