О, если б ты всегда была со мной... Художник Андерс Цорн / Anders Zorn (Швеция, 1860-1920) |
Много раз видела, сама делала пост "на заре лирушной юности", а все равно хочется возвращаться и возвращаться к его прекрасным дамам и удивительно целомудренным обнаженным девушкам. Сегодня вновь речь об одном из самых знаменитых шведских портретистов, живописцев и графиков – блистательном Андерсе Цорне, которого считали своим как художники-реалисты, так и импрессионисты.
____________
Я люблю женщин своей кистью.
Огюст Ренуар
Терновый куст. 1886
Debussy Claude - Deux Arabesques
Неизгладимы, нет, в моей судьбе
Твой детский рот и смелый взор девический,
Вот почему, мечтая о тебе,
Я говорю и думаю ритмически.
Я чувствую огромные моря,
Колеблемые лунным притяженьем,
И сонмы звезд, что движутся горя,
От века предназначенным движеньем.
О, если б ты всегда была со мной,
Улыбчиво-благая, настоящая,
На звезды я бы мог ступить ногой
И солнце б целовал в уста горящие.
Николай Гумилев, 1917
Ганнлод (Gunnlöd). 1886
Андерс Цорн родился и рос на ферме родителей матери, его отец, местный пивовар, так и не женился на ней, мальчик был незаконнорожденным, что вовсе не сказывалось на его жизнерадостном характере. Он рано проявил художественные способности – рисовал, делал деревянные фигурки, и уже в 15 лет начал учиться в школе при Королевской академии искусств, а потом и в самой Академии, подрабатывая рисованием заказных портретов.
Отражение. 1889 | Купальщицы. 1889 |
Автопортрет. 1881 |
Однажды ему заказали портрет девушки из богатой еврейской семьи, между ними вспыхнула любовь, Андерс Цорн и Эмма Ламм тайно обручились. Эмма не решалась признаться родным, текстильным магнатам, что выходит замуж не только не за еврея, но еще и за нищего художника, да еще и незаконнорожденного. |
Эмма Ламм. 1881 |
Миссис Уолтер Рэтбоун Бейкон. 1897
Но уже через несколько лет Цорн становится известен, а потом и знаменит в Стокгольме, а затем и в других странах, в США и особенно России, где он познакомился с Дягилевым, Мамонтовым, Шаляпиным, а Репин назвал его «Паганини живописи». И. Грабарь сказал о нем: «Цорн — какой-то баловень судьбы, которого природа наделила всем, о чем только может мечтать художник». В Петербурге он дал урок написания НЮ в Академии художеств, в этом жанре он писал много и с упоением, его обнаженные женщины прекрасны, жизнерадостны и эротичны.
Портрет миссис Эбен Ричардс. 1899
Он и сам отличался неукротимым темпераментом и был любвеобильным – каждое лето он проводил поблизости от деревни своего детства, где купил участок земли и перенес на него дом деда, и каждой весной в деревне рождались незаконнорожденные детки, которым священник по желанию матерей давал имена «Андерс» или «Андреа». Жена Эмма смотрела сквозь пальцы на эти увлечения, только однажды она испытала тревогу, когда связь мужа с одной великосветской дамой длилась несколько лет.
Ева. 1902 | Лани (Hindar). 1908 |
Автопортрет. 1889 |
На протяжении жизни Цорн писал и много автопортретов, прослеживая и отображая не только внешние изменения, происходящие в нем, но и внутреннее превращение неуверенного еще в себе молодого человека в успешного художника, богатого и знаменитого не только в Швеции, но и в мире. |
Автопортрет. 1920 |
Миссис Дональд Камерон (Portrait of Elizabeth Sherman Cameron). 1900
Стасов писал об Андерсе Цорне, что тот изображал «всегда только то, что собственными глазами видел… но повсюду… вносил своею великою кистью столько правды жизни, света, поэзии, элегантности, жизненной радости, светлой души, что… бесспорно, является одним из самых блестящих представителей не только шведского, но европейского искусства».
Обнаженная в свете огня. 1904 | Девушки из Даларны в сауне. 1906 |
Миссис Хове. 1900
Лето. 1887 | Скалы в Даларё. 1887 |
Портрет миссис Пилц. 1913
Хельга. 1917 | Ванная комната. 1888 |
Миссис Саймонс, 1888
Женщина купающаяся в Сандхамне. 1906 | Летний вечер . 1894 |
Невеста (Bruden). 1886
В спальне. 1918 | Четырнадцатилетняя обнаженная. 1916 |
Вальс. 1891
Лодка. 1918 | Зябко. 1894 |
Летнее удовольствие. 1886
В лодке Вернера (I Werners Eka). 1917 | Идиллия. 1918 |
Далекарлийская девушка за вязанием. Кеббедж Маргит. 1901
С мамой. В первый раз. 1888 | Купающаяся женщина. 1892 |
Мария Кон. 1900
Испуганная. 1894 | Обнаженная под елью (Лесная фея). 1892 |
Портрет Лизен Ламм. 1885
Обнаженная на скалах | На скале |
Миссис Эмили Крейн, 1904
Фея. 1917 | Осмотр песчаного берега. 1914 |
Портрет миссис Лисен Самсон, урожденной Хирш. 1881
Леди в меховой накидке. 1887 |
Портрет Эдит Пальгрейв Эдвард. 1887 |
Нимфа любви. 1885
Одевающаяся женщина. 1893 | Мисс Саломон. 1888 |
Ингеборга. 1907
Улыбающаяся Эмма. 1911 | Матильда. 1887 |
Красный песок. 1903
Миссис Уолтер Бэкон. 1891 | Марта Дана. 1890-99 |
Мечты. 1901
Мисс Право. 1885 | Эмма в шляпе немецкой пастушки. 1883 |
Письмо. 1894
Девушка с мандолиной. 1884 | Розита. 1884-1885 |
На открытом воздухе
Пробуждение. Бульвар Клиши, 1892 | Белые лилии. 1887 |
Миссис Люси Тернер Джой. 1897
Рубрики: | Искусство/Живопись Поэзия, стихи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |