Цитата сообщения wolfleo
Вы никогда не задумывались когда в нашей стране появилась первая подводная лодка?
Как это не странно звучит но история подводного флота России началась почти 300 лет назад. В 1718 году на имя царя Петра I было направлено письмо следующего содержания: "...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец...". Переводя на нынешний русский язык писарь, от лица не очень грамотного плотника из подмосковного села Покровское, Ефима Никонова писал о том, что тот готов сделать судно которое может незаметно подходить к судам неприятеля и топить их. Так же Никонов готов был изготовить опытный образец. Это письмо царь-батюшка по какой то причине проигнорировал, но Ефим Прокопьевич оказался мужичком настырным и через год отписался Петру еще раз. В своем втором письме он уверял государя, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно». Любитель инноваций Петр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург. Царь встретился с изобретателем, после чего приказал ему, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания», а в Адмиралтейств-коллегии произвести Никонова в «мастера потаенных судов».
31 января 1720 г. в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы». Вот примерный чертеж той лодки которую строил Никонов.
На самом деле ни одного точного чертежа той лодки не сохранилось и современные исследователи лишь по списку материалов, да по мастерам, которые участвовали в строительстве судна, могут пытаться восстановить внешний облик той лодки. С большой неопределенностью можно предположить, что подводная лодка Никонова была бочкообразной формы. Основанием к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также требование об отпуске "пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти", вероятно, для изготовления обручей, стягивавших деревянный корпус судна. Ее носовая часть повторяла архитектуру надводного корабля, а кормовая оснащалась рулем. Рубка на верхней палубе имела герметичные смотровые стекла. В качестве движителя использовались весла, экипаж состоял из четырех человек. Я нашел 2 варианта возможного внешнего вида судна.
Модель судна строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Работы начались в феврале 1720 г.
Спустя 13 месяцев, в марте 1721 г., модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге. К осени 1724 года «потаенное судно» было построено. Его испытания, проведенные в присутствии царя Петра, закончились неудачно.
«При спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынуто на берег», - хладнокровно отмечается в отчете. Изобретателю было поручено исправить недочеты и что самое главное Никонову «никто конфуза в вину не ставил».
Никонов исправил повреждения, однако 28 января 1725 года царь умер. Последние испытания подводной лодки Никонова состоялись в 1727 году. Увы, изобретателя вновь преследовали неудачи. В январе 1728 его разжаловали из мастеров и отправили на Астраханскую верфь рядовым плотником.
В память о изобретателе и его проекте в Сыстрорецке стоит вот такой памятник-макет
. Вот точная копия того самого потаённого судна:
Это внутри. Командиром экипажа был сам Никонов, а экипаж был от 4 до 8 человек.
Прототип перископа:
Просмотр
Эта штука находилась на поверхности воды и через неё осуществлялся забор воздуха для дыхания:
Просмотр
Тяга была вёсельная:
Просмотр
Просмотр
Ну, а это памятный камень и табличка на нём:
Просмотр