-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ещё34

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.06.2011
Записей: 5028
Комментариев: 107
Написано: 5164


Без заголовка

Пятница, 02 Декабря 2011 г. 12:32 + в цитатник
Цитата сообщения ASTRAHANKA Серебряный век в портретах и воспоминаниях. Театр. Анна Павлова.

12 февраля исполнилось 130 лет со дня рождения великой русской балерины Анны Павловой, продолжившей традиции легендарной Тальони и вернувшей на балетные сцены мира романтический танец.

 (595x699, 48Kb)

В. Серов. Анна Павлова в балете "Сильфиды"

И вдруг этот демон Серов, заготовив громадное синее полотно, темно-синее, такое некрасивое и грубое... не зарисовал его портретом, т.е. оставил синими только одни поля фона, а взял ( для зрителя так кажется) мел, и этим хрупким неверным осыпающимся материалом повел в одну линию, одну элементарнейшую линию, откинутую назад ножку балерины Павловой, коротенькие юбочки, поднятые грациозно вверх обнаженные руки - и "вполне сделал" только головку...

Голова, воздух, синева и ничего...

"Ничего не сделано": а идея танца выражена так выражена так совершенно, как нельзя более придумать.

                                                                                                В.В. Розанов

  (386x500, 36Kb)

Не обладая достаточной проницательностью, мы восхищались только виртуозностью танца, нашим идеалом была крепкая коренастая фигура Леньяни. И сама Павлова тогда вряд ли осознавала, что в её хрупкости и некоторой ограниченнности технических возможностей как раз и таилась огромная сила ее неповторимой и чарующей индивидуальности. Романтизм в ту пору вышел из моды. Даже сама фигура танцовщиц по сравнению с силуэтами тех, кто танцевал полвека назад, явно демонстрировала изменение вкусов публики, охладевшей к воздушным ведениям и восхищавшейся  теперь более земными прелестями.

Худоба считалась врагом красоты, и все сходились на мнении, что Анна Павлова нуждалась в усиленном питании. Она, очевидно, придерживалась такого же мнения, так как добросовестно глотала рыбий жир, который наш врач считал панацепей от всех зол, мы же все ненавидели его. Подобно всем нам, она старалась подражать нашему идеалу виртуозности Леньяни. К счастью для Павловой, Герд сумел распознать сущность её таланта. Ему было больно видеть, как его хрупкая ученица пытается исполнить то, что легко давалось мускулистой итальянской танцовщице. Он посоветовале ей не гнаться за эффектами, подвергающими опасности её хрупкий организм.

Во время дебюта Павлова очень переживала из-за своих "недостатков". Но её было суждено вернуть на нашу сцену забытое очарование романтических балетов эпохи Тальони.

                                                                                         Т. Карсавина

 (380x516, 44Kb)

Анна Павлова. Одетта. "Лебединое озеро"

«Парижский сезон 1924 года был особенно богатым и блестящим в музыкальном и театральном отношениях, — сколько мне позволяли мои бедные средства, я не пропускал ни одного интересного концерта, ни одного интересного спектакля и жил этим, жадно впитывая в себя все впечатления. Одним из самых сильных и значительных парижских впечатлений был спектакль Анны Павловой.

 (347x500, 46Kb)

Анна Павлова, Вацлав Нежинский. "Павильон Армиды"

Когда появилась на сцене Анна Павлова, мне показалось, что я еще никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации, «порхливости», какие явила Анна Павлова. С первой минуты я был потрясен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавляла к этому самому легкому и самому прекрасному дару. Я увидел в Анне Павловой не танцовщицу, а ее гения, склонился перед этим божественным гением и первые минуты не мог рассуждать, не мог, не смел видеть никаких недостатков, никаких недочетов — я увидел откровение неба и не был на земле... Но в течение спектакля я бывал то на небе, то на земле: то божественные жесты Анны Павловой заставляли меня трепетать от благоговейного восторга, то минутами я видел в ее игре-танце какую-то неуместную излишнюю игривость, что-то от кривлянья, что-то от дешевки, и такие места неприятно коробили.
В антракте в фойе я встретил Дягилева — где бы я ни бывал этою весною, я всюду его встречал — и на его вопрос, как мне понравилась Анна Павлова, мог только восторженно-растерянно пролепетать: — Божественно! Гениально! Прекрасно!». Да Сергею Павловичу не нужно было и спрашивать моего мнения — оно было написано на моем лице. Но ни Дягилеву, ни кому другому я не решался говорить о моем двойственном впечатлении, о том, что некоторые места мне показались дешевыми и надувательскими. Я уверен был, что все меня засмеют и скажут, что я ничего не понимаю и богохульничаю. Впоследствии я убедился, что я не один богохульничаю — богохульничал и Дягилев, который много мне рассказывал об Анне Павловой».

                                                                                                       С. Лифарь.

 (389x500, 33Kb)

 Анна Павлова. "Бабочка"

 Это была очень тоненькая девушка, ростом немного выше среднего. У нее была чарующая улыбка и красивые чуть грустные глаза; длинные, стройные, очень красивые ноги с необыкновенно высоким подъемом; фигура изящная, хрупкая и такая воздушная, что, казалось, она вот-вот оторвется от земли и улетит.
Газеты посвящали ей пышные рецензии: «Павлова – это облако, парящее над землей, Павлова – это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…».
«Гибкая, грациозная, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Как быстро и пышно расцвел этот яркий, разносторонний талант»,

 1297477040_pav_12 (380x471, 52 Kb)

Анна Павлова. Русский танец.

Неотразимая, огненно гибкая, и легкая как пушинка, танцует Жизель Анна Павлова. Этим многое сказано. Анна Павлова никогда  не изумляла техникой, она покоряла вдохновением. Её не хотелось и прежде разбирать по косточкам (грехов было много всегда), хотелось только восхищаться ею, забыв о хореографических прописях, отдаваясь наваждению  таланта Божьей милостью.

                                                                          С. Маковский.

1297476944_pav_9 (320x480, 40 Kb)

 

В один из первых своих приездов в Париж мне посчастливилось снова встретиться с Анной Павловой на одном  благотворитворительном вечере в Клеридже. Она танцевала в этот вечер свои очаровательные маленькие вещицы. После представления я пошла её поцеловать, и мы бросились друг другу в объятия. "Милечка, как я счастлива вас опять видеть! Давайте поставимте вместе гран-па из "Пахита", как это было в Петербурге, Здесь, в Париже, Тата Карсавина, Вера Трефилова, Седова, Егорова, Преображенская. Вы будете танцевать главную роль, а мы все позади вас, не правда ли, какая это будет прелесть!"  И это говорила Павлова в апогее своей славы, предлагая танцевать во второй линии за мною. Трогательно это было, бесконечно трогательно с её стороны. В этом она показала себя мировой артисткой и чудным человеком.

 (460x590, 37Kb)

После этой нашей первой встречи в эмиграции Анна Павлова приехала  в Монте-Карло и часто бывала у меня на вилле, к завтраку или к обеду. Мы чудно проводили с ней время. Анна Павлова пригласила нас и некоторых наших друзей обедать  в Спортинг-Клуб в Монте-Карло. Обед был очень веселый. и мы вспоминали дорогое нам прошлое: Мариинский театр, нашу артистическую карьеру. После обеда все решили зайти в игорные комнаты. Павлова странно, по-своему одевалась: она собственно говоря, не носила платья, а поверх нижней юбки обматывала себя широким шарфом, который закреплялся булавками. Длинная бахрома шарфа свисала на плечи, заменяя рукава.  Павлова, живая и очень нервная, любила играть, но, не полагаясь на свою память, просила двух друзей стоять возле неё и запоминать те номера, на которые она будет ставки.

 (271x500, 25Kb)

Потом я видела Павлову в Париже, когда она танцевала "Жизель" в театре на Елисейских полях. Чувствовалась её усталость, но все же это было замечательное представление, и она была в этом балете неподражаема. Во второй картине этого балета, когда она по косой линии пересекала сцену на пальцах, держа лилию в руках, это было так бесподобно, что казалось, она движется не касаясь земли, будто плывет по воздуху, как неземная.

                                                                                                М. Кшесинская.

 (586x460, 39Kb)

С. Сорин. Портрет Анны Павловой. 1924 год

Анна Павлова!

Какие определения найти, говоря о ней? Балерина? Танцовщица? Тех и других  существует, как и существовало множество, а Анна Павлова была во всем единственной.

Секрет её превосходства и отличия ото всех прочих заключается в ней самой, в её неповторимой индивидуальности. Сама природа наделила её какими-то особыми и несравненными сочетаниями. Глядя на неё, казалось, что видишь не танцы, а воплощение мечты о танцах. Вот и сейчас, стоит мне закрыть глаза -  и образ Павловой предстанет передо мной, воздушный и неземной. Она летит, как пух, и растворяется, как облачко.

Она была небольшолго роста и буквально идеального сложения. У неё от природы были какие-то особые мускулы, благодаря которым она без усилий располагала тем, что никакой работой не дается: "баллоном", "элевацией", "шагом". Она то опускалась на сцену, то поднималась над ней, то пролетала через неё, как молния. Никакой особо головокружительной техникой она не обладала, - да и не гналась за ней, - но в силу нервного своего темперемента располагала беспримерной быстротой движений. У неё была безграничная, отчаянная смелость. В группах, в так называемых полетах, она постоянно ужасала своих партнеров, кидаясь им на руки в стремительном беге с лестниц, из глубины сцены и даже с довольно высокого дерева в балете "Жизель".

 О её первых шагах рассказывал  мне истинный балетоман и знаток балета  - мой муж А.А. Игнатьев. Павлова дебютировала в 1899 году на сцене Петербургского императорского балета. В "Па - де - катр" предстали 4 лучших танцовщицы из выпуска: Л. Егорова, В. Трефилова, Ю. Седова, и Анна Павлова. Они выполнили вчетвером традиционный ансамбль. Затем каждая исполнила свою вариацию... все они были замечательны. Анна Павлова была по технике слабее других, но уже и тогда было видно на этом школьном испытании, что она не просто балерина, не танцовщица, а какое-то особое и небывалое явление в искусстве танца...

Я в первый раз видела Анну Павлову в Москве, в театре Эрмитаж, где гастролировала труппа петербургского балета.

Несколько лет спустя я вновь увидела её в дягилевских балетах в Париже. Она была в ту пору вполне сформировавшейся танцовщицей. Каждое её выступление вызывало бурные восторги публики и прессы...

Появление Павловой в роли Жизели произвело в Париже впечатление просто какого-то взрыва. Опять неистовствовала пресса, посыпались рецензии и статьи. Павлову приравнивали к Карлотте Гризи, и к Тальони и даже признавали её превосходство.

В этой роли Павлова была неподражаема. Казалось, "Жизель" именно для неё и была написана, именно ею вдохновлена.

 (423x640, 51Kb)

А. Яковлев Портрет Анны Павловой.

Мы уже говорили. что Павлова не была "артисткой", а "явлением". В "Жизели" это чувствовалось оосбенно ясно.

Поворот её поистине лебединой шеи, опущенная голова, натуральное как бы "заикание" в движении - несколько штрихов, и Жизель - маленькое создание не приспособленное к жизни, - жила на сцене реальной жизнью. У Павловой был непосредственный искренний темперамент, который поднимал её над "артистичностью" и возносил до гениальности.

"Смерть лебедя" Сен-Санса является другим неповторимым созданием Анны Павловой.

Стоит отметить его историю. Балетмейстер Фокин, большой артист, хотя нисколько не "явление", взял музыку "Смерть лебедя" из музыкальной сюиты Сен-Санса - "Карнавал животных" и поставил его для своей соверщенно бездарной жены, Веры Фокиной, надеясь "поразить Париж". Но тонкий Дягилев протрезвил его.

"Вы с ума сошли! - сказал он Фокину, -  только Павлова! Только она в состоянии быть лебедем и умирать, как лебедь! Бросьте бутафорию. Я её у себя не допущу."

1297476987_pav_lebed_ (699x492, 47 Kb)

Анна Павлова. "Умирающий лебедь"

Роль, разумеется перешла к Павловой и сделалась её коронной ролью. Поставлен номер был замечательно, а исполнен совершенно сверхъестественно.

На любую сцену - огромную, среднюю или маленькую - спускался луч и следовал за исполнительницей. Спиной к публике, на пуантах, (пальцах) появлялась буквально пушинка, то есть фигурка, одетая в лебяжий пух, и, не спускаясь с них  до конца номера, металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии. Силы её ослабевали, она от ходила от жизни и покидала её в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю - смерти. Невозможно описать чувство, какие вызывало это хрупкое существо.

                                                                                                                        Н. Труханова

 (405x550, 41Kb)

Бакст. Портрет Анны Павловой.

Использованы материалы Сети.

 

Рубрики:  танец/Анна Павлова
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку