В период Возрождения во многих кольцах с кастом прямоугольной формы были спрятаны коробочки-тайники. Также в эту эпоху были популярны перстни, где камни вынимались из гнезд, и туда можно было вложить миниатюрный портрет, памятную вещь или выгравировать там инициалы золотой проволокой.
Хитроумным приспособлением можно также считать перстни с ядом. Назначение этих смертельных драгоценностей не мешало ренессансным ювелирам богато гравировать, украшать эмалью и осыпать их драгоценными камнями. Кольцо могло быть выполнено в виде льва, и когти животного с помощью механического устройства служили выходом для жидкого яда, скрытого в маленьком резервуаре. Рукопожатие становилось смертельным, если владелец кольца направлял фигурку льва внутрь и несколько раз прыскал ядом на руку врага.
Еще одно описание кольца с ядом, выполненного венецианским мастером, демонстрирует нам другой способ хранения необходимого оружия против врагов, а иногда и спасения для самого владельца. При нажатии на пружину на кольце рядом с алмазом, граненным в форме пирамидки, гнездо с драгоценным камнем отодвигается, открывая крошечный тайник, где хранится яд.
Истории известно немало примеров конструкции колец-тайников, которые нередко использовались в качестве оружия. Самым ярким примером, пожалуй, является история легендарной семьи Борджиа. Чезаре Борджиа прославил свои знаменитые перстни тем, что при их помощи лишал жизни любого, кто ему был не угоден. Конструкция таких перстней была особой – их верхушка или крышка откидывалась, как у медальонов, скрывая под собой полость для хранения яда. Были кольца и с поворотной верхушкой, открывавшей тайник, и кольца с выдвижными иглами, отравленными ядом. Такими кольцами и пользовался Чезаре Борджиа, - в одном из его колец был незаметно открывающийся тайник, откуда, прямо во время "дружеской" беседы, например, переставляя бокалы, можно было сбросить яд. В одном из вариантов - сдвигался камень кольца. В другом - под оправу кольца монтировалась скользящая панель для тайника. Было также кольцо "коготь льва", невинно гладкое с наружной стороны пальца, но с тыльной стороны имевшее приспособление в виде металлических "коготков". В карнавальной толпе, Чезаре, скрытый под маской, хватал руку намеченного человека, пожимал ее и, уколов жертву шипом, смазанным ядом, при необходимости выбрасывая прочь кольцо-улику.
В разделе колец с секретом, можно также вспомнить о кольцах-головоломках в виде плетеного орнамента, составленного из нескольких частей.
Более безобидным примером фантазий итальянских ювелиров можно считать благоухающие кольца, где маленькое отверстие в основании обода и внутренняя винтовая конструкция указывали на то, что в украшение помещали ароматические вещества или жидкие духи.
Есть запахи, чья власть над нами бесконечна:
В любое вещество въедаются навечно.
Бывает, что, ларец диковинный открыв
(Заржавленный замок упорен и визглив),
Иль где-нибудь в углу, средь рухляди чердачной
В слежавшейся пыли находим мы невзрачный
Флакон из-под духов: он тускл, и пуст, и сух,
Но память в нем жива, жив отлетевший дух.
Минувшие мечты, восторги и обиды,
Мечты увядшие — слепые хризалиды,
Из затхлой темноты, как бы набравшись сил,
Выпрастывают вдруг великолепье крыл.
В лазурном, золотом, багряном одеянье,
Нам голову кружа, парит Воспоминанье...
И вот уже душа, захваченная в плен,
Над бездной склонена и не встает с колен.
Шарль Бодлер
Источник
Коллекция Saggio от Saggi — это объемные, но кажущиеся невесомыми в своем изяществе кольца «с секретом». Центральный элемент каждого украшения — массивный полудрагоценный камень, обрамленный золотым орнаментом и россыпью бриллиантов. Под крышечкой из полудрагоценного камня скрывается миниатюрное ювелирное изделие, отражающее эмоции и настроение самой обладательницы. Это может быть изящная туфелька или веселый «смайлик», яркая ягода или корона.