-Рубрики

 -Цитатник

Планирование дачного участка - (0)

Чтобы летом на даче было удобно и работать, и отдыхать, нужно правильно распланировать участок. О...

Как в семье появился котейка - (0)

У друга два страшенных кобеля: ротвейлер и стафф. Однажды на прогулке собаки пришли к нему с пода...

Список самых необходимых лекарств. - (1)

    Может кому пригодиться.   ...

Понравилась вязка) - (0)

Веселый топ из иностранного журнала   Ис...

Пирожки с яблоками из творожного теста – пошаговый рецепт - (0)

Наверное, нет такого человека, который бы не любил пирожки. Это самая распространенная выпеч...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личное
Личное
15:50 30.03.2015
Фотографий: 31
Посмотреть все фотографии серии Нижегородский Ботанический сад 2011г
Нижегородский Ботанический сад 2011г
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Капочка_Капа

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.06.2011
Записей: 18598
Комментариев: 44454
Написано: 94231


«Собрание русской старины Натальи Леонидовны Шабельской»

Четверг, 23 Ноября 2023 г. 14:24 + в цитатник

Наталья Шабельская, урожденная Кронеберг (1841-1904 гг.), супруга крупнейшего землевладельца Харьковской губернии.

В 1877 г. во время одной из поездок по Волге, Наталья Леонидовна попала на Макарьевскую Нижегородскую ярмарку, где приобрела первые образцы старинных русских вышивок.

В начале 1890-х в своем московском особняке на углу Садовой и Бронной улиц она создала «Музей старины». Его коллекция включала старинные русские костюмы (крестьянские, купеческие, городские, старообрядческие) всех губерний России, головные уборы, шерстяные и шелковые платки, образцы старинных вышивок, кружев, материи, прялки, пряничные доски, игрушки, предметы археологии — составляли к 1904 г. более 20 000 предметов.

Очень важно, что Шабельская была первым крупным коллекционером в указанном разделе «старины», которая систематически фиксировала происхождение вещей по губерниям (иногда по уездам)

Это одно из крупнейших и ценнейших подобных собраний - в одном ряду с коллекциями К. Д. Долматова, П. И. Щукина и М. К. Тенишевой.

 

Сарафан. Британский музей Хлопок, 1895-1910 гг., Москва. Длина 133 см 

Шабельская проехала с экспедициями всю «Великую Россию» (Great Russia). И она первой систематически фиксировала происхождение вещей по губерниям — кстати, собрала образцы одежды всех регионов без исключения.

В 1893 году Наталья Леонидовна показывала свою коллекцию на Всемирной выставке в Чикаго, в 1894 году в Брюсселе и Антверпене, а в 1900 на Всемирной выставке в Париже, где была удостоена бронзовой медали.

 

Наталья Леонидовна ушла из мира во Франции, где проходила лечение от длительной болезни. Часть коллекции осталась там, потом перекочевала в США. Но можете быть спокойны, главное хранится у нас: в ГИМе, Эрмитаже, Музее этнографии.

Её дело продолжили дочери:

 

Обе позже эмигрировали: в начале 1925 года в Париж уехала Варвара, а летом к ней, тяжело заболевшей, выехала Наталья. В Париже сестры выполняли заказы Поля Пуаре — отделку платьев в древнерусском стиле, а в Ницце организовали свою мастерскую. Рисунки выполняла Варвара, модели — Наталья

Сарафан (деталь). Русская культура, конец 19 в. © Метрополитен -музей, Нью-Йорк

Фартук, хлопок, шерсть. Русская культура, конец 19 в. © Метрополитен -музей, Нью-Йорк

«Язык изобразительных мотивов зародился в языческие времена и продолжал использоваться в вышивке после христианизации Руси. В русской вышивке распространены изображения богини, традиционно связанной с плодородием. Поздние изображения богини очень стилизованы, напоминая растение или Древо жизни, как в этом примере».

«С богиней плодородия всегда изображают птиц, они близки к потусторонним силам, потому что могут добраться до их дома на небе. „Меньшая дочь“ или младшая богиня часто сопровождают великую богиню в вышивках, призванных символизировать репродуктивное плодородие».

Женский костюм, лен, хлопок, шелк, металл. Русская культура, 19 в. © Метрополитен -музей, Нью-Йорк

Женский костюм, хлопок, шелк, металл-золотое шитье. Русская культура, конец 18 в. © Метрополитен -музей, Нью-Йорк

Женский костюм, лен, хлопок, шерсть, стеклярус. Русская культура, конец 19 в. © Метрополитен -музей, Нью-Йорк

Женский костюм, лен, шелк, металл. Русская культура, конец 19 в. © Метрополитен -музей, Нью-Йорк

11.168.1_19

Начало 19 века

07.141.3_вер 19

Сумочки:

2009.300.1721

Платки

2009.300.2691_1830–70

Платок 1830–70, золотое шитье

Платки 1800–1815

Untitled-3_нач19

Кружево, начало 19 века

2009.300.3437_нач19

2009.300.3433_нач19

Фартуки 19 века

11.113.1a_19

1985.277 1890s  1890г

Фартуки 1830–70г

Рубашки 19 века

Девичьи головные уборы

Однорогий кокошник Центральной полосы России.Считается Калужским типом кокошников.

Девичьи головные уборы. Перевязка, головодец

Девичий головной убор «Коруна»

Девичий головной убор «Венец». Русский Север

   Накосники

Женские головные уборы замужней женщины 

«Сорока»

«Кика»

Однорогий кокошник «Златоглав»

Двурогие кокошники. Считаются Владимирско-Нижегородским типом кокошников.

Донца кокошников, расшитые различными приёмами золотого шитья

Цилиндрический кокошник «Московский с поднизью (рясками)»

«Московский с поднизью»

«Сборник»  (с)

Рубрики:  *** ИСТОРИЯ/Одежда и быт


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

babeta-liza   обратиться по имени Четверг, 23 Ноября 2023 г. 21:13 (ссылка)
Благодарю, Оксана! Головные уборы красивые!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 24 Ноября 2023 г. 20:02ссылка
Привет, Лиза! Вещи просто сказочные!!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку