Без этого пленительного света не кружится от счастья голова... Женский образ в живописи Фешина Николая Ивановича (Россия - США, 1881-1955) |
И снова художник - эмигрант из России... Ранее я уже рассказывла о мастерах живописи мирового уровня, вынужденных покинуть родину после революции 1917 года, таких как: Л. Бакст, С. Сорин, С. Колесников-Одесский, Н. Гончарова, П.Челищев, К. Коровин, К. Сомов, П. Шмаров. Сегодня речь пойдет о Фешине Николае Ивановиче (1881-1955) - одном из самых выдающихся рисовальщиков первой половины ХХ века.
Миссис Крэг. 1923
Елена Анненкова - Не упрекай
С небес полночных падает звезда, И птицы улетают в край далекий, Но с вами остается навсегда Свет женщины, прекрасный и высокий. От сердца к сердцу, от мечты к мечте Свет женщины проложит путь незримый, Открытый только вечной Доброте, И Правде и Любви неповторимой... Воистину бессмертные слова: "Без этого пленительного света Не кружится от счастья голова, Не будет ни героя, ни поэта". Сверкают росы, тают облака, Приходит новый день обыкновенно. И светится Вселенная, пока Свет женщины расплёскан во Вселенной!
© Павел Кашаев (р.1948)
Портрет Веры Фокиной. 1926
Дама в сером (Портрет А.Н. Фешиной). 1924
Фешин Николай Иванович (1881-1955) - один из самых выдающихся рисовальщиков первой половины ХХ века, академик живописи, действительный член Петербургской Академии Художеств (1916), член Товарищества передвижных художественных выставок (1916), представитель импрессионизма и модерна.
Родился Николай Иванович в Казани в семье, причастной к художественному мастерству. Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И.Е. Репина.
Дама за маникюром (Портрет м-ль Жирмонд). 1917
Миссис Фешина с дочерью. 1922
В Казань он вернулся преподавателем. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Здесь он стал действительным членом Академии художеств. Но Казань, город, хотя и являвшийся в то время культурным и административным центром Поволжья, все же не был городом столичным.
Портрет Ии. 1923
Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы. 1925
Вот что пишет сам Фешин в своей автобиографии: "В Казани мы, студенты, варились все время в собственном соку, никогда не видя ни последних выставок, ни картин, которые заслуживали того, чтобы их посмотреть. Нетрудно представить, каким чудодейственным городом представлялся мне Петербург с его первоклассными музеями, театрами и другими ценностями".
Портрет М.В. Евлампиевой. 1914
Портрет Н.М. Сапожниковой. Этюд, 1915
Но странно то, что, учась в Петербургской Академии художеств, он не выполнил ни одной работы, связанной с этим прекрасным и величественным городом. Будучи посланным Академией художеств за границу, он не был очарован ни Парижем, ни Германией, ни Италией. Дочь художника Ия вспоминала: "Не было ничего такого особенного, чем бы отец был восхищен. Ему не нравился Париж. Там не было ничего, что впечатлило бы его. Он был в Италии, и только в Неаполе рыбный базар заинтересовал его".
Портрет Т.А. Поповой. 1917
Портрет жены архитектора Сидорченко. 1915
Фешин во время учебы в Академии почти в каждом году его пребывания в ней брал отпуск для поездок по России "с целью художественных работ с натуры". За исключением 1903 года, когда он побывал в Сибири, основные места его поездок - все то же, родное ему, среднее Поволжье и Нижегородский край.
Весна в степи (Портрет А.Н. Фешиной). 1913
Золотые волосы. 1914
Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом», «Портрет Н.М. Сапожниковой», «Черемисская свадьба». В 1909 году была написана конкурсная «Капустница», давшая ему право пенсионерской поездки за границу. В этих картинах определился не только язык, но и главная тема творчества Фешина - человек в его разных ипостасях: создание природы и творение культуры.
За самоваром. Портрет О.М.Ясеневой. 1913
Портрет мадемуазель Подбельской
Фешин художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читается и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции. Все трансформировано в единую систему... Процесс важнее результата, поэтому работы часто не закончены, либо «как бы» не закончены; создание произведения не останавливается во времени и свершается на наших глазах.
Портрет жены с дочерью. 1920-е
Портрет Н.М. Сапожниковой. 1916
С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня», великолепные работы 1910-1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева», портреты Вари Адоратской, отца...
Портрет Вари Адоратской. 1914
Портрет Ульяны Китаевой. 1912
Революция повлияла на смену тем. Фешин пишет серию исторических портретов по заказам советских учреждений: деятели революции и великие музыканты. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность.
Русская девушка (Портрет Ариадны Микешиной). 1923-1926
Портрет Мари Кикер. 1931
Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923-1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы - Фешин даже вел специальный мастер-класс.
Александра на Волге. 1912
Дама в синем. 1923-1926
Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта. Его моделями хотели быть кинозвезда Лилиан Гиш, популярная романистка Уилла Катер и многие другие. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, - портрет Давида Бурлюка, «Ия с дыней», «Мать и дочь».
Обнаженная со спины. Ок.1915
Портрет Александры. 1927-1933
Но все же главным местом в Америке и наиболее продуктивным периодом творчества для художника стал Таос, где им выполнены самые великолепные произведения - портреты местных жителей. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего варианта, но все было не то. Друг - художник Янг-Хантер попросил Мэйбл Додж Люхан - богатую даму, покровительницу искусств, пригласить Фешиных в Нью-Мексико, в Таос.
Портрет Изабель. 1923-1927
Портрет М.Г. Медведевой. 1912
Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Это происходит почти со всеми, кто оказывается в Таосе, небольшом поселении, окруженном горной цепью Сангри де Кристо, от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде. Мощь природы, индейская культура, испанские поселения - все смешалось в особый коктейль.
Портрет Н.М. Сапожниковой у рояля. 1916
Принцесса. 1940-е
Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Решая проблему идентификации американского искусства, они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев, испанскую архитектуру. К моменту приезда Фешиных это была цветущая художественная колония, которая, благодаря Мэйбл Додж, превратилась в международную и стала одним из центров американского модернизма.
Девочка с острова Бали. 1938
Обнаженная женщина. 1923
Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его рисунки индейцев Таоса - одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. Интенсивнее работать просто невозможно.
Портрет Дианы. 1926
Ия в кимоно. Кон.1930-х
Все кончилось в 1934 году, когда жена Александра подала на развод, устав жить в тени мужа и терпеть его вспыльчивый импульсивный характер. Впоследствии художник с дочерью переедут в Нью-Йорк и Лос-Анджелес, а Александра Фешина до конца жизни проживет в их таосском доме.
Дама в лиловом (Портрет_неизвестной). 1908
Портрет девушки. 1940-е - нач.1950-х
Оставив дом и мастерскую, они с дочерью, которая предпочла быть с отцом, оказались ни с чем. Все опять нужно было начинать заново. Фешина вновь спасло искусство. И он будет еще двадцать лет жить в Лос-Анжелесе, будут новые работы, поездки и увлечение Востоком. К концу жизни художник остался без сбережений и зарабатывал на жизнь частными уроками рисования.
Ия. Сер.1930-х
Девочка с острова Бали. После 1938
Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Фешин тихо умер во сне в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955, за месяц до своего 75-летнего юбилея. Исполняя волю отца, его дочь художник Ия Николаевна Фешина-Бренхам в 1976 году привезла прах отца в Казань и захоронила на Арском кладбище. В 1981 в его доме в Таосе был основан Институт Фешина - с музеем и образовательным центром.
По материалам статьи Тулузаковой Г.П. "Русский американец Николай Фешин"
Журнал "Русское искусство" за 2004 год.
_______________
Пейзажи и натюрморты художника здесь
Рубрики: | Искусство/Живопись Искусство/Художники-эмигранты из России |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |