-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ovenca

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 64847


Акварели А.Н. Бенуа (1870-1960)

Четверг, 05 Января 2012 г. 11:56 + в цитатник

 

Петербург. Дворцовая площадь. 1930-е (700x479, 255Kb)
Петербург. Дворцовая площадь


image001 (370x388, 31Kb)Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книг, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто. Он был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии.

Главной чертой его характера следовало бы назвать всепоглощающую любовь к искусству; разносторонность знаний служила лишь выражением этой любви. Во всей своей деятельности, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником. На рисунке - Автопортрет, 1896.


Поль Мориа - Менуэт


Хостинг картинок yapx.ru
Маскарад при Людовике XIV. 1898

Пруд в Версале (700x443, 155Kb)
Пруд в Версале

Александр Николаевич Бенуа - сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора, и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) - родился 3 мая 1870 года. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Прадед Бенуа по материнской линии К.А. Кавос был композитором и дирижером, дед - архитектором, много строившим в Петербурге и Москве; отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как живописец-акварелист. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов.

+ Прогулка короля (700x551, 404Kb)
Прогулка Короля. 1906

Купальня маркизы. 1906 (697x700, 584Kb)
Купальня маркизы. 1906

Впоследствии, вспоминая о своем детстве, художник особенно настойчиво подчеркивал две духовные струи, две категории переживаний, могущественно повлиявшие на формирование его взглядов и определившие направление всей его дальнейшей деятельности. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство, которое трудно назвать иначе, как культом театра. Понятие "художественности" неизменно ассоциировалось у Бенуа с понятием "театральности"; именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.

+ 856 Свадебная прогулка (700x498, 335Kb)
Свадебная прогулка. 1906

Хостинг картинок yapx.ru
На прогулке

Вторая категория отроческих переживаний, наложивших неизгладимый отпечаток на эстетические воззрения Бенуа, возникла из впечатлений от загородных резиденций и петербургских пригородов - Павловска, старинной дачи Кушелева-Безбородко на правом берегу Невы и прежде всего от Петергофа и его многочисленных памятников искусства. "От этих... петергофских впечатлений.., вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля" - вспоминал впоследствии художник.

Хостинг картинок yapx.ru
Из серии "Последние прогулки Людовика XIV"

Танец. Павильон Версаля.1906 (612x700, 89Kb)
Танец. Павильон Версаля.1906

Художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных "академических" воззрений. Решение стать художником созрело у него очень рано; но после недолгого пребывания в Академии художеств, принесшего только разочарование, Бенуа предпочел получить юридическое образование в Петербургском университете (1890-1894), а профессиональную художественную подготовку пройти самостоятельно, по своей собственной программе.

+ Версаль. (700x480, 408Kb)
Версаль. Детский фонтан. 1921

Версаль» (700x517, 381Kb)
Версаль

Ежедневные упорные занятия, постоянная тренировка в рисовании с натуры, упражнение фантазии в работе над композициями в соединении с углубленным изучением истории искусств дали художнику уверенное мастерство, не уступающее мастерству его сверстников, учившихся в Академии. С такой же настойчивостью готовился Бенуа к деятельности историка искусства, изучая Эрмитаж, штудируя специальную литературу, путешествуя по историческим городам и музеям Германии, Италии и Франции.      Самостоятельные занятия живописью (главным образом акварельной) не прошли даром, и в 1893 году Бенуа впервые выступил как пейзажист на выставке русского "Общества акварелистов".

+ Кит (700x671, 484Kb)
Китайский павильон в Версале "Ревнивец". 1906

Водный партер в Версале (700x451, 373Kb)
Водный партер в Версале

Годом позже он дебютировал как искусствовед, напечатав на немецком языке очерк о русском искусстве в книге Мутера "История живописи в XIX веке", издававшейся в Мюнхене. О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы, его таланта и энергии хватало на все.

Венецианский сад. 1910 г (700x532, 447Kb)
Венецианский сад. 1910

+ Прогулка в парке Версаля (Версаль. Оранжерея) (700x692, 709Kb)
Прогулка в парке Версаля (Версаль. Оранжерея)

В 1896 году он совершил свою первую поездку в Париж; писал виды Версаля, положив начало своим сериям на версальские темы, столь любимые им в течение всей жизни. Серия акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", созданная по впечатлениям от поездок во Францию, явилась его первой серьезной работой в живописи, в которой он показал себя самобытным художником. Эта серия надолго утвердила за ним славу "певца Версаля и Людовиков".

+ Париж. Триумфальная арка Каррузель (700x541, 409Kb)
Париж. Триумфальная арка Каррузель

+ 800 Дворцовые ворота (700x553, 394Kb)
Дворцовые ворота

Бенуа активно участвовал в художественной жизни — прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства", идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения; часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-1916) в газете "Речь".

Парад при Павле I (1907) (700x499, 217Kb)
Парад в царствование Павла I. 1907

+ 800 Зал Орла в Гатчине. 1924 (700x543, 522Kb)
Зал Орла в Гатчине. 1924

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк. Начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи", "История живописи всех времен и народов" (1910-1917, издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России". Создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

+ 800 Peterhof. The main fountain. (700x567, 515Kb)
Петергоф. Главный фонтан

+ Петергоф. Римские фонтаны. 1942 (700x523, 373Kb)
Петергоф. Римские фонтаны. 1942

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

Хостинг картинок yapx.ru
Главная лестница в Большом дворце Петергофа

+ Версаль. Зеркальце в Трианоне (700x521, 515Kb)
Версаль. Зеркальце в Трианоне

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-1906) и в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

+ Петр I на прогулке в летнем саду (700x478, 432Kb)
Пётр Первый на прогулке

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство "мирискусников", уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству.

+ 928 (700x521, 560Kb)
Эскиз декорации к балету "Павильон Армиды"

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-1922).

+ Иллюстрация к Медному всаднику Пушкина. 1916-1922 (700x513, 241Kb)
Иллюстрация к "Медному всаднику" Пушкина. 1916-22

К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. В 1907 году Фокин и Бенуа (автор идеи и либретто)  поставили на сцене Мариинского театра балет "Павильон Армиды", изысканную стилизацию Франции XVIII века.

Декорации для постановки Борис Годунов», 1939 (700x520, 547Kb)
Декорации для постановки "Борис Годунов". 1939

У Бенуа зарождается мысль показать русский балет за рубежом. Зная, что Дягилев после ошеломляющего парижского успеха "Бориса Годунова" в 1908 году замышляет новый оперный сезон 1909 года, Бенуа предлагает разбавить его балетными постановками. Балетмейстера-реформатора Бенуа видит в Фокине. Именно Бенуа принадлежит идея знакомства будущих великого хореографа и великого импресарио, знакомства, так существенно повлиявшего на судьбы мирового балета XX века. Знакомство состоялось осенью 1908 года...  По инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

+ Ит ком (700x561, 397Kb)
Итальянская комедия. 1905

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911); этот балет создан по идее самого Бонуа и по написанному им же либретто. Вскоре после того зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж. Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Особняк в лунном свете (700x468, 513Kb) Особняк в лунном свете

В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в "Гранд-опера" и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Там он работал главным образом в театрах: сначала в "Гранд-опера" в Париже, а после Второй мировой войны — в "Ла Скала" в Милане. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже нe смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Главным же трудом последних (с 1934 г.) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.

+ 800 Autumn day in the park. Paris. 1906 (700x499, 408Kb)
Осенний день в парке. Париж. 1906

Хостинг картинок yapx.ru
Зимний пейзаж



Рубрики:  Искусство/Графика
Метки:  

Процитировано 62 раз
Понравилось: 16 пользователям

shnay   обратиться по имени Четверг, 05 Января 2012 г. 12:46 (ссылка)
Замечательный пост и прекрасно подобраная к нему музыка. Спасибо, что вспомнили этого художника.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Января 2012 г. 19:30ссылка
Благодарю, Наташа! Мне очень приятно, что пост вам понравился. Пусть вечер будет особенным!
татьяна_печёрина   обратиться по имени Четверг, 05 Января 2012 г. 17:22 (ссылка)
Очень здорово! Спасибо, ВАМ!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Января 2012 г. 19:36ссылка
Пожалуйста, Танюша! Я рада, что пост вам понравился, сама в восторге от его работ. Уютного вечера и хорошего настроения!
Annakraj   обратиться по имени Четверг, 05 Января 2012 г. 17:57 (ссылка)
Спасибо, Людочка, за прекрасный пост!!!
blagodaru_73 (398x286, 344Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Января 2012 г. 19:38ссылка
Благодарю, Аня! А тебе спасибо за таких миленьких лупоглазеньких котяток! Чудесного настроения!
Lady_Katrin_Z   обратиться по имени Четверг, 05 Января 2012 г. 20:23 (ссылка)
спасибо! приятного вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Января 2012 г. 13:06ссылка
Пожалуйста, Катюша! С наступающим Рождеством! Да хранит Господь вас и ваших близких!
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 05 Января 2012 г. 22:15 (ссылка)
Замечательный пост. Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Января 2012 г. 13:10ссылка
Благодарю Наташа! Всего вам самого доброго!
изольда_тихоновна   обратиться по имени Пятница, 06 Января 2012 г. 08:16 (ссылка)
С Новым Годом и Рождеством! Спасибо за пост. Очень понравилось.С музыкой изображение воспринимается по особенному. "Итальянская комедия"под музыку как бы оживает. Еще раз спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Января 2012 г. 13:14ссылка
Благодарю, милая тезка (я тоже Людмила), за визит и приятный отклик! С наступающим Рождеством вас! Пусть у вас все будет хорошо!
IRIS   обратиться по имени Пятница, 06 Января 2012 г. 13:03 (ссылка)
Приятно среди всего сиюминутного полюбоваться на настоящее искусство. Спасибо за тему, Людочка!
Прихватизирую с благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Января 2012 г. 14:08ссылка
И не говори, Ирочка... Я думала, среди сиюминутного его и не заметят, ан... была не права... Спасибо за внимание, дорогая! Пусть канун Рождества будет волшебным!
мурзик49   обратиться по имени Пятница, 06 Января 2012 г. 20:10 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 07 Января 2012 г. 04:42ссылка
Пожалуйста, мой редкий и немногословный гость! С Рождеством вас! Добра, света, любви!!!
Лулу_Прада   обратиться по имени Пятница, 06 Января 2012 г. 21:00 (ссылка)
Доброго вечера!

Огромное спасибо за красоту акварелей - сколько же еще акварелей у этого художника!

Хорошего вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 07 Января 2012 г. 04:48ссылка
Как всегда, очень рада тебя видеть, Ларочка! Приятно, что опять наши симпатии совпали... Спасибо за внимание, милая! Пусть каждый день доставляет тебе радость!
красавицу_видеть_хотите   обратиться по имени Пятница, 06 Января 2012 г. 22:26 (ссылка)
Людмилка,доброе время суток!!!! В общем понесла к себе..... я после церкви сегодня, какая-то немногословная.....
Спасибоооооооооооооооооovenca,
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 07 Января 2012 г. 04:51ссылка
Рада тебя видеть, моя немногословная Инночка! Спасибо, что нашла время забежать и унести эти чудные акварельки!
Астронель   обратиться по имени Понедельник, 09 Января 2012 г. 00:54 (ссылка)
Очень нравится Бенуа и другие художники из "Мира искусства".
Спасибо, интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 09 Января 2012 г. 14:23ссылка
Пожалуйста!
Мелешечка   обратиться по имени Понедельник, 05 Марта 2012 г. 20:21 (ссылка)
Очень красивый пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Biryusinka   обратиться по имени Настоящее перебирает струны души Суббота, 24 Марта 2012 г. 01:18 (ссылка)
Просторно. Малолюдно. Прекрасно организованая природная среда. Думаешь сначала - затеряться бы в этом косме... Пожалуй, нет. Человеку везде и повсюду тесно от самого себя...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 24 Марта 2012 г. 04:31ссылка
Благодарю за философский отзыв! Как ни странно, мне от себя редко бывает тесно, вот от людей, пожалуй, - да. Пусть у вас все будет хорошо!
Астронель   обратиться по имени Суббота, 25 Апреля 2020 г. 23:32 (ссылка)
Спасибо за интересную подборку, красивые акварели!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Апреля 2020 г. 07:21ссылка
На удовольствие, Нина! Благодарю!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку