Чтобы летом на даче было удобно и работать, и отдыхать, нужно правильно распланировать участок. О...
Как в семье появился котейка - (0)У друга два страшенных кобеля: ротвейлер и стафф. Однажды на прогулке собаки пришли к нему с пода...
Список самых необходимых лекарств. - (1)Может кому пригодиться. ...
Понравилась вязка) - (0)Веселый топ из иностранного журнала Ис...
Пирожки с яблоками из творожного теста – пошаговый рецепт - (0)Наверное, нет такого человека, который бы не любил пирожки. Это самая распространенная выпеч...
Стамбул. Мечеть Сулеймание (Suleymaniye Mosque) |
Архитектор Мимар Синан вошёл в историю как "зодчий, которому не нужна архитектурная планировка". Выдающийся архитектор, который жил и творил в 1490- 1588 гг., и был на посту главного придворного зодчего у пяти османских падишахов, за 50 летнюю творческую жизнь, Синан построил около 400 архитектурных памятников. Турки говорят, что Синан — сын христианского мастера из города Кайсери. Еще в детстве он был отнят у родителей и обращен в янычары. Болгары убеждены, что Синан родился в родопском селе Широка Лыка и по национальности болгарин. Но, как бы то ни было, творчество Синана, как и творчество других великих мастеров, принадлежит всему человечеству. Синан, попал 22 летним юношей, для службы в янычарном корпусе. После 19-летней янычарской службы, в нём обнаружились блестящие способности в архитектуре. По проектам Синана, в чьём творчестве много схожих черт обнаруживают с Микеланджело, в Мекке была построена медресе, в Будапеште мечеть и ряд других сооружений.
Сулеймание стала главной мечетью не только в его биографии, но и в истории османского зодчества.
Архитектура ее напоминает мечеть Святой Софии в Стамбуле. Она находится на третьем (из семи) холме Старого Стамбула, с которого открывается великолепный вид на залив Золотой Рог. Синан, величайший архитектор Османской империи, так говорил о своем творении: «Я построил для тебя, о падишах, мечеть, которая останется на лице земли до самого Судного дня». Эти слова выдающегося зодчего доказывает история землетрясений 500-летней давности.
Разрабатывая внешний облик здания, венчавшего холм, Синан стремился добиться предельной монументализации. Использовав прием постепенного «нарастания» объемов при переходе от кубического основания к куполу, он еще более развил его. Пилоны и мощные контрфорсы, возвышающиеся ступенями купола между полукуполами и, наконец, главный купол — все это усиливало величие Сулеймание.
Выдающееся мастерство Синана блестяще проявилось во внутренней планировке и убранстве Сулеймание. Купол мечети Сулеймание освещен почти полутора сотнями окон так, что человек, входя в молитвенный зал мечети (63 м шириной, 69 м длиной), сразу охвачен потоком света, который течет от макушки купола вниз на землю. Этот свет обволакивает каждого, независимо от того султан ли он, или бродячий дервиш.
Хотя Синан располагал почти неограниченными финансовыми ресурсами, он не стремился к чрезмерному украшению здания, потому что не хотел затенять величество и мощь архитектуры. Изумительная акустика мечети Сулеймание достигнута использованием специальных кувшинов-резонаторов, размещённых в стенах.
В середине отделанного мрамором авлу (avlu — внутренний двор мечети) расположен мраморный квадратный фонтан для ритуальных омовений, а в углах стоят четыре минарета, как символ того, что Сулейман четвертый султан после завоевания османами Константинополя. Десять балконов-шерефе на минаретах означают, что он десятый султан с момента образования Османской империи.
Лампады, оснащённые устройствами чёрного цвета и округлой формы, не только напоминают страусовое яйцо, но и являются таковыми.
Источники сохранили имя не только строителя мечети, но и некоторых из сотен искусных художников и ремесленников, трудившихся над ее украшением: знаменитый каллиграф Хасан Кара-Хиссар исполнил надписи из Корана, а мастер Серхош Ибрагим — играющие всеми цветами радуги витражи.
Но Сулеймание — это не обособленное здание. Развивая уже применявшийся ранее принцип, Синан развернул вокруг центральной постройки целый ансамбль, подчинив его решение основному замыслу. Так, традиционный двор с фонтаном, и до и после Синана обычно обводившийся невысокой оградой, в данном случае ограничен купольной галереей с двумя рядами окон. В центре ее, против главного входа, возвышается строгий, гармоничный по линиям трехэтажный портал с увеличенной средней частью. Максимальной монументализации памятника служат и две пары минаретов с резными ажурными балконами, поставленные по углам двора.
При этом минареты, примыкающие к самому зданию, выше тех, что установлены по сторонам от входа во двор. Такая разница объясняется опять-таки глубиной замысла автора. При подобном размещении мечеть как бы вписывалась в огромный треугольник, основанием которого служило подножие холма, а вершиной — острия высоких минаретов.
Сразу же за главным зданием в равном ему по площади тенистом саду архитектор возвел два мавзолея — султана Сулеймана и его жены Хассеки Хюррем (Роксоланы); слева и справа, по продольной оси всего комплекса расположились медресе, а неподалеку от них — имарет, медицинская школа, караван-сарай и больница.
Все это занимает обширную территорию, в одном из уголков которой скромно приютилась небольшая гробница — здесь, рядом со своими бессмертными произведениями и был похоронен их замечательный создатель, проживший более ста лет.
Рубрики: | *** ИСТОРИЯ/азия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |