Легенда Грузии. Художник Ладо Гудиашвили / Lado Gudiashvili (1886-1980) |
До чего же я люблю грузинских художников...
Соблазн, 1921.
В 2013 году эта картина была продана на торгах аукционного дома Sotheby’s в Лондоне за 1 200 000 долларов.
Нани Брегвадзе - Тбилисо
Изящный, декоративный, очень театральный Ладо Гудиашвили был легендой Советской Грузии. Художник, сиживавший в парижской «Ротонде» с Модильяни, Фужитой, Пикассо, Леже… Признанный гением при жизни, он пользовался невероятной популярностью не только на родине - визит к нему был особой наградой, знаком почета для самых уважаемых гостей из северных столиц. Захватив когда-то парижских критиков восточной экзотикой, родину он потряс парижским шиком. Связующий не только расстояния, но и времена, художник считается еще и наследником гения Пиросмани. Единственная встреча с ним произвела неизгладимое впечатление на молодого Гудиашвили. Как, по-видимому, и непродолжительное парижское знакомство с Модильяни: картины Гудиашвили обильно украшены характерными вытянутыми лицами.
В вихре танца, 1937
Борис Пастернак, 1966 | Галина Уланова, 1971 |
Ладо Гудиашвили родился в Тифлисе в 1896 году в семье железнодорожного служащего. В возрасте 14 лет поступил в художественное училище, после его окончания работал учителем рисования в школе. В 1915 году в Тифлисе прошла его первая персональная выставка, немедленно сделавшая ему имя в художественных кругах Грузии. Гудиашвили вошёл в круг грузинских интеллектуалов, был близок к группе поэтов-символистов «Голубые роги».
Цхнетинская серенада, 1958
Участвовал в архологической экспедиции, изучавшей памятники грузинской архитектуры, много копировал старинные фрески. Работал сразу как художник и график. На прошедшей в 1919 году выставке грузинского искусства было выставлено более пятидесяти его картин и акварелей. Между 1915 и 1918 годом познакомился с творчеством Нико Пиросманишвили, оказавшим глубочайшее влияние на его собственную художественную манеру. От гениального своего соотечественника, художника-самоучки Нико Пиросманашвили, он получил завет - отдавать искусству всего себя, до конца. Образ Нико пронес он через всю жизнь.
Актрисы, 1960
Белые девушки и черные волки, 1965
Понимая, что дальнейшее развитие грузинского искусства возможно только в общемировом контексте, в 1919 году вместе с художниками Давидом Какабадзе и Шалвой Кикодзе отправился в Париж, в то время фактически бывший центром мирового искусства. Гудиашвили прожил в Париже шесть лет, часто выставляя свои работы. Его работы, представленные на XIII осеннем Салоне, настолько потрясли французских критиков, что в 1925г. во Франции вышла книга критика Мориса Реналя, целиком посвящённая творчеству Ладо Гудиашвили.
Красавица на берегу озера, к.1930-х - 1940-е
Пастораль, 1963
Ладо состоял в дружеских отношениях с такими художниками, представителями французской художественной элиты, как Пабло Пикассо, Морис Утрилло, Амедео Модильяни, Игнасио Сулоага, Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. Выставки Гудиашвили прошли не только в Париже, но и в Марселе, Лионе и Бордо, а позже в Лондоне, Риме, Брюсселе, Амстердаме, Берлине и Нью-Йорке. Парижский период стал источником вдохновения мастера, питавшим его творчество на протяжении многих лет.
Юноша с ланью, 1924 |
Юноша с пятнистой ланью, 1924 |
Сцена в кабаре, н.1920-х
Но, несмотря на несомненный для иностранца успех, Ладо Гудиашвили с трудом переносил жизнь вдали от Грузии и в 1925-м, когда из России уходили последние пароходы с эмигрантами, Ладо Гудиашвили, наоборот, вернулся в Тбилиси. В 1926-1946 преподавал в тбилисской Академии художеств, в 1930х - 1950х работал художником в Тбилисском театре оперы и балета, выставлялся за границей, в 1928-м даже был участником Венецианской биеннале, делал книжные иллюстрации, работал в театре и кино.
В волнах Цхенис Цкали, 1925
Лежащая обнаженная, 1945
Ладо занимался не только графикой и станковой живописью, но и монументальной. В 1945 году он расписал алтарь церкви Кашвети в Тбилиси. За это был исключён из коммунистической партии и уволен с работы из художественной академии в Тбилиси.
…Рука Ладо Гудиашвили
изобразила на стене
людей, которые грешили,
а не витали в вышине.
Он не хулитель, не насмешник,
он сам такой же теркой терт.
Он то ли Бог, а то ли грешник,
он то ли ангел, то ли черт…
Евгений Евтушенко
Купальщица в лесу, 1922-23
Парижане, 1921
Творчество Ладо Гудиашвили отличается огромным разнообразием техники и жанра. Он писал маслом, гуашью, акварелью, выполнял настенные росписи, делал графические произведения и работал в смешанной технике. В его наследии имеются портреты, пейзажи, исторические картины, аллегорические, мифологические и политические произведения, эпические и лирические работы. Тем не менее, стиль его довольно легко узнаваем. Мотивы творчества художника почти исключительно связаны с Грузией.
Портрет Гуриели, 1935
Также художник создал иллюстрации к многим произведениям грузинской литературы и декорации к театральным постановкам. В годы Великой Отечественной войны (1942-1943 гг.), он создает цикл рисунков, разоблачающих звериную сущность фашизма, сюжеты которых отсылают зрителя к знаменитым «Капричос» испанского художника Франсиско Гойи. Поэтому критики назвали Гудиашвили «грузинским Гойей».
Испанские друзья, 1922
*** | Пикассо, 1966 |
Художник писал: «Женщина – участница всех почти моих картин, ведь женщина – источник жизни и добра, поэтому она и заняла в живописи первейшее место. Для меня женщина – венец природы, воплощение ее неиссякаемого изобилия». В 1930х - 1940х годах Гудиашвили создал целую галерею прекрасных современниц: «Портрет Тамары Цицишвили» (1940), «Портрет Мананы Шотадзе» (1937), «Дочь Гуриэли» (1935) и др. Чертами современниц гениальный художник наделил идеальных женщин в пасторальных пейзажах, воспевая спокойную, умиротворяющую красоту женского тела, негу молодости и ожидание любви.
Женщина с фауной
Пейзаж в Сванети, 1923
Пейзаж картины «Красавица на берегу озера» изображает настоящую Аркадию. Тягучие линии деревьев и кустов, нежные оливковые оттенки зелени, теней и воды, идиллическая фигура пастуха со стадом коз и овец и, главное, прекрасная обнаженная - все растворено в восточной неге. Не случайно в своей дарственной надписи художник пожелал: «...пусть это маленькое произведение будет навеки целебным эликсиром».
Назиброла из Армази, 1973
Голова воина, 1924
В 1972 году художник был удостоен звания Народного художника СССР, а в 1976 - Героя социалистического труда. Награжден двумя орденами Ленина. Его произведения ещё при жизни были выставлены в музеях, включая Государственный музей искусства народов Востока в Москве и Государственный музей искусств Грузии в Тбилиси.
«Ладо Гудиашвили - наивысшая точка видения грузинского духа, который неосознанно воспринял западную культуру - для возрождения восточной». С. Судейкин
Этер Какабадзе, 1940
Портрет Нико Пиросмани, 1964
Ладо Гудиашвили дожил до 1980 года, был известен, но последняя его большая персональная выставка прошла лишь в 1958 году. В Тбилиси открыт дом-музей Ладо Гудиашвили.
Мечтаешь, плачешь и смеешься, Гудиашвили,
Ты в многогранном творчестве своем...
Ныряешь в бездны вод, взлетаешь в облака,
Но ты грузином был, грузином остаешься,
Чтоб Грузию прославить на века.
Наталия Кончаловская
Портрет искусствоведа, 1976
Амедео Модильяни в кафе Ротонда
Весна (Зелёная женщина), 1920
Владимир Маяковский в кафе Ротонда, 1975
Гадалка, 1969
Портрет артистки Тамары Цицишвили, 1940
Портрет жены художника Нины, 1940
Чахрухадзе, 1961 | Moses Khoneli, 1961 |
Одевание Мананы, 1967
Кутёж под деревом (Кутёж с женщиной), 1923
Портрет Nelly Onely, 1974
Встреча в горах
Две белые лани, 1937
У черного ручья, 1925.
В 2012 году эта картина была продана на торгах аукционного дома Sotheby’s в Лондоне за 1 500 000 долларов.
http://burusi.wordpress.com/2009/08/16/gudiashvili-old-tiflis/
http://zharevna.dreamwidth.org/79920.html
http://artpoisk.info/artist/gudiashvili_lado_davidovich_1896/gallery/
http://georgiaabout.com/2014/04/22/lado-gudiashvili/
ttp://burusi.wordpress.com/2009/08/17/lado-gudiashvili-portrets/
Текст составлен по материалам сайтов 1, 2, 3
Рубрики: | Искусство/Живопись Искусство/Графика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |