Художник Челищев Павел Федорович, эмигрант из России (1898–1957). Часть 1 - Фигуративная живопись |
Как это часто бывает с эмигрантами, художник снискал славу и известность во всем мире, исключая страну, в которой родился. Он был открывателем новых путей в живописи в первой половине XX века. В Европе и Америке его творчество очень ценили и восхищались им, называя "русским Дали" В последние годы творчество Павла Федоровича Челищева потихоньку возвращается на родину.
Французский театр
П.И. Чайковский - Баркаролла
Художник Павел Федорович Челищев родился 21 сентября 1898 года в селе Дубровка Калужской губернии, в богатой аристократической семье. Род Челищевых окончательно получил свою фамилию после гибели предка Павла Челищева, двоюродного брата Дмитрия Донского Михаила Бренка. В детстве будущего художника окружали няньки и гувернантки, в семье говорили по-французски, по-немецки и по-английски. Впоследствии знание этих языков оказало неоценимую услугу юному художнику, когда он волею революции оказался за границей. Слева "Автопортрет", 1925г.
Женщина у окна
Павел рос увлекающимся, впечатлительным ребенком, в одном из писем он вспоминал, как маленьким мальчиком бегал с сестрой в лес и молился деревьям. Искусство заинтересовало его довольно рано: сохранились карандашные портреты всех трех сестер Павла, выполненные им в подростковом возрасте. Отец-математик, как мог, поддерживал и развивал интерес к искусству и художественный талант сына: приглашал частных учителей и даже выписывал для него журнал «Мир искусства».
Дети, 1934
В итоге Челищева искусство буквально захватило, и интересовали его разные пути творческого самовыражения. Биографы художника упоминают о том, что в какой-то момент он всерьез увлекся балетом, но все же главной его страстью стало рисование. Существует даже легенда, что подростковые работы Павла показали как-то художнику Константину Коровину, попросив его стать учителем подрастающего таланта, на что Коровин ответил: «Мне нечему его учить, он уже художник».
Портрет Maude Stettiner, 1931
С приходом революции, все имущество родителей конфисковали новые власти. В 1917-ом году многодетная семья Челищевых по личному приказу Ленина выселена из родового имения. Семья с трудом, передвигаясь вместе с Белой Армией, добралась до Киева, где Челищев берет уроки живописи в стиле кубизма у Экстер. В составе деникинской армии работает картографом и чертит укрепления крымского перешейка. Работая бок о бок с Малевичем и Эль-Лисицким, знакомится с идеями конструктивизма и абстракционизма, которые, впрочем, в дальнейшем не принял.
Спящая женщина, 1931
Спасаясь от Красной Армии, Челищев бежал в Одессу, затем через Константинополь и Софию пробрался в Берлин, а оттуда переехал в Париж. В Париже рождается Челищев-живописец - в 1925 году он впервые участвует в Осеннем салоне, знакомится с Гертрудой Стайн, опекавшей новое парижское искусство, и получает статус её протеже. Его слава, как живописца, начинается с картины "Корзинка с клубникой" купленной Гертрудой Стайн у "гениального Павлика". Восприимчивый молодой эмигрант быстро усваивал уроки послевоенной парижской школы, художники которой продолжали эксперименты в русле течений начала века - фовизма, кубизма, экспрессионизма, дадаизма, не боялись смешения стилей и вообще не боялись ничего.
Женщина с бусами
В салоне Стайн его замечает экстравагантная известная английская поэтесса Эдитт Ситуэл, позднее запечатленная на множестве его картин и портретов. Она становится подругой и музой "боярина Павлика" на всю жизнь, несмотря на нетрадиционную ориентацию Челищева. Безответно влюблённая, она покупает его работы, устраивает выставки, опекает, но со временем становится одной из причин разрыва Челищева и Стайн и настоящей обузой.
Портрет Алена Тэннера
По замыслу Павлика осуществляется предпоследний балет Дягилевской труппы "Ода" на музыку Н.Набокова, двоюродного брата великого писателя.. Балет сопровождался хором, поющим ораторию на слова оды Ломоносова "Вечернее размышление о Божьем величии", главную мужскую партию исполнял знаменитый танцовщик Сергей Лифарь. За 8 лет до С.Дали Челищев создает свои знаменитые сюрреалистические картины: "Красная шапочка", "Портрет отца", "Пенелопа", "Ищущий да обрящет".
Женский портрет, 1925
В 1934 году Челищев вместе с другом Чарльзом Фордом, поэтом-сюрреалистом и издателем, покидают неспокойную Европу, чтобы провести почти 15 лет в Америке. Для Челищева это время карьерного взлёта. Он оформляет журнал спасающихся в США европейских сюрреалистов, где Форд главный редактор, иллюстрирует роман Форда и Паркера «Молодые и злые», вместе с Баланчиным, Дали и Кокто участвует в проектах балетного импресарио и писателя Эдварда Кирштейна, работает с Борисом Романовым, балетмейстером Метрополитен-опера.
Портрет Эдалжи Диншо, 1940
В 1938 году художник создает свою знаменитую картину "Феномена". В 1942 году нью-йоркский Музей современного искусства устраивает выставку работ Челищева, которая имела «оглушительный успех и стала главным артистическим событием года». Тогда же его картина "Прятки", наряду с "Герникой" Пикассо, стала одной из самых популярных в экспозиции музея и одной из самых репродуцируемых.
Примечание: картины "Феномена" и "Прятки" размещены в следующем посте.
Композитор Игорь Маркевич и его мать, 1923
Однако в конце 40-х интерес к сюрреализму падает под натиском рождающегося американского авангарда с мощными фигурами Поллока, Горки, Ротко, Де Кунинга, и Челищев вместе с Фордом и его сестрой перебирается в Италию, где увлекается астрологией и оккультизмом. Плотская чувственность покидает его холсты, сменяясь поисками «внутренней перспективы… проекции высшего». Он больше не «стремится покорить вселенную», потому что «прежде всего надо понять самого себя». Человеческие головы и полуфигуры как под рентгеновскими лучами демонстрируют внутренние системы - кости, мышцы, сосуды, нервы. Постепенно фигуры исчезают, оставляя за собой сияющие абстрактные структуры, «внутренние ландшафты»...
Портрет Маргарет Андерсен, 1929
Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.
Чарльз Генри Форд с кувшином
После смерти художника самые близкие ему люди - Чарльз Форд и его сестра Рут - сделали все, чтобы не только не дать угаснуть интересу публики к его творчеству, но, напротив, всячески популяризировать его. Они не раз устраивали экспозиции и регулярно выставляли работы Челищева на открытые торги, т. е. выводили их на арт-рынок. В 2010 году Sotheby’s провел в Нью-Йорке аукцион работ Челищева из коллекции Рут и Чарльза Форд, принесший ошеломительные результаты: «Портрет Рут Форд» был куплен почти впятеро дороже первоначальной оценки и стал самой дорогой работой художника, проданной на открытом рынке.
Excelsior
Работы Челищева хранятся в крупнейших музеях мира, включая лондонскую галерею «Тейт» и нью-йоркский Музей современного искусства. Одна из программных работ художника - «Феномена» - находится в экспозиции Третьяковской галереи (картина попала в галерею, согласно завещанию художника, еще 1962 году, однако до 2003 года не выставлялась). Много работ Челищева рассредоточено и по частным коллекциям.
Маска света
На аукционах самого разного уровня живописные и графические вещи Челищева появлялись около 800 раз. За рекордным «Портретом Рут Форд», проданным 22 апреля 2010 года на торгах Sotheby’s за 986 500 долларов, в списке самых дорогих работ Челищева следует «Фата Моргана», за которую 3 июня того же 2010 года и на том же Sotheby’s (правда, в Париже) отдали 624 750 евро (почти 750 000 долларов). Тройку замыкает портрет Патрисии Лопес-Уилшоу, ушедший за 276 500 фунтов (542 991 доллар) на торгах Christie’s 5 мая 2008 года.
Портрет Рут Форд, 1937
Девочка с бабочками
Испания
Зеленая соломенная шляпа Джиованни
Портрет Чарльза, ок. 1934
Портрет Николая Магалланеса, 1937
Deposition
Madame Bonjean (Germaine Catherine Lipmann)
Портрет Тамары Тумановой, американской балерины и актрисы, 1950
Бой быков
![]() |
![]() |
![]() |
Жонглер
Раиса, 1925
Портрет Чарльза Генри Форда, 1933
Сбор урожая, 1928
Портрет Линкольна Кирстена
Портрет Патрисии Лопес-Уилшоу, 1941
Mrs R.A. Gorer, 1930
Сибилла (Портрет Эдит Ситуэлл), 1937
Продолжение следует
http://tannarh.narod.ru/publ/iskusstvo/zhivopis/pavel_chelishhev/25-1-0-331
http://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20131011_chelischev.html
http://cultobzor.ru/2013/09/pavel-chelisshev/
http://artpoisk.info/artist/chelischev_pavel_fedorovich_1898/gallery/
https://americangallery20th.wordpress.com/category/tchelitchew-pavel/
Рубрики: | Искусство/Живопись Искусство/Художники-эмигранты из России |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |