-Рубрики

 -Цитатник

Как в семье появился котейка - (0)

У друга два страшенных кобеля: ротвейлер и стафф. Однажды на прогулке собаки пришли к нему с пода...

Список самых необходимых лекарств. - (1)

    Может кому пригодиться.   ...

Понравилась вязка) - (0)

Веселый топ из иностранного журнала   Ис...

Пирожки с яблоками из творожного теста – пошаговый рецепт - (0)

Наверное, нет такого человека, который бы не любил пирожки. Это самая распространенная выпеч...

аудиокнига Элен Макклой «Две трети призрака» - (0)

...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личное
Личное
15:50 30.03.2015
Фотографий: 31
Посмотреть все фотографии серии Нижегородский Ботанический сад 2011г
Нижегородский Ботанический сад 2011г
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -неизвестно

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Капочка_Капа

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.06.2011
Записей: 18584
Комментариев: 44419
Написано: 94164


Как искали женихов и невест в России 19 века - в начале XX века

Среда, 06 Сентября 2023 г. 18:34 + в цитатник

Как молодые люди знакомились и искали пару в 19 веке? Никаких личных знакомств! Все решали родители или опекуны - род роднился с родом! Как это происходило? Балы и свахи!

Подходящую партию в XIX веке подыскивали через родственников и знакомых или обращались к свахам. Молодым людям из мещанской или рабочей среды было проще, поскольку они могли свободно знакомиться в городском пространстве, например, в церкви, на службе или на улице, особенно во время праздничных гуляний. У представителей дворянства выбор спутника был хорошо спланированным мероприятием, где учитывалась не только воля брачующихся, но и выгода, которую этот брак принесет семье. Далеко не всегда молодые юноши и девушки имели возможность создавать семьи по любви.

Работа свах подробно описана в произведениях русских классиков, в частности, у Гоголя и Островского. Свахи в течение нескольких веков были своеобразными «риелторами» на брачном рынке: они не только подбирали варианты, но и наводили справки о семьях, желавших породниться. У великосветских свах было множество знакомых, они посещали балы и были в курсе всех сплетен и событий. Рынок был настолько обширен, что каждая семья могла позволить себе выбрать сваху по запросам и по кошельку.  

Что писали в книгах по этикету о выборе пары

При выборе кандидата в жены и мужья нужно было думать не только о чувствах, но и о финансовой стабильности. В книгах по этикету давалось несколько рекомендаций по этому поводу. Например, родителям советовали следить за тем, чтобы брак не принес их чаду «моральные лишения и нужду», и непременно отговорить его от неудачного выбора кандидатуры.

Родители не имели права запрещать молодым вступать в браки, если их не устраивал выбор дочери или сына. Но родительское благословение в то время было превыше всего и даже важнее влюбленности. «Юность слишком самоуверенна и самонадеянна и на все смотрит сквозь розовую призму» — так гласил свод правил по этикету.

Именно по этой причине молодые люди не всегда вступали в брак по любви, а по настоянию родителей связывали свою жизнь с более выгодной для семьи партией.

В начале XX века появились особые правила поиска подходящих кандидатов на руку и сердце. В фабрично-заводской среде жених искал невесту, а у купцов — наоборот: невеста искала жениха.

фото с Яндекс.Дзен «Ретро фотографии»

Брачный рынок XIX века: где искали женихов и невест в дореволюционной России, изображение №3

Балы-смотрины на «ярмарке невест»

В зимнее время в Москве конца XVIII — начала XIX века шла нескончаемая череда балов. Каждый такой «светский сезон» заканчивался целым потоком свадеб на Красную горку.

Ярмарки невест устраивали в Университетском пансионе и в частных домах, например, у Прасковьи Кологривовой, о которой писал Грибоедов: «Балы дает нельзя богаче от Рождества и до поста». Но самые пышные балы проходили в здании Благородного собрания, куда зимой со всех концов России съезжались помещики, чтобы пристроить своих незамужних дочерей.

У Пушкина в «Евгении Онегине» Татьяна Ларина семь суток ехала в Москву как раз на такую «ярмарку невест». Салтыков-Щедрин в повести «Пошехонская старина» писал, как его семья вывозила старшую дочь Надежду на московский бал. Девушка не имела хорошего приданого, не была красавицей, и в родном городе шансы на замужество были не велики. Поэтому на время балов семья Салтыков-Щедриных снимала крохотный домик в Москве, спали вповалку и экономили на всем, потому что деньги были нужны на наряды для дочери.

А. С. Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» писал об этом так: «Москва была сборным местом для всего русского дворянства, которое изо всех провинций съезжалось в нее на зиму. Блестящая гвардейская молодежь налетала туда из Петербурга. Во вс Текст взят с сайта Новости в фотографиях - BigPicture.ru ех концах древней столицы гремела музыка, и везде была толпа. В зале Благородного собрания два раза в неделю было до пяти тысяч народу. Тут молодые люди знакомились между собою; улаживались свадьбы. Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками».

На ярмарках невест был свой этикет. Девушки приезжали туда в сопровождении матушек и тетушек, которые оценивали потенциального кандидата в мужья — из какой он семьи и нет ли за ним дурной славы. Кавалер не мог свободно приглашать понравившуюся барышню на танец. Для начала он должен быть представлен ее родителям. Это мог сделать организатор бала или любой общий знакомый с хорошей репутацией. И только после этого молодой человек получал право ангажировать девушку на танец.

Одну невесту за вечер могли пригласить на танец сразу несколько мужчин. Было очень важно ничего не перепутать и не пообещать один танец сразу нескольким кавалерам. В противном случае молодые люди вызывали друг друга на дуэль, а барышня оставалась с испорченной репутацией.

Заняты были не только невесты, танцевавшие и томно обсуждавшие погоду с кавалерами, но и их родители. Те изо всех сил старались получить о каждом из женихов максимум информации, чтобы выбрать лучшего и не дай бог не продешевить или не связаться с участником скандалов и обладателем грандиозных долгов. Дополнительно проходили и так называемые «детские балы», с участием девушек-подростков. Юные особы оттачивали мастерство танца и манеры, а мужчины внимательно присматривались, выбирая себе на будущее невесту. Именно на таком «тренировочном» бале впервые повстречал свою будущую жену Наталью Гончарову молодой поэт Александр Пушкин. (с)

Если на ярмарке у кого-то завязалась симпатия, требовалось соблюсти некоторые формальности и договориться с родителями. Если кандидатура жениха их устраивала, они разрешали ему навещать возлюбленную у себя дома. Чтобы подтвердить серьезные намерения, необходимо было совершать такие визиты регулярно и ни в коем случае не пропадать без объяснения причин.

Брачный рынок XIX века: где искали женихов и невест в дореволюционной России, изображение №4

Услуги профессиональных свах

В XIX веке свахи были очень популярны и уважаемы. В произведениях Гоголя и Островского представительницы этих профессий выставлены в комичном свете, хотя именно благодаря им многие женихи и невесты разных сословий обретали семейное счастье.

За услугами свах обращались чиновники, офицеры, фабриканты, купцы и обычные служащие. Рынок был настолько велик, что каждая семья могла выбрать себе профессиональную сводницу по своему кошельку.

Сваху можно было найти по объявлению в газете или получить рекомендацию от знакомых, которые уже пользовались такими услугами. За свой труд они брали 10-25 рублей в зависимости от сложности задачи. Самые хорошие свахи не нуждались в рекламе — их имена были на слуху по всей Москве и Петербургу. Они были частыми гостьями на светских мероприятиях, даже представители высшего общества предпочитали с ними дружить, потому что именно сваха могла выяснить всю подноготную и найти действительно хорошую кандидатуру без «сюрпризов».

В арсенале сводниц были целые картотеки невест и женихов с подробной информацией — где живут, кто родители, какое приданое, и есть ли у семьи долги. Главным принципом был индивидуальный подход. Даже самые деликатные задачи решались с успехом. Например, сваха могла свести обедневшего юношу из знатного рода с богатой невестой, найти жениха старой деве, а богатому и пожилому купцу — молодую девицу.

Работа хорошей свахи была отлично организована. Нередко эти люди имели настоящие реестры женихов и невест, в которых кроме имени и сведений об имущественном положении были указаны самые различные данные, например, отношение к картам или пристрастие к выпивке и женщинам. Составлялись свахами и описи приданого невест, в которых подробно перечислялось движимое и недвижимое имущество, вплоть до постельного белья и икон. Если сваху удавалось договориться со стороной жениха и невесты, то назначались смотрины. Проходило все очень деликатно — для первой встречи выбирались общественные, часто очень людные места, где жених и невеста могли незаметно рассмотреть друг друга.

Если после первых смотрин обе стороны все устраивало, сваха продолжала работать в этом направлении. Назначались основные смотрины, в ходе которых жених в составе делегации из родственников, приходил с визитом в дом невесты. Чтобы соблюсти приличия, начинают общение без невесты и очень издалека, разговаривая о погоде и торговле. Позднее появляется и сама девушка, которую сопровождает мать и сваха. Разговор продолжается уже в присутствии невесты, которая не вмешивается в беседу. Через некоторое время жених и отец невесты удаляются в отдельную комнату, чтобы окончательно договориться о свадьбе.

Специфика профессиональной деятельности свах хорошо описана в «Женитьбе» Н.В. Гоголя. Фекла Ивановна предложила невесте сразу четыре кандидата, и та долго терзалась, кого ей выбрать: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, а взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась».

Нижегородские мукомолы и благотворители Башкировы

В Нижнем Новгороде славились обилием дочерей семейства двух денежных тузов, мукомолов братьев Башкировых. Старший, Яков, кроме сыновей, имел пятерых, а младший – Матвей, был отцом шестерых девиц. С одной стороны, купцам хотелось «вывести дочерей в люди», то есть передать через замужество в более благородное русское сословие, нежели купеческое. С другой же стороны, хотелось через «выгодного» зятя получить некую материальную пользу для своего торгового дела.

В итоге было объявлено, что за каждой из одиннадцати дочерей будет дан в приданое миллион рублей наличными и доля в предприятии. Пока девочки подрастали, родители неспешно подыскивали женихов. В результате за двадцать лет сыграно было десять роскошных свадеб. Среди счастливых женихов оказались член Государственного Совета, издатель местной крупной газеты, солидный городской нотариус, популярный в городе врач, талантливый архитектор, сын директора Нижегородской конторы Государственного банка и несколько «подававших надежды» молодых купцов.

Одиннадцатая же свадьба так и не состоялась. Средняя дочь младшего миллионера, Мастридия, нарушила отцовские планы: отказалась от намеченного ей в мужья человека, порвала с семьей и уехала учиться на столичные курсы. Впрочем, отец не отказал Мастридии в приличном содержании, которое позволило ей получить высшее образование и уехать за границу.

Удивительно, но все десять браков, заключенных «по расчету» оказались не только долговечными, но и вполне счастливыми. Конечно, главной причиной скорее всего был материальный достаток родителей.

Заводская брачная жизнь

Браки в нижегородской рабочей среде совершенно не походили на купеческие. Обычно дела были таковы, что в рабочих семьях приданое дочерям копить было не из чего, и девушки, большей частью, коротали свой век при отцах.

Совсем другое положение сложилось в Сормове Нижнего Новгорода уже в самые первые годы XX столетия. Холостая и женатая жизнь рабочего, особенно с Сормовского судостроительного завода, не раз бывала предметом исследований и часто освещалась в печати.

Открытые в конце XIX века при сормовской приходской школе ремесленные классы для девочек через 2-3 года начали выпускать партиями превосходных портных и белошвеек, которые потом хорошо зарабатывали. Иногда они получали до 1 рубля в день. Их ремесло и становилось своеобразным приданым.

В сормовском матримониальном быту начала 1900-х годов дело обычно не обходилось без традиционного сватовства и услуг свахи. Обычно, шли такие беседы:

«Погляжу я на вас. Человек вы трезвый, работящий, а живете, можно сказать, один как перст... Не гоже это, обзакониться бы надо... Есть у меня на примете девушка на Песках (или в Новом поселке, или в Дарьине), вашего же строгальщика дочь. Хорошая, работящая, шить умеет и верхнее, и нижнее... Приданое себе запасла: перину, бурнус на вате и «божье благословение» в посеребренной ризе... Сходим, поглядим, а коли понравится, так честным пирком, да и за свадебку...»

После чего в громадном большинстве случаев брак и слаживался.

Губернские интеллигенты, собираясь в те годы на «субботы» местной поэтессы Т.Д. Мысовской, до хрипоты спорили между собою, может ли такой скоропалительный сормовский рабочий брак быть счастливым. Оказалось, может, но только при наличии 10 добавочных условий:

1. Если заработок мужа будет повышаться вместе с ростом семьи
2 . Если не будет перерывов в работе мужа
3 . Если жена не перестанет прирабатывать шитьем
4 . Если число детей будет не больше трех-четырех
5 . Если серьезные болезни не будут заглядывать в дом
6 . Если муж не получит травмы на заводе
7. Если жена не свалится с ног от домашней работы
8 . Если цена на съестные припасы не будет расти сверху
9. Если муж не начнет «зашибаться хмельным»
10. Если жена не сбежит от счастливой жизни куда глаза глядят.

Эти десять условий в сормовском быту почти никогда не соединялись вместе, а отсутствие хотя бы одного делало жизнь рабочего хоть и не «счастливой», но «сносной».(с)

Крестьяне Нижегородской губернии. Фото Ж.Рауля, 1870-е

Брачные объявления в газете

В начале ХХ в. ситуация поменялась: женихи и невесты нового времени уже не были готовы доверять свою судьбу чужому человеку. Так в истории знакомств наступила новая эра ― эра газетных объявлений.  

В конце 19 — начале 20 в.в. серьезную конкуренцию профессиональным свахам составила «Брачная газета», которая размещала более 4000 объявлений в год и расходилась по всей стране тиражом в более 500 тысяч экземпляров. Но оригинальнее всего у газеты складывались отношения с профессиональными свахами. С одной стороны, само появление издания с объявлениями о знакомствах намекало на то, что услуги свах становились все менее популярными. С другой стороны, газета в каждом номере размещала объявления от самих свах о предоставляемых услугах или даже о поиске свахи от мужчин, желающих жениться.

«Брачная газета» выходила в Москве с 1906 по 1918 г. и была очень популярна во всех уголках Российской империи.        О востребованности такого вида прессы говорит и то, что в некоторых губерниях издавались свои, местные «брачные газеты». Издание специализировалось не только на непосредственно объявлениях о поиске мужа или жены ― оно публиковало стихи и рассказы сходной тематики (про знакомства, брак, семейную жизнь). 

Такой способ найти пару обходился значительно дешевле (одно объявление стоило от 1 до 3 рублей), кроме того он давал шанс на удачное супружество бесперспективным с точки зрения сватовства девушкам и юношам. В этот список входили бесприданницы, разорившиеся дворяне из провинции и лица свободных профессий, например, художники, музыканты и актеры.

В отличие от услуг свахи с почти гарантированным результатом, брачные объявления в газетах давали призрачные шансы тем, кто действительно хотел создать семью. Кроме серьезных предложений там часто встречались объявления с кокетливым тоном и игривыми непристойными намеками.

Сама «Брачная газета» к своей миссии относилась очень серьезно: номера продавались или доставлялись по подписке (видимо, если поиски второй половины затянулись) в бумажных конвертах, а вся переписка велась исключительно через контору газеты. В некоторых случаях допускалось посылать издание письмом до востребования, то есть не на адрес получателя, а в почтовое отделение, где адресат лично его получал. Это сохраняло адрес в секрете для отправителя.

А вот с фотографиями женихов или невест было сложно: стоили они дорого, поэтому каждому заинтересовавшемуся не высылались, а если и высылались некоторым, то обязательно с возвратом. Спустя несколько лет существования газета взяла на себя и хранение фотокарточек: бесплатно принимала фотографии женихов и невест. Каждый желающий мог прийти в контору и посмотреть фото понравившейся невесты, не забирая его. Объявления, чьи авторы прислали фото, публиковались со специальными пометами.

Высокий интерес к «Брачной газете» подтверждается тем, что ее продолжали выпускать и после революции, объявления о женитьбе публиковали даже в разгар Гражданской войны.  (с)

«Брачная газета» закрылась в 1918 г. Возрождение брачных объявлений в прессе произошло много десятилетий спустя ― в 1976 г., когда в «Литературной газете» появились два «рекламных объявления межличностного характера». Но это, как говорится, уже совсем другая история. (с)

Серия сообщений "свадьба":
Часть 1 - Свадебные платья...конца 1870-х–начала 1880-х годов и до наших дней.
Часть 2 - Подготовка к свадьбе. Часть 2
...
Часть 40 - Причудливые обычаи брачной ночи из разных стран
Часть 41 - Старинные свадебные наряды Германии
Часть 42 - Как искали женихов и невест в России 19 века - в начале XX века

Рубрики:  *** ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ/Нижний Новгород - Горький
*** ИСТОРИЯ/Одежда и быт

Понравилось: 3 пользователям

Mishail_valdai   обратиться по имени Среда, 06 Сентября 2023 г. 20:42 (ссылка)
Спасибо очень интересно !!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 06 Сентября 2023 г. 20:52ссылка
Многое для нас сейчас в диковинку!)
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку