Благодаря правильному применению разных методик раннего развития можно без особого труда добиться высоких результатов в обучении ребенка как двигательным, так и интеллектуальным умениям и навыкам
Какие бывают методики раннего развития?
Методики раннего развития можно условно разделить на три категории:
* направленные на физическое развитие (для этапа самого раннего детства);
* развивающие мышление, память, кругозор;
* обучающие творчеству (они становятся особенно актуальными для детей 2-3-летнего возраста).
Родителям важно осознать, что нельзя применять одну авторскую методику в «чистом» виде (лучше позаимствовать главные принципы нескольких).
Авторские методики раннего физического развития
Методика раннего развития Бориса и Елены Никитиных
На примере своих детей открыли, что даже у самого маленького ребенка заложено много возможностей, которые могут угаснуть, если их не развивать. Авторы методики раннего развития определили, что новорожденный владеет тремя важными врожденными рефлексами: рефлекс хватания, шаговый и плавательный (при купании в воде ребенок двигает руками и ногами). Если их правильно развивать, ребенок начинает раньше ходить, прыгать и бегать.
Методика раннего развития Леонида Китаева и Михаила Трунова
Авторы динамической гимнастики которая обеспечивает потребности ребенка до года, связанные с движением (развивает врожденные рефлексы). Согласно методике, родители предоставляют ребенку возможность активно двигаться, когда он сам еще не умеет этого делать.
Методика грудничкового плавания предполагает особый вид плаванья для детей, имеющих в силу возраста очень ограниченные двигательные навыки. В воде ребенок передвигается за счет уменьшения массы своего тела, развивая мышечную ткань и позвоночник, обучаясь держаться на воде, нырять, плавать и правильно дышать.
Авторские методики раннего развития обучения чтению, счету, логике
Методика раннего развития Никитиных определяет, что ребенка лучше обучать в игровой форме. Игры – «уникуб», «кубики для всех», «сложи квадрат» - рассчитаны на совместную игру детей и родителей. Это игры-головоломки для развития логического и образного мышления ребенка. Каждая игра - набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика, деталей из конструктора-механика. Игры строятся в порядке возрастания сложности "от простого к сложному».
Методика раннего развития Масару Ибука. Президент фирмы «Сони», автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста в своей книге «После трех уже поздно», утверждает о том, что развитие максимума возможностей заложено в ребенке до трех лет, в период особенной пластичности и интенсивного роста мозга. Основная цель его методики раннего развития давать знания не столько для высоких достижений ребенка, сколько ему на радость. Вводить новую информацию для ребенка следует вовремя, а нужный этап определяют родители, полагаясь на свой поход в воспитании, «свободный от модных течений, штампов и облегченных методов».
Методика раннего развития Мария Монтессори
Итальянский педагог и доктор медицины 19-го века разработала подход к обучению, состоящий из трех частей: учитель, окружающая среда и в центре – ребенок. Учитель не навязывает ученику занятие, а только наблюдает и по необходимости помогает (отсюда и девиз методики «помоги мне это сделать самому»). Урок может продолжаться до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет. Для занятий ребенка взрослый должен создать «питательную среду»: большое количество предметов для сенсорных впечатлений (мелкие бусинки, крупа, фасоль, гайки и болтики, жидкости в самых разнообразных вариантах и т. д.), необходимых для удовлетворения познавательных потребностей малыша. Важное значение в этой методике раннего развития имеют сенситивные периоды ─ обязательные, заложенные природой, периоды особой чувствительности в развитии (развитие речи – от рождения до 6 лет, восприятия порядка – рождения до трех лет, развитие движений и действий – от 1 года до 4 лет, социальных навыков – от двух до 6 лет).
Методика раннего развития Глена Домана
Американский врач 40-х годов прошлого века утверждал, что учеба эффективна только в период активного роста мозга ребенка - до 7 лет, и особенно в первые 3 года. Его методика раннего развития, а именно, обучению чтению, математике, развитие памяти базируется на систематической демонстрации ребенку тематических подборок карточек (например, по теме «Природа» создаются карточки с изображением дерева, реки, неба с соответствующими подписями внизу картинки).
Методика раннего развития Сесиль Лупан.
Бельгийская актриса – предложила обучать детей на основе наглядности. Она определила: чтобы научиться считать, ребенку нужно понимать суть самого процесса счета, и предложила в присутствии малыша повторять цифры вслух, громко и четко, прежде чем выполнить какое-либо действие (включить свет, открыть дверь и т. д.). На следующем этапе можно переходить к контактному счету: попросить ребенка пересчитать пальцы на руке, дотрагиваясь до них другой рукой. Дальнейший навык - обратный счет, ведь иначе ребенок не научится вычитать. Еще один аспект в методике раннего развития Сесиль Лупан – предоставление ребенку энциклопедических знаний и развитие речи, объясняя ему все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить с ним и окружающими.
Методика раннего развития Николая Зайцева.
Автор создал методику слогового чтения, опираясь на тот факт, что, пытаясь говорить, младенец «произносит» целые слоги, а не отдельные звуки. Изучение чтения происходит по специальным «кубикам Зайцева» ─ они различаются по цвету, размеру, звучанию их наполнения, что все вместе позволяет детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими согласными. Обучение построено на принципе «слогов» - пары из согласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком. Каждый слог находится на отдельной грани кубика (например, ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ-ДЬ). Находя соответствующие слоги, ребенок составляет слова, учиться читать и писать (кубиками) одновременно.
Методика раннего развития Жанны Китайгородской.
Автор методики обучения иностранному языку предлагает проводить занятия по овладению вторым языком в группах и в игровой форме, в формате погружения в новую лексику. Однако обучать ребенка второму языку стоит после усвоения грамматики и лексики родного, то есть после 3-4 лет.
Авторские методики развития творческих способностей
Методика раннего развития Марии Гмошинской
предлагает обучение детей рисованию с грудничкового возраста. Малышам предоставляются «съедобные» краски (красного, желтого, синего и оранжевого цветов) и большие листы бумаги. Ребенок рисует ладошками, пальчиками или короткой кисточкой. Рисовать можно вместе рельсы, лесенку, треугольники, круги, овалы, при этом называть, что появляется на бумаге, какой цвет используется. Затем на фон можно наклеить бумажные фигурки животных, растения и т. д. или рисовать по мокрой бумаге, обучая ребенка смешивать и получать новые цвета.
Методика раннего развития Марии Виноградовой
Гармоничная музыка близка психологической природе детей и предложила методику прослушивания с ребенком отрывков музыки разных жанров. Благодаря музыкальным занятиям (прослушиванию музыки и начальным танцевальным движениям), ребенок учится самовыражению, у него формируется богатое воображение.