Цитата сообщения Syamuka
Пермь. Часть 4.
Сегодня начнем нашу прогулку с Разгуляя, старейшего района, откуда берет начало история Перми.
В 1722 г. в этом районе В.Н.Татищев, известный государственный деятель Российской империи, осмотрев окрестности Камы, нашел удобным место около деревни Егошихи для устройства медеплавильного завода.
Памятник основателю г. Перми В. Н. Татищеву, возведенный в Разгуляевском сквере в 2003 г. по проекту скульптора А. А. Уральского
к 280-летию города. Скульптура отлита из бронзы, постамент изготовлен из мрамора. Общая высота памятника — 9 м. У подножия с правой и левой стороны установлены пушки с ядрами.
Егошихинский медеплавильный завод был заложен 4 (16) мая 1723 г. Рядом с заводом в этом же году вырос поселок Егошиха, названный именем протекающей здесь речушки. Заводскому поселку Егошихе суждено было стать предшественником Перми, основанной указом Екатерины II спустя 57 лет.
В ранней Егошихе было всего 9 домов и усадеб, но уже и тогда поселок имел регулярную планировку. Первыми жителями были крестьяне, а, также, строители, специалисты горнозаводского производства, работники торговых заведений, набранные из окрестных деревень и сел.
Скоро узкая долина маленькой речки, вблизи завода, полностью застроилась, и не стало там больше места для новостроек. Новый жилой район смещается на берег р. Камы, где, в скором времени, вырастает крупный военно-административный и торговый центр.
Почти все сооружения поселка того времени были деревянными. По словам исследователей, в 1773 г. в Егошихе было 400 деревянных домов, на рыночной площади – до 100 купеческих лавок, а сам поселок стали называть Разгуляем.
Сохранившаяся деревянная застройка.
Существуют две версии происхождения названия "Разгуляй". Первая, - связана с тем, что здесь в конце XVIII в. находился один из первых в г. Перми питейных домов. Грузчики с пристаней и другой люд тут часто гуляли, пропивая деньги. Другое предположение, - что название связано с заводским прудом, по которому чиновники в то время прогуливались на лодках.
...В 1786 г. медеплавильный завод был остановлен за истощением запасов местных руд, а через два года - закрыт. Егошиха слилась с Пермью, а ее жители, - 4 тыс. человек, - всего 344 семьи, - были учтены, как старожилы г. Перми.
После большого пожара 1842 г., на Разгуляе сгорело 300 домов. На пепелище начали строиться новые каменные особняки и купеческие дома, но Разгуляй уже утратил значение городского центра. Рассматривая в предыдущих моих Путевых заметках архитектуру Перми, часть сохранившихся купеческих особняков Разгуляя мы видели. Это Дом пароходчика Н. В. Мешкова, дом купца Грибушина, - "дом с фигурами", - здание железнодорожного вокзала ст. Пермь-1, Пермский институт работников железнодорожного транспорта, Пермская сельскохозяйственная академия им. Д. Н. Прянишникова и др.
На Разгуляе 29 апреля 2011 года.
...С начальной историей Перми, в целом, и поселка Егошихи-Разгуляя, в частности, напрямую связано появление кладбища.
Егошихинское кладбище - старейшее из сохранившихся до настоящего времени кладбищ в городе Перми. Оно появилось во второй половине XVIII века. Площадь кладбища — 50 гектаров
На Егошихинском кладбище захоронены люди разных народов и вероисповеданий. Кладбище подразделяется на пять территорий - по вероисповеданию похороненных: Старое православное кладбище, включая лютеранский (немецкий) участок, новое православное кладбище, мусульманское кладбище, иудейское кладбище и католическое кладбище. Отдельно существует Воинское кладбище.
«Старое кладбище» - это самая старая часть. Первые захоронения относятся к первым десятилетиям существования поселка Егошихи и города Перми. Здесь похоронены, также, жители Перми немецкого происхождения: чиновники, врачи, служащие заводов. На многих могилах есть эпитафии на немецком языке.
Значительная часть погребённых на католическом (польском) кладбище - участники польских восстаний 1830 и 1863 гг, сосланные на Урал. Среди них - много исторических лиц. Порядок на кладбище поддерживается усилиями настоятеля костела и членов Пермского общества польской культуры. Среди похороненных здесь - Шостакович, Пётр Михайлович - прадед композитора Д. Д. Шостаковича, высланный в Пермь за революционную деятельность.
Мусульманское кладбище, - там - татарские погребения.
Иудейское (еврейское) кладбище возникло в 1840-е годы, когда в Перми появилась иудейская община.
На Воинском кладбище периода 1941—1945 годов захоронены участники Великой Отечественной войны, умершие в пермских госпиталях.
Егошихинское кладбище
Памятник Скорбящей матери (скульптор Ю. Якубенко).
Воинское кладбище. В основном, год погребения 1942 - 1943.
Памяти жертв политических репрессий.
Старокладбищенская церковь Успения Божьей матери выстроена в духе московского узорочья XVII века, архитектор А. И. Ожегов, 1905 год. В 1930-е гг. церковь была закрыта, в ней размещались складские помещения, в том числе в последние годы – склад Пермской областной конторы кинопроката.
...С началом строительства медеплавильного завода и поселка Егошихи, в 1724 г. рядом с заводом начали строить деревянную церковь, а в 1757 г. здесь же была заложена каменная церковь, будущий Петропавловский собор.
Вокруг собора располагалась первая главная площадь города - Петропавловская, на которой в 1781 году состоялось торжественное учреждение центра Пермского наместничества, и переименование поселка Егошихинского завода в город Пермь.
Священников Собора назначала лично Екатерина II.
В советское время здание храма пытались приспособить под разные цели. Но ни клуб железнодорожников, ни спортзал, ни реставрационные мастерские здесь не прижились.
В 1990 г. собор был отдан верующим, реставрирован, сейчас в нём проходят службы.
...Мы шли в Собор с большим желанием... Увидеть старину, почувствовать намоленные стены и иконы... Шли налегке: погода разгулялась окончательно. Ни сумок, ни пакетов, ни, тем более, рюкзаков у нас с собой не было. Был только фотоаппарат, и я несла его, как обычно, на плече, правда, без футляра (футляра у меня не было совсем). На соборном дворе было тихо. Мы вошли в калитку, и медленно продвигались в направлении храма, разглядывали его ансамбль... И вдруг громкое: Уберите фотоаппарат! Метрах в десяти от нас, навстречу, быстрым шагам, по-деловому, шел... священник в церковном облачении. От неожиданности я не нашлась, что сразу ответить. Поравнявшись с нами, не останавливаясь, и не убавляя шаг, священник еще раз повелительно "бросил" через плечо: Уберите фотоаппарат! Теперь я сообразила, в чем дело, и спокойно ответила: Я не фотографирую! Но тут же, теперь за своей спиной, в третий раз услышала настойчивое : Уберите фотоаппарат! И тогда я выдала: Мне некуда его убрать!
Все. На этом "диалог" закончился.
... Спустя несколько минут мы видели, как священник сел в "крутую" машину и уехал.
Но осматривать Собор нам резко перехотелось. Я сделала несколько кадров (все они здесь) Во внутрь не заходили...
В н. ХХ в. у Собора была разобрана колокольня, которая представляла собой многоярусную композицию, созданную по принципу «восьмерик на четверике».
В современной Перми представлены все основные религиозные конфессии: православие, ислам, католицизм, лютеранство, иудаизм, старообрядчество.
В городе 38 действующих православных храмов и часовен.
Свято-Троицкий Кафедральный Собор. Первое упоминание 1842 год.
Вознесенско-Феодосиевская церковь - одна из последних церквей, построенных в Перми до революции. 1903-1910 гг. Архитектор Ожегов. Неорусский стиль.
С 1904 по 1918г. приход храма был одним из самых крупных в Перми.
В 1930-е годы в здании церкви сначала находилось общежитие, а затем оно было перестроено под хлебозавод.
С 1991 года церковь возвращена верующим.
После польского восстания 1863 г. в Пермь были сосланы поляки, которые исповедовали католицизм, они и основали вскоре после поселения пермскую католическую общину, а в 1867 построили маленький костел во имя Непорочного зачатия Пресвятой девы Марии. Храм до сих пор продолжает оставаться единственным католический храмом Перми.
В советские годы здание костела занимало отделение Всероссийского общества глухих. В 1995 г. - возвращено католикам. Ныне это действующий храм.
До костела мы не дошли, по-этому, фото из интернета.
В 1861–1864 годах в Перми была построена лютеранская кирха по проекту петербургского архитектора Гаральда Юлиуса Эрнестовича Боссе.
В городе имеются 2 синагоги и еврейская религиозная школа.
Пермский край является одним из очагов старообрядчества, согласно неофициональным данным более 100 тыс. жителей Пермского края старообрядцы, или имеют старообрядческие корни. В Перми действует храм в честь Стефана Великопермского.
Старообрядческий храм во имя святителя Стефана Пермского в Перми.
10 июня 2009 года. Автор фото Чепкасов В. А.
Знакомая нам часовня тоже старообрядческая.
В Перми функционирует Пермская соборная мечеть и Пермский мусульманский колледж «Тарик» Ведётся строительство новой Соборной мечети «Новая Афкула».
Пермская соборная мечеть, - Мечеть-джами с купольным залом и минаретом над входом, - построена в 1902—1903 годах. Первая мечеть в Перми. Архитектурный стиль - Эклектика. Автор проекта А. И. Ожегов.
В XIX веке в районе города, где выстроена мечеть, проживала значительная часть мусульман Перми.
С 1940 года по 1986 год в здании расположился Пермский областной архив КПСС. В 1986–1990 годах здание мечети принадлежало Пермскому областному краеведческому музею. Здесь был выставочный зал, и хранились фонды. В 1990 году мечеть была отдана верующим. Сейчас это центр мусульманской культуры города.
В настоящее время в Пермской мечети проходят все главные мусульманские события и праздники.
Здание мечети является образцом кирпичного стиля, где кирпич используется, как богатый декоративный материал, а в деталях декора, наряду с традиционными мусульманскими символами, прослеживаются элементы русской деревянной резьбы.
Рядом с мечетью стоят лавки с товарами для мусульман.
Мясные полуфабрикаты изготовляются по рецептам и традициям Исламского Шариата.
Мы купили в лавке татарский хлеб и тушенку из конины. В гостинице хлеб пошел "на ура", а приготовленная картошка с тушеной кониной... ммм... мне, как-то, не очень... Только понюхала, и организм отказался кушать. Психологический синдром...
Ну, и в заключение своих длиннющих сегодняшних Путевых заметок, расскажу еще о двух монастырях: мужском Свято-Троицком, и женском - Успенском.
Начнем с мужского. Полное название монастыря - Пермский Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь.
Мотовилиха. Ступеньки ведут к монастырю.
...На высоком холме, в красивом живописном месте над прудом, в 1790 году была поставлена деревянная церковь Пресвятой Живительной Троицы. Строительство каменного храма с тем же названием и на том же месте относится к началу XIX века.
В 1936 г. Свято-Троицкий храм был закрыт, а здание полностью переоборудовано под хлебокомбинат:там работал бараночный цех. В 1938-1939 гг. церковь была почти полностью разрушена. От прежнего великолепия осталось только одноэтажное основание, в алтаре которого установили агрегат для замешивания теста.
В 1994 г. развалины возвращены приходу. Началась реставрация всего здания: были достроены стены, установлен иконостас, возведена колокольня в 47 метров. На колокольне установили 11 колоколов...
5 мая 1995 г. при храме Святой Живоначальной Троицы в Мотовилихе по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви был учрежден Пермский Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, - действующий монастырь Пермской епархии Русской Православной Церкви Московского патриархата
В Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре и его скитах в настоящее время находится около 70 человек, более 20 из которых приняли постриг. 5 января 1996 г. были пострижены в монашество первые насельники.
Насельники монастыря, помимо молитвы и послушаний, занимаются культурной и общественной работой: преподают в Пермской духовной семинарии и на кафедре теологии ПГУ, выступают на научных конференциях, занимаются реабилитацией наркозависимых, окормляют военнослужащих.
Иконостас.
Иконы храма.
Успенский женский монастырь был основан в 1873 году на юго западной, пустынной тогда еще окраине города, возле деревни Данилихи, под именем женской общины. В 1882 г. указом Святейшего Синода, община переименована в общежительный монастырь без всякого содержания казны. Главный Успенский соборный храм, вмещающий в себя до 3 тыс. богомольцев, в 1905-1908 гг. был расписан В. М. Васнецовым. Казанский каменный храм-усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери также был выполнен на высоком художественном уровне...
...С 1923 г. были конфискованы все монастырские помещения, взорван Успенский собор (на его месте сейчас построена МСЧ № 5), и деревянная церковь Жен Мироносиц (на ее месте сейчас расположена ср. школа № 92). От всего монастырского комплекса в советское время остались два корпуса и каменный храм Казанской иконы Божией Матери.
Казанская церковь Пермского Успенского женского монастыря.
В 1993 г. монастырь был открыт.
На этот раз все. В следующий раз мы пойдем в Пермский музей древностей, посетим Камскую ГЭС, и побываем в первом в России Экстрим-парке.
Пермь, часть 3.
http://www.liveinternet.ru/users/syamuka/post262823965/
Пермь, часть 2.
http://www.liveinternet.ru/users/syamuka/post262209670/
Пермь, часть 1.
http://www.liveinternet.ru/users/syamuka/post261946606/