Мария Данко! Мария Данко Ты, как РОДник живой воды Звенящим словом устре...
25 цитат Николы Теслы. - (0)25 цитат Николы Теслы. 1. «Мой мозг - только приемник, во Вселенной есть ядро, из которого мы...
За ночь в Австралии зафиксировано 1,3 миллиона ударов молнии - (0)За ночь в Австралии зафиксировано 1,3 миллиона ударов молнии За последние 24 часа в Австралии п...
Как отличить высоковибрационных людей: 9 признаков личностей с сильной энергетикой - (0)Как отличить высоковибрационных людей: 9 признаков личностей с сильной энергетикой Люди с высок...
Что ожидает владельцев Qr кодов - (0)Что ожидает владельцев Qr кодов Добрый день дорогие друзья, приветствуем вас на канале Проект Про...
Включённый микрофон в Белом Доме случайно записал всю правду о коронавирусе.(с переводом) - (0)
Растительные масла — информация о каждом - (0)
«О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов” - (0)
Соленая селедка – 17 лучших рецептов. Как посолить селедку в домашних условиях вкусно? - (0)
Лидия Русланова |
Автор этого легендарного вальса Арчибальд Джойс родился в 1873 году в Лондоне, а умер в 1963-м в Саттоне (графство Сюррей), то есть, по существу, был нашим современником, прожив долгую жизнь — девяносто лет!
Был он мальчиком-хористом, пианистом в танцевальном ансамбле, а потом организовал и возглавил собственный танцевальный коллектив, ставший одним из самых популярных в стране. Тут-то и начал сочинять собственные произведения, в основном — вальсы. Первый из них — «Приятное воспоминание» — сразу же принес ему известность. Потом были «Осенний сон» (1908), «Грезы любви» и «Воспоминание» (1909), «Мечты» (1911), завоевавшие их автору негласный почетный титул английского короля вальсов.
В 1909 году Арчибальд Джойс совершил турне как дирижёр вместе с певицей Эллен Терри по странам Европы. Вполне возможно, что именно тогда он побывал и в России, где его вальсы, особенно «Осенний сон» и «Воспоминание» полюбились и запомнились. Многочисленные издания нот этих вальсов, пластинки с их записями, выходившие огромными тиражами в России, способствовали их популярности и широкому распространению.
Тогда же, в дореволюционные годы, появились и первые песенные версии вальса «Осенний сон». Слова на музыку Джойса сочинил князь Фёдор Николаевич Касаткин-Ростовский и посвятил баронессе Ольге Николаевне Таубе, как значится в публикации вальса с его текстом. Был увидел свет в России в 1913 году. В ряде изданий фамилия автора Косаткин-Ростовский, а сам текст дается с примечанием: "Литературная редакция текста И. Емельяновой и И. Назаренко".
Тучи низко кружат над садом,
Ветер, воя, бьет в окно…
Сердце, тоскуя, плачет о прошлом,
Призрак счастья исчез давно.
Опустел наш сад, и напрасно взгляд
Ищет солнца луч в серой дали.
Кончен сон златой, плачет сад пустой,
И в ответ ему сердце щемит.
Скрылись чудной грезы виденья,
Упоенья, нега весны,
Радость свиданий, пыл увлеченья,
Унесли вас осенние сны…
Друг мой, где ты? Прежней сказки
Нежной, страстной, хоть миг верни;
Своей лаской, как луч, ясной,
Сердца сумрак ты озари.
Друг мой, где ты? Призыв страстный
До рассвета звучит, как стон,
Но напрасно жду ответа, -
Кончен светлый сон.
Тучи низко кружат над садом,
Сильный ветер гонит листы…
Сердце, тоскуя, плачет о прошлом,
Унесли всё осенние сны.
Распространения в исполнительской практике этот песенный вариант вальса не получил, как, впрочем, и та версия «Осеннего сна», которую исполнял в концертах и даже записал на грампластинку в те годы Ю. Морфесси. Публика их, как говорится, не приняла. Всюду исполнялся и широко бытовал инструментальный, а не песенный вариант вальса «Осенний сон». Текстовых вариантов «Воспоминания», по-видимому, вообще не существовало.
В 30-е и 40-е годы попытки придумать к мелодии вальса «Осенний сон» песенные тексты и внедрить их в исполнительскую практику предпринимали поэты
Василий Лебедев-Кумач сочинил поэтическую версию «Осеннего сна» после настойчивых просьб Лидии Андреевны Руслановой, о чем рассказала дочь поэта — Марина Васильевна — и даже отыскала в его архиве подлинник этих стихов. Вот они:
Ветер осенний листья срывает,
Вся природа грусти полна.
Только надежда не умирает —
Сердце знает: придёт весна.
И печали, и ненастья —
Всё, как дождь осенний, пройдет.
Будет радость, будет счастье,
И горячее солнце взойдет!
Полно вам плакать, клёны, берёзы,
Старых листьев вам не собрать.
Полно ронять вам крупные слёзы,
День весенний придет опять.
Скоро минует осень разлуки,
Лист зеленый вырастет вновь,
Вновь обоймут нас милые руки,
Будет радость, придёт любовь.
Лидия Андреевна с большим успехом исполняла песню с этими словами в своих концертах....
Легкая музыка - особый жанр в основном британской "легкой" оркестровой музыки, появившейся в ХIХ веке и ставшей особенно популярной в начале-середине ХХ века. Такую музыку называют также "музыкой настроения" и "концертной музыкой".
Отсутствие претензии на умопомрачительную сложность и революционную композиторскую технику совсем не означает того, что ее создатели не отличались талантом. Напротив, в таком узком жанре им удалось создать немало прекрасных произведений. Примером может служить творчество знаменитого английского композитора "легкой музыки" Арчибальда Джойса, удивительные вальсы которого и сегодня по прошествии более столетия со дня написания пользуются особой любовью публики.
Слушая эти прекрасные, романтические и немного грустные вальсы, можно с уверенностью сказать - вальс вечен!
Родился Арчибальд Джойс 25 мая 1873 года в Лондоне. Был он мальчиком-хористом, пианистом в танцевальном ансамбле, а потом организовал и возглавил собственный танцевальный коллектив, ставший одним из самых популярных в стране.
В тот же период начал сочинять музыкальные произведения, в основном - вальсы. Первый из них "Приятное воспоминание" - сразу принес ему известность. Потом были "Осенний сон" (1908), "Грезы любви" и "Воспоминание" (1909), "Мечты" (1911), завоевавшие их автору почетный негласный титул английского короля вальсов.
Три вальса Vision of Salone (1909), Passing Of Salone (1912) и Phantom of Salone (1945) Арчибальд Джойс посвятил Саломее, невероятная популярность образа которой в искусстве просто поразительна... Одних только картин наберется, наверное, с полсотни.
Вальс Vision of Salone (Видение Саломеи) Джойс сочинил под впечатлением от буквально потрясших лондонскую публику в 1908 году выступлений американской танцовщицы Мод Аллан, самым сенсационным номером которой был как раз танец с тем же названием - Vision of Salone. Танец этот Мод Аллан сочинила по мотивам нашумевшей тогда пьесы Оскара Уайльда "Саломея" и выступала под музыку, специально написанную для нее другом, бельгийским композитором Марселем Реми. На волне увлечения этой темой был написан вальс Джойса, что , в свою очередь, обеспечило изначальный интерес к произведениям композитора.
В 1912 году Джойс создает второй вальс на тему Саломеи - Passing Of Salone (Смерть Саломеи). Уже в первые дни после опубликования было раскуплено более полутора тысяч копий этого вальса, а все 50 тысяч экземпляров первого издания разошлись в течение нескольких ближайших месяцев...
Сам Джойс так описал свои впечатления: "Как продолжение темы моего вальса Видение Саломеи, этот вальс, естественно тоже должен был быть восточным танцем, основная тема которого постоянно возвращается, подобно погребальному плачу. Мой замысел состоял в том, чтобы создать кое-что действительно драматическое... И когда образ, насыщенный восточной экзотикой, возник в моей голове, я услышал в своем воображении удары тарелок, бой тамтамов, и тому подобные вещи... Так что сначала это даже испугало и удивило меня..."
К танцевальной теме относится еще и балетный номер Джойса под названием "Айрис"(Ирис)...Так звали его невестку, и использование ее имени в танцевальном номере выглядит особенно трогательным, если знать, что она была прикована к постели и не могла ходить.
Перу Джойса принадлежат также две музыкальные комедии - Toto (1916) и Gabrielle(1921).
История вальсов Джойса "Осенний сон" и "Воспоминание" удивительна и необычна.
В 1909 году он совершил турне, как дирижер, по странам Европы и, возможно, побывал в России, где его вальсы полюбились и запомнились. Многочисленные издания нот этих вальсов, пластинки, выходившие огромными тиражами в России, способствовали их широкому распространению. И вскоре забылось, что эти вальсы - "иностранцы". В музыкальных изданиях их стали именовать "старинными русскими вальсами"! Они были чрезвычвйно популярны в предреволюционной России. Во многих ее городах с богатыми традициями музыкального быта, в городских парках и садах играли полковые духовые оркестры. В репертуар "парковой" музыки входили марши, кадрили, польки и непременно вальсы, которые любила слушать публика, прогуливающаяся по аллеям парка.
Многие поэты придумывали песенные тексты к мелодиям вальсов "Осенний сон" и "Воспоминание" и внедряли их в исполнительскую практику. "Под этот вальс грустили мы..."
Россия стала второй родиной вальсов Джойса, а вот в самой Англии их как-то позабыли,как ,впрочем, и самого их создателя.
Вальс "Осенний сон" вошел в историю музыки как одно из самых грустных произведений. Его играл оркестр на Титанике, когда корабль погружался под воду. За один только этот вальс Джойс никогда не уйдет из памяти человеческой.
Рубрики: | Великие, замечательные люди..... |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |