Барджелло - это счетная вышивка выполненная повторяющимися в определенной последовательности вертикальными плотно прилегающими друг к другу плоскими стежками, длина и цвет которых изменяется в зависимости от заданного геометрического узора. Разновидность вышивки барджелло, рисунок которой состоит из рядов остроконечных или плавных зигзагов, напоминающих
языки пламени, получила также название - "фиамма"
(итал. Ricamo punto fiamma (Fiamma) англ. Flame stitch). Вышивка выполняется на плотной счетной ткани любым типом ниток от шерсти до шелка
(наиболее распространенной считается вышивка шерстью) и полностью покрывает основу, создавая эффект тканого полотна.
Немного истории:
|
Зигзагообразная вышивка XIII века.
Германия. |
Поскольку точное место и время появления этой вышивки доподлинно не известно, существует несколько версий ее происхождения. Каждая из них может считаться вполне вероятной, но самая распространенная - это легенда о том, как в незапамятные времена во Флоренцию (Италия) прибыла венгерская принцесса Елизавета, ставшая женой одного из наследников могущественного клана Медичи. Она то и познакомила флорентиек с диковиной техникой...
Скажу честно, я пересмотрела массу источников и нигде не нашла сведений о том, что кто-либо из Медичи женился на венгерке. А все потому, что речь идет о святой Елизавете Венгерской
(1207-1231), которая вовсе не выходила замуж за Медичи, но за свою жизнь совершила несколько путешествий, и в том числе побывала в Перуджи и Ассизи
(Умбрия, Италия).
|
Ирландский стежок |
Именно она могла познакомить итальянок с зигзагообразной вышивкой, которая в это время была очень популярна в Богемии
(сейчас Чехия). Попав благодаря Елизавете Венгерской в Италию, эта техника получила ее имя и стала называться
Punto unghero ("венгерский стежок"). Это название до сих пор употребляется в Италии наравне с "барджелло", появившимся гораздо позже по технической необходимости.
Дело в том, что при проведенной англичанами систематизации вышивальных стежков, "венгерским стежком" была названа другая техника, и чтобы не было путаницы, за вышивкой из Флоренции необходимо было закрепить другое название. Тут-то и пригодилось звучное имя флорентийского музея "Барджелло"
(museo Nazionale del Bardgello), в котором были выставлены стулья, обитые вышивкой в стиле Punto unghero
("стулья XVII века со спинками и сиденьями вышитыми Punto unghero"). С тех самых пор
Punto unghero ("венгерский стежок") и
Il Ricamo (Lavoro, Punto) Fiorentino ("флорентийская вышивка") в англоязычных источниках стали называться
барджелло.
Справедливости ради, следует сказать, что подобная техника вышивания развивалась в средние века не только в Чехии и Италии, так как относительно несложная работа позволяла создавать прочные износостойкие предметы домашнего или церковного убранства. По некоторым источникам этим рукоделием, например, владела и другая венгерская принцесса - Ядвига, вышедшая замуж за польского короля Владислава II Ягелло. А в двух домах-музеях Англии
("Parham House" и "Chastleton House") хранятся многочисленные предметы, выполненные в стиле Flame Stitch ориентировочно с 1560 по 1585 год.
Во Франции изделия с вышивкой Flame Stitch начали производить в начале XVII века в знаменитых текстильных центрах Эльбеф и Руан, где этот стежок был известен как
"бергамо" (Bergamo, Италия). В том же веке зигзагообразная вышивка стала очень популярна в Амстердаме, а ирландцы и вовсе думали, что это их изобретение и назвали технику
Irish Stitch ("ирландский стежок"). В XVIII веке в моду вошли мужские кошельки в стиле барджело. Чтобы продемонстрировать свои таланты, их вышивали своим женихам девушки из высшего света. Несколько образцов такой вышивки, созданных руками австрийской императрицы Марии-Терезии до сих пор экспонируются в венском музее.
|
Мотив обивки знаменитых стульев из музея Барджелло |
Что касается Италии, то вполне вероятно, что техника Fiamma появилась здесь как подражание рисункам колоритных тканей привозимых с Востока. Особенную популярность она завоевала в законодателе средневековых мод славном городе Флоренция, где передаваясь из поколения в поколение,
Lavoro Fiorentino постепенно превратилось в одну из главных городских достопримечательностей.
Предметы вышитые в этом стиле производились в небольших семейных мастерских. Традиционно это была обивка для мягкой мебели, подушки и покрывала выполненные геометрическим рисунком "зиг-заг" или ромбами с использованием тонких шерстяных ниток.
Главную роль в создании вышивки барджелло играл выбор цветов, комбинация которых могла создавать различные визуальные эффекты - глубину, объем, градиент
(растяжка цветов от темного с светлому и наоборот), контраст, монохром и т.п.
Этой же цели служил тщательный подбор длины стежков
(первоначально все стежки были одной длины, но со временем это стало не обязательным) и определение последовательности их чередования в каждом горизонтальном ряду.
Несмотря на то, что вышивке барджелло уже около семи веков, ее основополагающие принципы остались практически неизменными, если не считать новшества от Dorothy Kaestner (1972), которая, поэкспериментировав с зеркалом, придала барджелло эффект калейдоскопа, предложив вышивку в "
четырех направления"
(книга "Four Way Bargello", 1972). В этой технике холст делится по диагонали на 4 части и мотив выполняется в двух горизонтальных и двух вертикальных направлениях. Позднее эта техника была доработана до
8 направлений (горизонтальные, вертикальные и диагональные стежки, книгa "8-way Bargello" от Kenneth J. Goelzer и дизайны "Ice Cristall", "Kaleydoscope", "Tulip Fantasy" от Susan Kerndt) и
12 направлений (по типу часов "Round the clock" Kenneth J. Goelzer).
Техника:
В классической версии барджелло используется прямой вертикальный стежок, который выполняется сверху-вниз, слева-направо через 4 нити канвы. Однако, современная вышивка не лимитирует длину стежка, которая также как ширина и количество ступеней задается в первом ряду
(все последующие ряды идентичны первому).
Узоры барджелло образуются за счет вертикального ступенчатого смещения
(если это классический Flame stitch, то рисунок складывается из симметричных или ассиметричных подъемов и спусков, образуя "языки пламени" - чем круче смещение, тем острее "пламя". При небольшом смещении, образуются плавные линии).
Работа с "4 way Bargello"
Мотивы узоров барджелло:
Базовые мотивы
были описаны в книге 1967 года "Bargello Florentine Canvas Work" от Elsa S. Williams:
"Пламя" ("Зиг-Заг")
"Ромб" ("Алмаз")
"Ленты"
"Медальон"
Другие мотивы:
"Плетение"
"Флорентийская вышивка"
"Встречные силуэты"
"Северное сияние"
"Зеркальный"
"Кафедральный"
"Пламя свечи"
"Сердца и алмазы"
"Сердечки"
"Шеврон"
"Кольчуга"
"Пчелиные соты"
"Павлиний глаз"
"Традиционные мотивы"
"Винтаж"
"Гранат"
"Гвоздика"
"Арка"
"Морской гребешок"
Много других великолепных дизайнов здесь
Галерея
|
Эффект градиент |