ПОЛИХРОМНОЕ РИСОВАНИЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ.
СОЕДИНЕНИЕ РШМ И КЛАССИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЭЧВОРКА И КВИЛТИНГА.
Вот наконец-то настала пора впустить в наши стеганые картины ЦВЕТ. Некоторые мои курсантки не выдержали и сделали это ещё на втором уроке . И это не удивительно, ведь цветовое ощущение жизни так многообразно и заманчиво, что не хочется замыкать себя в рамки монохромии !
О некоторых аспектах цветоведения и цветовом круге мы говорили с вами на уроках по декоративному рисованию . А вообще на эту тему написано много книг и учебников и корифеи лоскутного шитья посвящают цветоведению масштабные мастер-классы и обстоятельные лекции. Знать основы цветоведения должен каждый уважающий себя художник, даже если он самодеятельный и я думаю, что вы ещё ни раз в рамках подготовки домашнего задания к этому уроку пролистаете литературу на этот счет.
Я лишь скажу о некоторых принципах, которые мне кажутся в этом вопросе неоспоримыми :
-
Учитесь у природы, лишь в ней можно встретить самые гармоничные сочетанияцветов. Вот на эту тему несколько примеров, которые я нашла на просторах интернета ( фото 1-4)
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
-
Зная теорию, всё -таки полагайтесь и на СВОЮ цветовую интуицию и цветоощущения, ПРИЯТНЫЕ ВАШЕМУ ГЛАЗУ. Если ваша работа нравится вам по соотношению цветов, обязательно найдутся люди, которые это оценят. Понравиться абсолютному большинству всё равно не получится, да и надо ли ?
-
Не жалейте время на подбор цветов ниток для ваших картин и старайтесь это делать при дневном освещении.
На этом уроке мы поговорим о контурном полихромном рисовании и об объемном рисовании объектов , изображенных крупным планом . Пейзажу, то есть мелкому и разноплановому изображению объектов рисования будет посвящен отдельный урок.
Но как бы вы не изображали предмет, контурно или объемно, в первую очередь вы выбираете источник для своей стеганой картины.
-
Лучший вариант – это ваш личный цветной рисунок с натуры.
-
Второе по предпочтительности - это ваше личное фото или фото из интернета.
-
И на последнем месте стоит картина другого художника. Пользуясь картиной художника вы будете передавать не свои ощущения формы и цвета, а то , как это прочувствовал совсем другой человек. Но даже в этом случае вы можете проявить свои собственное отношение к изображаемому : сделайте не копию понравившейся вам картины , а свой набросок в цвете . И тогда можно будет в описании работы написать «по мотивам» и это повысит ценность вашей работы в несколько раз.
Как передать выбранные цветосочетания в стеганой картине ?
Для этого есть несколько вариантов :
1. Целиком и полностью положиться на выбранный для исполнения источник и подбирать нитки, ориентируясь только на него .
2. Исполнить эскиз будущей работы в цвете и лучше всего это сделать цветными карандашами. Этой работой вы сразу «убьете двух зайцев» : выберете необходимый вид штриховки и подберете нужные цвета. Обычно все карандаши , использованные в рисунке я откладываю в сторону, а потом по ним отбираю нитки ( фото 5 - мой рисунок, 6- использованные карандаши, 7- отобранные нитки).
Увеличить
Увеличить
Увеличить
3. Ориентируясь на источник и цветной эскиз , заштриховать НА ТКАНИ цветным карандашом места соответствующего цвета , а потом подобрать и простегать нитками этого же цвета ( штриховка одним цветом- стежка тем же цветом, затем штриховка другим оттенком и стежка этим же оттенком) - фото 8 ( цветная штрихофка на бумаге), фото 9 ( цветная штриховка . на ткани, рисунок на ткань переведен термопереводным карандашом ) , фото 10 ( стежка по штриховке цветным карандашом )
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Число выбранных оттенков ниток для стежки целиком и полностью зависит от вашего желания и ассортимента ниток.
Принципы создания полихромного контурного рисунка и объемного рисунка крупным планом ничем отличаются от монохромного, о которых мы говорили на предыдущих уроках, поэтому я останавливаться на них не буду.
Единственное, от чего я хочу предостеречь , это от увлечения выстегиванием какого-то одного объекта работы, при игнорировании до поры до времени других его частей. Это может привести к значительной
деформации поверхности квилта , которую последующей стежкой будет исправить чрезвычайно трудно. Лучше вначале покрыть одним слоем стежки всю поверхность вашей работы, включая фон и лишь потом переходить к детализации ( фото 11 )
Увеличить
Обычно стежку начинают со светлых оттенков ниток ( свет и полутон ) , постепенно углубляя цвета ( тень собственная и падающая ). Блики и мелкие детали ( например прожилки у листьев, тычинки у цветов ) выстегивают в последнюю очередь.
На первом уроке реалистического рисования мы уже затрагивали вопрос оформления стеганой работы ( в виде текстильной или деревянной рамы). Сегодня речь пойдет о таком интересном решении этого вопроса, как вкрапление стеганого рисунка в канву обычного квилта.
Для этого существует множество возможностей , я расскажу лишь о некоторых .
1.Оформление стеганой картины в пэчворк-раму ( фото 12) или в текстильную раму, украшенную обычной покрывной стежкой ( фото 13 ). Конечно желательно, чтобы рама по цвету и содержанию рисунка соответствовала стеганой картине и не затмевала её.
Увеличить
Увеличить
2. Включение в стеганую картину элементов аппликации. Я не стала делать отдельную работу на эту тему, так как одна из моих учениц сделала это вперед меня (видимо, сказывается наша давняя дружба и сотрудничество – мы легко можем дополнить друг друга ) : это картина Елены Мельницкой ( фото 14 ) .
Увеличить
3. Включение стеганой аппликации по типу РШМ в состав обычного квилта ( фото 15 )
Увеличить
4. Создание разновидности трапунто, которую я назвала «раскрашенное трапунто». ( фото 16 )
Увеличить
Суть этого способа изготовления трапунто в следующем :
-На первом этапе трапунто, когда лицевая ткань соединена лишь с прокладкой ( синтепоном) вы выполняете стеганый рисунок , включая штриховку и свето-теневые отношения ( фото 17)
Увеличить
- Вырезаете ненужный синтепон ( фото 18 )
Увеличить
-Добавляете в квилт второй слой синтепона, изнаночную ткань и дальше проводите стежку как при обычном трапунто ( обведение контура + покрывная стежка ) – смотри фото 16
В качестве иллюстраций к данному уроку мною были подготовлены следующие работы :
ПАННО «ЦАРИЦА СНОВИДЕНИЙ»( выполнено два варианта, один 40х40 см, другой 50х90 см), 2009- 2010 г.г.( фото 19, 20 , 21 )
Увеличить
Увеличить
Увеличить
-
Источник- рисунок из интернета неизвестного автора ( фото 22)
Увеличить
-
Обработка источника- собственный эскиз на основе источника, инвертирование ( фото 23 )
Увеличить
-
Вид РШМ : реалистическо- декоративное, контурное, полихромное
-
Стежка фона- эхо-контур
-
Вид оформления : рама с помощью пэчворк-ткани ( лоскутная сборка) ( смотри фото 12 )
ПАННО «ВСПОМИНАЮ ЛЕТО…» 38 х 53 СМ) 2009г ( создание)- 2011 год ( оформление)- фото 24, 25
Увеличить
Увеличить
-
Источник- собственное фото ( фото 26)
Увеличить
-Обработка источника- цветной эскиз
-Вид РШМ : реалистическое, объемное, полихромное
-Виды штриховки : по форме предмета
-Стежка фона- штриховка «сетка»
-Вид оформления : рама с покрывной сюжетной стежкой ( в сюжете повторены листья и цветы, изображенные на основной картине ( смотри фото 13)
ПАННО «ВСПОМИНАЮ МОРЕ» ( 45х45 см), 2011 год – фото 27, 28
Увеличить
Увеличить
-Источник- фото морской раковины из интернета ( фото 29 )
Увеличить
-Обработка источника- эскиз простым карандашом ( фото 30 ), добавление лоскутного фона
Увеличить
· Вид РШМ : реалистическое, объемное, полихромное
· Виды штриховки : беспорядочная, СХ-зигзаг, по форме предмета
· Стежка фона- покрывная фигурная стежка ( фото 31)
Увеличить
-
Вид оформления : ручная аппликация , лоскутная сборка, машинная стежка
ПАННО «ЯБЛОЧНЫЙ СПАС» ( 40х31 см), 2011 год – фото 32, 33
Увеличить
Увеличить
·Источник- собственное фото ( фото 34 )
Увеличить
· Обработка источника- эскиз цветными карандашами (смотри фото 5)
· Вид РШМ : реалистическое, объемное, полихромное
· Виды штриховки : беспорядочная , по форме предмета
· Стежка фона- покрывная универсальная
· Вид оформления : в стадии проработки .
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Создать работу , где сочетается полихромное реалистическое рисование и пэчворк , аппликация или классический квилтинг. Размер от 40х40 см.
Это последний в этом году урок РШМ . С 25 декабря , после сдачи домашнего задания , мы с вами уходим на зимние каникулы, которые у второго курса продлятся до 5 февраля 2012 года .
Желаю вам успехов в освоении премудростей художественной стежки и поздравляю с наступающим НОВЫМ ГОДОМ !!!
Так как урок опубликован мною впервые очень буду признательна за высказанное вами мнение о его содержании.