Король танца - Николай Цискаридзе |
Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.
Танцовщик Н.М. Цискаридзе - премьер Большого театра России, единственный из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии без малого всего балетного репертуара. С раннего детства предстоящий артист увлекался сценическим искусством, в особенности кукольным. Неотразимое ощущение произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, позже чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сберег влюбленность к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила влюбленность мальчика к танцу.
В 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надобно везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.
Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько раньше в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.
В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.
В Большом театре Цискаридзе первоначально, как и полагается начинающим артистам, станцевал без малого весь кордебалетный репертуар, а позже начал исполнять небольшие, но уже довольно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а кроме того в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.
Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие.
В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, помимо того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали строчить в прессе, но на спектакли с его участием стала сознательно бродить публика, у него появились поклонники.
Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000) и, в конце концов, Государственной премией Российской Федерации (2001) за воплощение в жизнь главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам фиксировали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.
Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: рослый увеличение, стройная фигура, привлекательная наружность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный итог, необходимо одолеть путь школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.
Но и этого мало для создания высокого искусства. Необходимо ещё духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.
Танцу Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает мощь, но без всякого "нажима", лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.
Все эти свойства шлифуются и совершенствуются в его работе в театре под наблюдением выдающихся репетиторов. Он начинал готовить свои первые роли с Г.С. Улановой и Н.Р. Симачевым, а дальше занимался с М.Т. Семеновой и Н.Б. Фадеечевым. Они помогали ему на пути к совершенству.
Сказанное о танце Цискаридзе относится некогда всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было навалом предшественников. Он как будто впитал в себя весь их навык, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому воплощение в жизнь им ведущих партий в классических балетах разрешено окрестить эталонным.
В "Лебедином озере" П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001) Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и строгий балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем идеально новую образно-философскую концепцию, сохранив вкупе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе великолепно передает его элегантность и аристократичный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но сообща с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и в то же время его двойник или та темная доля его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе в этом месте напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.
В "Легенде о любви" А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2002) Цискаридзе исполняет центральную образ Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга. Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столь его героизм, сколь любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале сквозь душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.
Совсем иным явился Цискаридзе в спектакле "Пиковая дама" (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.
Р. Пети говорил о Цискаридзе: "Я нашел Германа в основополагающий же день". Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.
Талант Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует ещё подметить, что Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в "Лебедином озере" В. Васильева (1996), Таора в "Дочери фараона" П. Лакотта и Германа в "Пиковой даме" Р. Пети.
В 2003 году Р. Пети поставил не сцене Большого театра балет "Собор Парижской Богоматери" (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнял Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует обличье героя, но и дает вероятность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось тут на свежеиспеченный порядок.
Артист весьма ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в нрав героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали. Очевидно, артист прошел только долю своего пути, он находится в расцвете творческих сил и спереди у него новые роли, спектакли и достижения.
Конечно, в жизни Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он крайне любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас, Тито Гоби и другие.
Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Любит книги, путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.
Живет и работает в Москве.
Серия сообщений "Феноменальные способности":
Часть 1 - Лучше афоризмов Ф.Раневской - нет!
Часть 2 - Удивительные способности!
Часть 3 - Самые короткие литературные шедевры
Часть 4 - Король танца - Николай Цискаридзе
Часть 5 - У великолепного Цискаридзе - юбилей!
Часть 6 - Мария Ленорман - «французская сивилла», прорицательница
Часть 7 - Данил Плужников - победитель третьего сезона проекта "Голос. Дети"
Часть 8 - Швейцарский часовщик Пьер Жаке-Дро (1773 г) спроектировал программируемого андроида в образе пишущего мальчика
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |