-Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (0)

Как правильно выбирать швейные нитки и иглы? Я не знаю, как в других городах и странах, но в моем...

Бельгийские вафли - (1)

Бельгийские вафли – как быстро и вкусно приготовить в домашних условиях Вафли бельгийские...

Без заголовка - (0)

Два просто изумительных узора ленивого жаккарда- проще-простого вяжутся , а смотрятся довольно ори...

Выбираем правильно рыбную консерву. - (0)

Маленькие Хитрости Консервы из горбуши. Как правильно выбирать Сегодня на прилавках магази...

Вышивка на проволочном каркасе - (0)

Эффект 3D: вышивка на проволочном каркасе Искусство вышивания безгранично, оно легко може...

 -Всегда под рукой

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Эллана_143

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.06.2011
Записей: 2009
Комментариев: 1463
Написано: 6517


Живопись- Мужской портрет или *История в лицах* (ч.4)

Пятница, 26 Июля 2013 г. 20:46 + в цитатник
Цитата сообщения klassika Живопись- Мужской портрет или *История в лицах* (ч.4)

0_7ae02_cd0c3c2d_L (500x59, 24Kb)

fada505e4bf1 (97x51, 3Kb)fada505e4bf1 (97x51, 3Kb)


Прослушать запись Скачать файл
Nicollo Paganini — Скрипичный концерт №2


Полен Герен - Огюст-Фредерик-Луи Вьесс де Мармон, герцог Рагуза, маршал Франции

Огюст Фредерик Луи Виесс де Мармон, герцог Рагузский (1774 — 1852) — маршал Франции (1809), пэр Франции (1814).
При осаде Тулона познакомился с Наполеоном, с 1796 года был его адъютантом (1796—1798), с 1798 бригадный генерал, сопровождал его в Египет и Сирию, принимал живое участие в перевороте 18 брюмера, затем почти во всех наполеоновских войнах. В 1800 командующий артиллерией Итальянской армии, дивизионный генерал. После пресбургского мира во главе корпуса был послан в Далмацию, где потерпел поражение при Кастельнуово (1807) от русских и черногорцев. За победу над австрийцами при Цнайме (1809) был сделан маршалом. Назначенный в 1811 году главнокомандующим французскими войсками в Португалии, он был разбит Веллингтоном и тяжело ранен при Саламанке, (22 июня 1812 года). В 1813—1814 годах командовал 6-м корпусом французской армии, участник Саксонского похода. 5 апреля 1814 года Мармон, вместе с маршалом Мортье, подписал договор о сдаче Парижа союзникам и отвёл свои войска в Нормандию, из-за чего его обвинили в измене. Именно с этих пор слово «Рагуза» стало во Франции синонимом слова «предатель», а во французском языке появился глагол «raguser», что в переводе означает подло предать.
Это вынудило Наполеона подписать акт об отречении, после чего Мармон вскоре перешёл на сторону Бурбонов. Был сделан пэром и во время Ста дней сопровождал короля Людовика XVIII в Гент.
В 1817 году он подавил беспорядки в Лионе; в 1826 году был представителем Франции в Москве на коронации императора Николая I.
27 июля 1830 года, ввиду надвигавшейся Июльской революции, Мармон был назначен главнокомандующим войсками Парижского гарнизона. Это назначение человека, крайне непопулярного и считавшегося одной из верных опор реакции, содействовало обострению кризиса. На самом деле, однако, Мармон был решительным противником правительственных указов от 26 июля, ставших непосредственным толчком для июльской революции, и теперь настойчиво советовал королю уступить; во время борьбы он действовал без большой энергии и вступил в переговоры с революционерами. В придворных кругах он вызвал даже подозрение в измене; 29 июля он был заменён герцогом Ангулемским.
После торжества революции он бежал вместе с Карлом Х из Франции и с тех пор жил то в Австрии, то в Италии, где и умер.


Анриетта Лоримье - Франсуа-Шарль-Юг-Лоран Пуквилль

Франсуа-Шарль-Юг-Лоран (1770-1838) – французский врач, дипломат, путешественник и писатель-грекофил. Родился 4 ноября 1770 года в Мерлеро, образование получил в Колледже Кана, затем в семинарии Лизье, в 1792 году в возрасте 21 года рукоположен в священники и назначен викарием Мерлеро. Во время Террора вынужден был скрываться вследствие своих роялистских взглядов, но затем поддержал демократические движения и 14 июля 1793 года исполнял обязанности секретаря при принятии Конституционного акта Ассамблеей Мерлеро. В том-же году избран заместителем мэра, в 1794 году оставил функции священника и стал учителем, в 1795 году избран в городской муниципалитет. Резко критиковал папство, вследствие чего во время роялистской реакции в Нормандии снова ушёл в подполье, где оставался до разгрома при Кибероне. После возвращения в Мерлеро получил от доктора Кошэна рекомендацию к профессору Парижского медицинского факультета Антуану Дюбуа и в 1797 году в возрасте 27 лет отправился в Париж для изучения медицины. В 1798 году был внесён в списки государственного министра Бурьена и принял участие в Египетской экспедиции в качестве члена Комиссии по наукам и искусству и офицера медицинской службы Восточной Армии. Принимал участие в захвате острова Мальта и сражении при Абукире, а также в переговорах между генералом Клебером и адмиралом Нельсоном об обмене военнопленными. Заболел лихорадкой и 26 октября 1798 года отплыл в Италию на борту тартана «La Madonna di Montenegro». У берегов Калабрии судно было захвачено барбарийскими пиратами, после чего пленников доставили в Наварин, где 1 декабря 1798 года они были захвачены турками и переданы губернатору Пелопоннеса Мустафе-паше. Когда последнего сменил Ахмет-паша Пуквиль, зарекомендовавший себя знанием медицины, был назначен официальным врачом пашалыка . Весной 1799 года все французские пленники доставлены в Константинополь и 11 июня заключены в Семибашенный замок, где провели два года. В заключении Пуквиль сблизился с востоковедом Пьером Раффеном, приступил к изучению греческого языка и сделал переводы работ Анакреона, Гомера и Гиппократа. 24 июля 1801 года после рекламации правительства Франции и при содействии российских дипломатов Пуквиль получил свободу и возвратился во Францию, где защитил докторскую диссертацию, но решил оставить медицинскую практику и посвятить себя археологии. В 1805 году был послан с дипломатической миссией в Албанию ко двору Али-паши Тепеленского, где в течение 15 лет, пользуясь дипломатическим статусом, изучал древности Македонии, Фракии и Эпира. В 1816 году назначен французским консулом в Патру и присоединился к борьбе греческих патриотов, закончившейся объявлением 25 марта 1821 года войны за независимость Греции. После эвакуации французского посольства возвратился на родину, вышел в отставку и полностью посвятил себя литературной деятельности. Умер 20 декабря 1838 года в Париже в возрасте 68 лет, похоронен на кладбище Монпарнас . Шевалье Почётного Легиона (1811 год), кавалер греческого Ордена Спасителя, член Египетского Института, Академии медицины, Королевской Академии Марселя , Ионической Академии и Научного общества Бонна.

Федерико Мадрасо и Кунс -- Исидор-Жюстен-Северен (1789-1879), барон Тайлор

Исидор Жюстен Северин Тейлор (1789 —1879), барон (1825) — французский драматург, художник, археолог-любитель, благотворитель, королевский комиссар Комеди Франсез в 1825—1830 и 1831—1838 годах.
Сын Эли Тейлора, английского педагога, и Мари-Жаклин Вальвен, дочери заместителя мэра Брюгге. Исидору была предназначена военная карьера, он учился в Политехнической школе, но бросил учёбу. С раннего возраста много путешествовал, в 1811 году совершил поездку в Бретань и Фландрию, Германию и Италию. Принял французское подданство. Будучи помощником графа д’Орсе, сопровождал Людовика XVIII в Гент в 1815 году. В 1818 году начал работу совместно с Шарлем Нодье над серией книг, посвящённых культурным достопримечательностям регионов Франции «Живописные путешествия по старой Франции» — первым серьёзным каталогом культурного наследия страны. Серия выходила с 1820 по 1878 год. В 1821 году получил королевскую привилегию на открытие театра Панорама Драматик на парижском бульваре Тампль, театр работал два года.
В 1825 году Тейлору было пожаловано дворянство и баронский титул в честь коронации Карла X, покровительствовавшего ему. В том же году он стал королевским комиссаром при Комеди Франсез. Тейлор дружил с Виктором Гюго и Альфредом де Виньи (своим товарищем по полку). Он снискал славу справедливого администратора, но не избежал критики классицистов за то, что как «соотечественник Шекспира» якобы «презирает Корнеля, Расина и Вольтера». Благодаря ему на сцене французского театра утвердилась романтическая школа. При содействии Тейлора в Комеди Франсез были поставлены пьесы «Генрих III и его двор» Дюма (1829), «Эрнани» Гюго (1830), «Людовик XI» Казимира Делавиня (1832). Он сам переводил пьесы, писал декорации, работал над созданием костюмов.
В 1835 году по распоряжению Луи-Филиппа совершил поездку в Испанию с целью приобретения картин для Испанской галереи Лувра (открылась в 1838 году). Начиная с 1840 года создал ряд профессиональных ассоциаций для взаимопомощи: драматических художников (1840), музыкантов (1843), художников, скульпторов, архитекторов, дизайнеров и гравёров (1844), промышленных изобретателей и художников (1845), преподавателей (1859).
Ныне существует Фонд Тейлора. Член Академии изящных искусств (1847), сенатор (1867), кавалер Ордена Почетного легиона (1877).
Похоронен в часовне на кладбище Пер-Лашез. Его бюст установлен на стеле рядом с улицей в 10-м округе Парижа, которая носит имя Тейлора.

Франсуа Жерар - Альфонс де Ламартин

Альфонс де Ламартин (1790 — 1869) — французский писатель и политический деятель.
Ламартин, французский романист, родился в Маконе. Его родители были обедневшими дворянами. Отец его воспитал в преданности законной монархии; мать его была ревностная католичка. Детство и юношеские годы Ламартин провёл в обществе матери и пяти сестер; что, вместе с рано развившейся любовью к природе, породило в нём особую мягкость характера и склонность к сентиментальной мечтательности. Школьное воспитание Ламартин получил сначала в Лионе, потом в иезуитской школе в Беллэ. Вернувшись на родину, он изучал классических авторов, восхищался Руссо и Бернардом де-Сен-Пьером и с увлечением воспринимал новые литературные веяния. Его юношеские увлечения составляют сюжет многочисленных поэм, где, в рассказах об Эльвире, Леноре, Грациэле, переданы истинные эпизоды из жизни поэта, лишь слегка прикрашенные вымыслом. Особенную роль в жизни Ламартин играла любовь к молодой женщине, воспетой им под именем Эльвиры; она рано умерла, и грустные мечты об утраченном счастье наложили на поэзию Ламартинa печать меланхолии и заставили его искать утешения в Боге. Он много путешествовал, жил в Италии, пробовал счастья в дипломатической карьере.
В 1820 г. вышел его первый сборник стихов, имевший сразу громадный успех. В 1829 г. Ламартин избран был членом французской Академии; в 1832 г. он совершил большое путешествие по Востоку. Время с 1839 по 1849 г. — расцвет политической деятельности Ламартина. Последние двадцать лет жизни Ламартина полны были лишений и страданий. Литературное значение Ламартина основано главным образом на его первых стихотворных сборниках. Французская критика единогласно признает автора «Méditations» одним из величайших поэтов Франции.
Его талант во многих отношениях не уступает В. Гюго, но по своему артистическому темпераменту Ламартин — не глава школы; это отличает его от Гюго и определяет его положение относительно романтизма. Он стоял вне литературных распрей своего времени, не имел литературного самолюбия (его физическая красота и элегантная аристократическая осанка более удовлетворяли его, чем литературный успех) и сам называл себя дилетантом.
В молодости Ламартин служил в королевской гвардии, с 1823 по 1829 г. был секретарём посольства в Неаполе и во Флоренции. Кн. Полиньяк предложил ему место главного секретаря мин. иностр. дел, но Ламартин отказался, так как не разделял реакционных взглядов этого кабинета. В том же 1829 г. он был назначен посланником при герцоге Леопольде Саксен-Кобург-Готском. Узнав об июльской революции, Ламартин подал в отставку. Избранный, в 1833 г., в палату депутатов, он в первой же речи объявил себя независимым консерватором. В политике он, прежде всего, моралист, в социальных вопросах — проповедник прогресса и религиозной терпимости, защитник свободы и пролетариата. Блестящие его речи волновали палату и с жадностью читались.
После отречения Людовика-Филиппа (24 февраля 1848 г.) Ламартин решительно восстал в палате против регентства герцогини Орлеанской и произнес горячую речь, предлагая учредить временное правительство и созвать национальное собрание. В качестве члена временного правительства Ламартин взял на себя портфель министра иностранных дел. Только под напором обстоятельств решился Ламартин немедленно провозгласить республику, в которой он, благодаря таланту и красноречию, явился посредником между консерваторами и крайними. В эти бурные дни Ламартин обнаружил большое мужество и такт. 25 февраля, когда временному правительству угрожала опасность быть разогнанным народной толпой, Ламартин произнес знаменитую речь, где красноречиво описал ужасы революции и воспел трёхцветное знамя(в противоположность красному).

Антуан-Жан Гро - Пьер-Жозеф-Гийом Циммерман за пианино

Пьер Жозеф Гийом Циммерман (1785 — 1853) — французский пианист, композитор, музыкальный педагог. Окончил Парижскую консерваторию, был учеником Буальдьё и Керубини. В 1811—48 годах преподавал там же по классу фортепиано; среди учеников Циммермана, в частности, были Жорж Бизе, Амбруаз Тома, Шарль Валантен Алькан, Сезар Франк, Антуан Мармонтель. Циммерман оставил учебник «Encyclopédie du pianiste compositeur», в трёх томах. Из его двух опер «L’enlèvement» и «Nausicaa» первая была поставлена в 1830 году в Париже. Он написал также много фортепианных сочинений.

Констан Де Ла Перш - Франсуа-Жозеф Ноэль (1778-1863)


Эмиль-Исидор Деруа - Шарль Бодлер (1821-1867)

Шарль Пьер Бодле́р (1821 — 1867) — поэт и критик, классик французской и мировой литературы.
Родился в Париже. Его отцом был выходец из крестьян, ставший в эпоху Наполеона сенатором, Франсуа Бодлер. В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником, и с раннего детства прививал сыну любовь к искусству, водил его по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками. Но в шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за генерала Опика; отношения с отчимом у мальчика не сложились. Замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, который в отрочестве и в юности в пику мнениям отчима и матери часто совершал шокирующие общество поступки.
Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион, и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский коллеж. В 1836 году семья вернулась в Париж, и Шарль поступил в коллеж Людовика Святого, откуда впоследствии был исключён за год до окончания. В мае 1841 года родители Бодлера отправили его в путешествие в Индию (это было наказание), чтобы он «избавился от дурного влияния» круга богемы Латинского квартала. Путешествие продлилось всего два месяца; до Индии Бодлер не доплыл, и с острова Реюньон вернулся обратно. В 1841 году он вступил в право наследования, однако быстро начал проматывать отцовские деньги, и в 1844 году постановлением суда управление наследством было передано его матери, а сам Шарль отныне должен был получать ежемесячно лишь небольшую сумму «на карманные расходы».
Писать он начал, когда получил наследство и стал вести жизнь богатого бездельника. Первые стихи Бодлера печатаются в 1843—1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»). Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов. Судьба Бодлера в эти годы была типична для многих людей тогдашних образованных кругов общества. Бодлер не только участвовал в баррикадных боях февраля и затем сотрудничал в республиканской прессе, Бодлер сражался вместе с парижскими рабочими на баррикадах и в июне 1848 г. День принадлежит созиданию — такова идея автора. В 1857 году вышел самый известный его поэтический сборник «Цветы зла», шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений. Тогда Бодлер обратился к критике и быстро добился в ней успеха и признания.
«Бодлер, — отмечал Бертольт Брехт, — поэт французской мелкой буржуазии той эпохи, когда уже стало ясно, что постыдные услуги, которые она оказала крупной буржуазии, когда мелкие буржуа выступили в роли охранников и палачей при кровавом подавлении рабочего класса, — эти услуги вознаграждены не будут. <…> Бедность — у него бедность старьевщика; отчаяние — отчаяние паразита; издевка — издевка попрошайки <…> Он живет не только за счет аморальности, но и за счет морали. Он торгует шоками»
Почти 17 лет жизни Бодлер посвятил переводу на французский язык произведений Эдгара По, которого считал своим духовным братом.
Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли. С 1844 по 1848 Бодлер посещал «Клуб гашишистов», основанный Жаком-Жозефом Моро, и употреблял давамеск (алжирскую разновидность гашиша). По свидетельству Теофиля Готье, активно участвовавшего в жизни клуба, Бодлер «принял гашиш единожды или дважды в ходе экспериментов, но никогда не употреблял его постоянно. Это счастье, покупаемое в аптеке и уносимое в жилетном кармане, ему было отвратительно». Впоследствии Бодлер пристрастился к опиуму, но к началу 1850-х гг. преодолел пристрастие и написал три больших статьи о своем психоделическом опыте, которые составили сборник «Искусственный рай» (1860).
В 1864 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.
В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболевает. Свой недуг он описывал так: наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия.
По понятным причинам он умолчал о сифилисе. Тем временем болезнь с каждым днем ухудшала его состояние. 3 апреля в тяжёлом состоянии он был привезён в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу. В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядит ужасающе — перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова. Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель. Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.
Его привезли в Париж и поместили в клинику, в которой он и скончался.

Шарль Ланделль - Альфред де Мюссе

Альфред де Мюссе (1810 — 1857) — французский поэт, драматург и прозаик, представитель позднего романтизма.
Мюссе родился 11 декабря 1810 г. в Париже, происходил из знатного, но обедневшего рода. С детства обнаруживал крайнюю нервность, доводившую его до припадков. В возрасте девяти лет поступил в колледж Генриха IV. Он изучал сначала юриспруденцию, потом медицину, но скоро бросил занятия и отказался от всякой профессии. Старший брат Альфреда — Поль-Эдм также занимался литературой. Первые стихотворения Мюссе написаны под влиянием романтического общества «Сенакль» («Cénacle»), в котором царствовали тогда Гюго, Виньи, Сент-Бев, Шарль Нодье и братья Дешан. Но влияние романтической школы было преходящим в творчестве Мюссе. Он заплатил дань увлечению Испанией условной живописностью шёлковых лестниц и потаенных входов в «Don Paez» и «Contes d’Espagne et d’ltalie», но вскоре стал позволять себе иронические выходки против романтиков и окончательно порвал со своими первыми учителями в «Pensées secrètes de Raphaël».
Внутреннее содержание поэзии Мюссе имеет ещё большее значение: он отразил сложность и противоречивость душевной жизни современного человека, отразил её глубоко и правдиво, будучи сам настоящим enfant du siecle; поэтому он нам так близок и понятен со своими переходами от высшего идеализма к воспеванию мимолетных удовольствий, со своей смесью пессимизма, цинизма и безграничной нежности души.
Эта близость к душевной жизни своего века сделала Мюссе одним из тех любимых поэтов, которых не только читают, но много раз перечитывают и знают наизусть.
Поэт скончался 2 мая 1857 г. от поздних осложнений сифилисa. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Ари Шеффер - Фредерик Шопен

Фредери́к Франсуа́ Шопе́н (1810 - 1849) - польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть, восстание подавленно, руководителя взяли в плен. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» — так он написал в своем дневнике.Завещал,чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.
С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья. Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд».
Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, например, Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников как в артистических кругах, так и в обществе. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.
В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни легких. С этим временем совпадает связь с Жорж Санд. Пребывание на Майорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от астматических приступов. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на Майорке. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.
Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г., помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, — всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 г. О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта — композитора, которого Шопен ставил выше всех других. На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Полен Герен - Этьен-Жак-Александр Макдональд, маршал-герцог Тарентский

Этье́н-Жак-Жозе́ф-Алекса́ндр Макдона́льд (1765 — 1840) — герцог Тарентский, маршал и пэр Франции.
Происходил из шотландской фамилии якобитов, переселившейся во Францию после Славной революции.
Отличился в сражении при Жемаппе (6 ноября 1792); в 1798 году командовал французскими войсками в Риме и Церковной области; в 1799 году, проиграв сражение на реке Треббии, был отозван в Париж.
В 1800 и 1801 годах Макдональд начальствовал в Швейцарии и Граубюндене, откуда вытеснил австрийцев. В течение нескольких лет он находился под опалой Наполеона вследствие усердия, с которым защищал своего бывшего соратника, генерала Моро. Только в 1809 году он был вновь призван на службу в Италию, где командовал корпусом. За сражение при Ваграме пожалован маршалом. В войнах 1810, 1811 (в Испании), 1812—1814 гг. он также принимал выдающееся участие.
Во время вторжения Наполеона в Россию командовал X прусско-французским корпусом, который прикрывал левый фланг Великой армии. Заняв Курляндию, Макдональд всю кампанию простоял под Ригой и присоединился к остаткам наполеоновской армии во время её отступления.
После отречения Наполеона он был назначен пэром Франции; во время Ста дней удалился в свои поместья, чтобы не нарушать присягу и не противодействовать Наполеону.
После второго занятия Парижа союзными войсками на Макдональда возложено было тяжкое поручение — распустить отступившую за Луару наполеоновскую армию.

Робер Лефевр - Генерал граф Вальтер (1761-1813)

Службу начал 16.5.1881 гусаром в полку Бершени (позже 1-й гусарский полк). 22.9.1789 произведен в суб-лейтенанты. После начала революции В„ сразу обративший на себя внимание выдающейся храбростью, сделал быструю карьеру и в 1792 уже был капитаном. В 1792—96 сражался в рядах Армии Севера, в 1793-96 — в Альпийской армии. С 1.5.1793 командир эскадрона своего полка. Отличился в боевых действиях при Лионе (1793). 22.10.1793 произведен в бригадные генералы. С нояб. 1796 воевал в рядах Итальянской армии. С 9.12.1796 командующий резервной кавалерией Итальянской армии. Участвовал во многих сражениях, командовал кавалерией у ген. Ожеро, А. Дюма и др. С 14.6.1797 командир 4-й (затем 1-й) бригады дивизии ген. Дюмаса. С 12.1.1798 командир бригады в Армии Англии. Участвовал в боях у Лиона и Тулона. С авг. 1798 в Майнцской армии. С янв. 1799 у ген. Л. Сен-Сира в Дунайской армии, с мая — у М. Нея в Гельвеции. Командовал кавалерийскими бригадами у многих полководцев, в т.ч. у Лоржа, Суама, Сульта,Леклерка. Отличился в сражениях при Месскрихе и Ульме. С 12.11.1800 командир 2-й бригады резервной кавалерийской дивизии. 3.12.1800 ранен в сражении при Гогенлиндене. В 1803 сражался в Батавии. С 29.8.1803 командующий кавалерии в Буржском лагере. С 26.8.1805 командир 2-й драгунской дивизии резервной кавалерии Великой армии. Успешно сражался при Холлабрунне, ранен при Аустерлице. В 1805 получил звание камергера императора. 20.5.1806 назначен старшим полковником конно-гренадер Императорской гвардии. После этого вся служба В. была неразрывно связана с командованием гвардейскими кавалерийскими частями. В большинстве случаев Наполеон предпочитал не рисковать элитной кавалерией и использовал ее исключительно в тяжелейшие моменты сражения. В т.ч. в ряде случаев нежелание Наполеона (или маршала Бесьера, командовавшего всей гвардейской кавалерией) использовать части В. шло в ущерб делу. С окт. 1806 В. командовал гвардейской дивизией тяжелой кавалерии. В кампанию 1806—07 отличился в сражении при Прейсиш-Эйлау. 2.10.1808 назначен командующим соединением Императорской гвардии в Испании. 15.1.1809 отозван во Францию. С марта 1809 командовал 3-й (кавалерийской) гвардейской дивизией. В сражении при Ваграме во главе гвардейских кавалеристов сражался в войсках Макдональда, наносивших главный удар. В 1812 во главе гвардейской кавалерии совершил поход в Россию. Покинул Великую армию вместе с Наполеоном. В янв. 1813 прибыл в Париж. С апр. 1813 командир конно-гренадер в Саксонии. С 15.8.1813 2-й командующий гвардейской кавалерией. Участник сражения при Ханау.

Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон - Портрет Жана Батиста Белле, депутата конвента от Сен-Доминик

Жан-Батист, прозванный «Марсом» (1747- ) – деятель гаитянской революции, офицер, один из колониальных делегатов в Париже, первый чёрный депутат Конвента. Родился в 1747 году в Сенегале, в возрасте 10 лет был захвачен в рабство и продан на Санто-Доминго. Активно занимался торговлей, благодаря собственным сбережениям купил себе свободу и открыл торговое предприятие в Капе. В 1777 году вступил волонтёром в армию и принял участие в войне за независимость Соединённых Штатов, под командованием адмирала графа Д,Эстена, участвовал в кампании Саванны (Savannah), где за отвагу получил прозвище «Марс».
После заключения Парижского мира возвратился на Санто-Доминго, где продолжил коммерческую деятельность. С провозглашением декрета от 4 апреля 1792 года, дававшего гражданские права цветным наравне с белыми, вступил в гаитянскую армию, сделал быструю карьеру и к началу 1793 года, имея чин капитана, командовал 16-м пехотным полком. В июне 1793 года выступил союзником комиссаров Республики Сонтонакса (1763-1818) и Полвереля в борьбе против белых колонистов-роялистов во главе с генерал-губернатором Гальбо, 20 июня отразил нападение на Кап, в ходе которого получил шесть ранений. 24 сентября 1793 года избран делегатом Конвента и отправился в метрополию с двумя коллегами – белым Луи-Пьером Дюфэ и мулатом Жаном-Батистом Миллом. В январе 1794 года депутаты высадились в Лориенте, но были обвинены президентом Революционного трибунала Бреста Виктором Югом в сообщничестве с жирондистами и заключены в тюрьму. Однако, энергичный протест, направленный Конвенту, вынудил освободить депутатов и 3 февраля 1794 года они заняли своё официальное место в Ассамблее – появление представителей Санто-Доминго было встречено овациями, а президент Вадье выступил вперёд и обнял их. На следующий день (4 февраля 1794 года) единодушно и без обсуждения было проголосовано за декрет об отмене рабства во всех колониях, а на празднике в честь этого события Беллей сказал: «Я был рабом с самого детства, вот уже 36 лет, как я свободен благодаря своему труду. Я выкупился сам. С тех пор, на протяжении всей своей жизни, я чувствовал, что достоин быть свободным… Я могу вам сказать только одно: трехцветный флаг звал нас к свободе. Мы достигли этой свободы нашими стараниями, нашим патриотизмом и нашим имуществом. И пока в наших жилах есть хоть капля крови, клянусь именем моих братьев, что этот флаг будет развеваться над нашим побережьем и горами». В 1795 году – член Совета Пятисот, занимался главным образом разрушением пагубной пропаганды французских колонистов, обращённой против цветных, пытался доказать связь колонистов с роялистами, в 1797 году возвратился на Санто-Доминго. В 1801 году снова вступил на военную службу, в 1802 году под командованием генерала Риго содействовал французскому экспедиционному корпусу генерала Леклерка, командовал бригадой жандармерии, но вскоре был арестован «за мятежные взгляды и подстрекательство», закован в кандалы и сослан в крепость Бель-Иль . Точная дата его смерти неизвестна.

Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон - Шатобриан, размышляющий среди римских руин

Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н (1768 — 1848) — французский писатель и дипломат, один из первых представителей романтизма во французской литературе.
Родился в 1768 в бретонской дворянской семье. Учился в Доле, Ренне и Динане. В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Во время Великой французской революции, возвратясь во Францию, выступил на стороне королевских войск. В 1792—1800 годах находился в эмиграции в Англии. Там он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797), в котором критически оценивал революционные события во Франции.
Вернувшись в 1800 году во Францию, он опубликовал роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, дает мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».
В 1803 Шатобриан по приглашению Наполеона стал французским дипломатом в Риме, но через год, после убийства герцога Энгиенского, демонстративно ушёл в отставку. В 1811 году он был избран членом Французской академии, а в 1815 стал пэром Франции.
В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.
После реставрации Бурбонов Шатобриан работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 был министром иностранных дел. В 1830, после падения Бурбонов, он окончательно вышел в отставку.
После смерти были изданы его мемуары — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов жанра.

Жан-Луи-Эрнест Мейссонье - Александр Дюма-сын (1824-1895)

Алекса́ндр Дюма́ (сын) (1824 —1895) — французский драматург и прозаик, член Французской академии (с 1874), сын Александра Дюма.
Его мать, Катрина Лабе, была простая парижская работница, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. С 18-ти лет Дюма-сын начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник, «Грехи юности»; за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца («Приключения четырёх женщин и попугая»,«Доктор Серван», «Cesarine», «Le Roman d’une femme», «Trois hommes forts» etc.), a потом и более оригинальные романы и повести.
В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси.
На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата».

Поль Матей - Фелисьен Ропс в мастерской (1844-1929)

Фелисье́н Ро́пс (1833 — 1898) — бельгийский художник-символист.
Родился в Намюре. Окончил Брюссельский университет, также посещал «Мастерскую Святого Луки» в Брюсселе. С 1865 года жил во Франции.
Изначально Ропс был известен как карикатурист, работавший в области политической и бытовой карикатуры, был известен как гравер и иллюстратор, создав ряд иллюстраций к произведениям Шарля де Костера, Шарля Бодлера, Андре-Робер Нерсья и других литераторов. Бодлер, с которым живописец познакомился в 1864 году, произвел на Ропса огромное впечатление.
Пейзажи, написанные Ропсом, отличались широтой, обобщенностью изображения природы, свежестью насыщенного колорита. Художник был тесно связан с модернистским и символистским движениями. В его картинах ярко отражается философия символизма конца XIX века.
Фелисьен Ропс был масоном, состоял в Великом востоке Бельгии.
К 1892 году зрение художника сильно ухудшилось. Он умер в возрасте 65 лет.

Теодор Шассерио - Алексис-Шарль-Анри Клераль де Токвилль

Алекси́с де Токви́ль (1805 — 1859) — французский политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел Франции (1849). Более всего известен как автор историко-политического трактата «Демократия в Америке» (2 тома, 1835, 1840), который называют «одновременно лучшей книгой о демократии и лучшей книгой об Америке».
Родился 29 июля 1805 года в аристократической семье. Его прадед, известный французский государственный деятель Кретьен де Малерб, защищая своего короля Людовика XVI перед конвентом, поплатился за это своей жизнью, обвиненный в заговоре против республики. Его отец по своим убеждениям тоже был ярый монархист, и только Термидорианский переворот спас его от плахи. Однако сам Токвиль не вполне разделял общественно-политические взгляды своих предков. Обладая с детства живым умом, будущий французский мыслитель очень рано обнаружил интерес к познанию окружающего мира. Он получил хорошее гуманитарное образование и некоторое время работал юристом. В своих письмах он, однако, не раз выражал опасение, что продолжительные теоретические занятия правом могут убить в нем душу и превратить его в бездушного исполнителя, способного лишь бездумно следовать букве закона. Поэтому вскоре Токвиль отошел от подобного рода деятельности и переключил свое внимание на вопросы общественно-политического устройства.
В центре его внимания прежде всего оказалась Франция — его родное отечество, раздираемое противоречиями и за свою историю успевшее пройти как через монархическую, так и республиканскую форму правления. Опираясь на ретроспективный анализ политического развития общества, Токвиль пришел к выводу о неизбежности наступления демократии во всем мире. Интересно то, какое содержание получает понятие государства в работах французского мыслителя. Для него это прежде всего социальное устройство общества, характер общественных взаимоотношений, над которыми выстраивается адекватная им форма политического устройства. Первым государством, которому в полной мере удалось воплотить принципы демократического устройства общества, были, по Токвилю, Соединенные Штаты. А коль скоро наступление демократии в мировом масштабе было неизбежно, то ознакомление с положительными и отрицательными чертами демократического устройства становилось крайне актуальной и насущной проблемой.
Под предлогом изучения пенитенциарной системы Соединенных Штатов, Токвиль в 1831 году отправляется в заокеанское путешествие. Интересно, что у него не было представления об идеальном демократическом устройстве. Французский мыслитель говорит не о том, как должно быть, а о том, как это было. Таким образом, эталоном демократически устроенного общества становятся сами Соединенные Штаты на том уровне развития, на котором они находились к моменту прибытия туда Токвиля. Путешествие длилось около года и по возвращении Токвиль издал книгу под названием «Демократия в Америке».
Это произведение наряду со «Старым порядком во Франции», стало одним из главных трудов французского мыслителя. «Демократия в Америке» выдержала несколько изданий и была переведена практически на все европейские языки. Путешествуя по Соединенным Штатам и собирая материал для своей будущей книги, Токвиль пользовался так называемым методом интервьюирования, широко практикуемом в современной социологической науке. Другой характерной особенностью его исторического метода было то, что он всегда старался идти от фактов к теоретическим обобщениям, так что можно сказать, что он находился у истоков позитивизма. Токвиль одним из первых развил мысль об американской исключительности.
Именем Токвиля назван ряд научных и общественных наград, включая Премию Алексиса де Токвиля за гуманизм (Франция) и Премию Алексиса де Токвиля в области государственного управления (Нидерланды).

Эме-Николя Моро - Гюстав Эйфель (1832-1923)

Алекса́ндр Гюста́в Эйфе́ль, урождённый Боникхаузен (1832 — 1923) — французский инженер, специалист по проектированию металлических конструкций. Завоевал небывалую популярность после постройки в Париже к выставке 1889 года металлической башни, принадлежащей к замечательнейшим техническим сооружениям XIX века и названной в его честь.
В 1855 получил диплом инженера в Центральной школе искусств и мануфактур в Париже. До строительства Эйфелевой башни был известен своими импозантными стальными конструкциями для мостов, Понте де Дона Мария Пиа через Дору у Порту в Португалии, а также железнодорожного моста длиной 500 метров в Бордо, вокзалов в городе Будапешт. Он завершил также виадук де Гараби — железнодорожный виадук в южной Франции, — который вознёсся над долиной на высоте 122 метров и был в своё время самым высоким в мире. Принимал участие в строительстве железного каркаса для нью-йоркской статуи Свободы, в конкурсе на возведение Троицкого моста в Петербурге, в амазонской глубинке построил т.н. Железный дом. Был инженером Панамского общества и поставщиком для него машин, изготовлявшихся на его машиностроительном заводе в Леваллуа-Перре (близ Парижа). Разоблачения, касавшиеся Панамского общества, коснулись и его; его обвиняли в получении от Панамского общества 19 млн. франков за фиктивные работы. Преданный суду (1893) вместе с отцом и сыном Лессепсами и другими причастными к делу лицами, Эйфель был приговорён к 2 годам тюрьмы и 20 000 франкам штрафа, но кассационный суд отменил приговор за истечением срока уголовной давности.
Разработал и воплотил в жизнь идею вращающегося купола обсерватории в Ницце, который, несмотря на вес в 100 т, легко приводится в движение одним человеком; усовершенствовал систему подвижных мостов и т. д.

Анри Жакье - Маршал Франции Жозеф Жоффре

Жозеф Жак Сезер Жоффр (1852 — 1931) — французский военный деятель, маршал Франции (1916), в 1911—1914 — начальник Генерального штаба, во время Первой мировой войны — главнокомандующий, одержал Марнскую победу (1914). маршал Франции (1916). Родился в семье мелкого виноторговца. В 1870 г. участвовал в обороне Парижа в качестве артиллерийского офицера. В 1876 г. был произведен в капитаны за удачные работы по исправлению парижских фортов. В 1892 г. Жоффр руководил работами в Судане на Сенегал-Нигерской ж. д. В 1901 г. был произведен в бригадные генералы и назначен военным губернатором крепости Лилль. В 1910 г. Жоффр был назначен членом Высшего Военного Совета, а в 1911-1914 г. - начальником генерального штаба. В 1-ю мировую войну (1914-16) командующий армиями Севера и Северо-Востока, главнокомандующий французской армией, добился победы в Марнском сражении в сентябре 1914 г. 3 декабря 1915 г. Жоффр был назначен верховным командующим всеми французскими армиями. Неудачная верденская операция и огромные жертвы французских войск в битве на Сомме значительно поколебали популярность Жоффра. Однако в декабре 1916 г. он назначается военным советником правительства и первым из французских генералов после франко-прусской войны получает звание маршала. Весной 1917 г. французское правительство послало Жоффра в Америку для содействия организации американской армии. С 1918 г. Жоффр состоит членом Французской Академии. Кавалер ордена Почётного легиона (1885) Командор ордена Почётного легиона (1903) Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (июль 1914) Колониальная медаль с планкой «Sénégal-Soudan» 27 ноября 1914 года награждён орденом Святого Георгия III класса (Россия) («За разгром немецких войск в Марнском сражении 5—12 сентября 1914 года») С 1922 года — кавалер Ордена Белого орла (Польша). Рыцарь Большого креста ордена Бани (Великобритания)

Шарль-Филипп-Огюст Ларивьер - Тома-Робер Бюжо де ла Пиконнери, маршал Франции

Тома Робер Бюжо, маркиз де ла Пиконри, герцог Ислийский (фр. Thomas Robert Bugeaud, marquis de La Piconnerie, duc d'Isly; 15 октября 1784, Лимож — 10 июня 1849, Париж) — маршал Франции с 1843 года, генерал-губернатор Алжира.
Тома Бюжо был самым младшим из тринадцати детей аристократического семейства из Перигора. Из-за жестокого обращения он убежал из дома, с 1800 года жил в сельской местности и занимался земледелием. В двадцать лет Бюжо поступил на военную службу рядовым императорской гвардии Наполеона Бонапарта. В 1805 году он участвовал в битве под Аустерлицем. В начале 1806 года Бюжо получил звание второго лейтенанта, в котором участвовал в битвах при Йене и Ауэрштедте и Прейсиш-Эйлау, в декабре 1806 года, после битвы при Пултуске был произведён в звание лейтенанта.
В 1808 году Бюжо был в рядах передовых французских сил, вошедших в Испанию во время Испано-французской войны. При второй осаде Сарагосы в 1809 году Бюжо получил звание капитана, а затем отличился под командованием маршала Сюше на восточном фронте Испано-французской войны и был произведён в майоры, получив под командование отдельный полк. После реставрации Бурбонов в 1815 году Бюжо было присвоено звание полковника, но вскоре он переметнулся на сторону Наполеона и во время его Ста дней служил под началом Сюше в Альпийской армии.
В следующие пятнадцать лет после падения Наполеона Бюжо занимался сельских хозяйством в своих владениях в Перигоре. Его военная карьера возобновилась после Июльской революции 1830 года. В 1831 году Бюжо было присвоено звание маршала лагеря (эквивалент бригадного генерала). Вскоре он показал себя непримиримым противником демократии, преуспевшим в полицейской работе и подавлении мятежей.
В 1836 году Бюжо возглавил военную кампанию против эмира Абд аль-Кадира в Алжире. После ряда побед он вернулся во Францию, где получил звание генерал-лейтенанта. Но в июне 1837 года, имея в Алжире изнурённую армию, был вынужден подписать с Абд аль-Кадиром в Тафте унизительный договор, по которому Франция признавала власть эмира в большей части Алжира. За этот договор на Бюжо обрушились с критикой французские парламентарии.
В 1840 году Бюжо был назначен генерал-губернатором Алжира и в начале 1841 года вновь возглавил кампанию против Абд аль-Кадира. Его стратегия летучих отрядов заставила войска эмира переходить с места на место, фактически лишив его опоры и вынудив искать убежища в Марокко. В 1843 году году Бюжо стал маршалом Франции и уверенно продолжал кампанию в Алжире. 14 августа 1844 года он одержал блестящую победу над марокканцами в битве при Ислии, за которую получил титул герцога Ислийского. В июле 1846 года Бюжо оставил командование в Алжире из-за разногласий с французским руководством в вопросах управления колонией. За время его управления Алжиром количество французских колонистов возросло с 17 до 100 тысяч.
Во время февральской революции 1848 года Бюжо находился в Париже. Маршалу предлагали составить конкуренцию Луи Наполеону в борьбе за президентский пост, но он отказался. В 1848—1849 годах он командовал альпийской армией. Умер 10 июня 1849 года в Париже от холеры.

Пьер-Франсуа-Эжен Жиро - Писатель Гюстав Флобер

Гюста́в Флобе́р (1821 — 1880) — французский романист, первый писатель-модернист, отец реализма. Автор романов «Госпожа Бовари» (1856) и «Саламбо» (1862).
Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже, но бросил учёбу в 1843. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы расходовались им в интересах литературного творчества.
Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за оскорбление морали. Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857). Подготовительный период работы над романом «Саламбо» потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Третий роман «Воспитание чувств» (1869) оказался насыщен социальными проблемами. В частности, в романе описываются европейские события 1848 года. В 1877 году публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным. Блестящий стилист, по многу лет оттачивавший слог своих произведений, Флобер оказал огромное влияние на всю последующую литературу, привёл в неё ряд талантливых авторов, среди которых были Ги де Мопассан и Эдмон Абу. Сочинения Флобера были хорошо известны в России, о них сочувственно писала русская критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев, связанный с Флобером близкой дружбой; М. П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо».
Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта.

Франсуа-Николя-Огюст Фейен-Перрен - Ги де Мопассан

Ги де Мопасса́н ((1850—1893) — французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей.
Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в замке Миромениль около г. Дьеппа. Его отец — Гюстав де Мопассан, — принадлежавший к аристократическому лотарингскому роду, осевшему в Нормандии, взял в жены Лауру ле Пуатвен — девушку из буржуазной семьи. Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать, приятельница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а младший брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных. Проучившись недолго в семинарии, Мопассан, после изгнания из неё, перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлеченным поэзией и театральным искусством. В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе — поэтом и смотрителем руанской библиотеки и, особенно, с Флобером, который стал наставником юноши. Окончив лицей в 1869 году, и посоветовавшись с матерью и Флобером, отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Разразившаяся война нарушила все планы. Пройдя франко-прусскую кампанию простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием. Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными. Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 году вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Les soirées de Médan». Мопассан за одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: «Жизнь» (Une vie)(1883), «Милый друг» (Bel Ami)(1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (Pierre et Jean) (1888), «Сильна как смерть» (Fort comme la mort)(1889) и «Наше сердце»(Nôtre coeur) (1890), а равно как и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Под солнцем» (Au Soleil)(1884);«На воде» (Sur l’eau) (1888) и «Бродячая жизнь»(La vie errante) (1890). Эти произведения позволили Мопассану занять одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о Мопассане. По словам Эмиля Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и стал любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью. Жорж Леметр называет Мопассана писателем классическим. В России Мопассан в литературной среде издавна пользуется добрым расположением, благодаря почину Тургенева; он узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за графом Л. Н. Толстым. Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относится и сам Толстой, посвятивший характеристике его произведений целую статью в XIII томе собрания своих сочинений. По мнению Льва Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни». Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье писателя. Кроме того, Мопассан заболел тяжелейшей болезнью — сифилисом. С 1884 года он подвергается нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей. В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще. Смерть наступила от прогрессивного паралича мозга.

Hodges, Charles Howard -- Cornelis Apostool (1762-1844). Eerste directeur van het Koninklijk Museum, later Rijks Museum te Amsterdam, 1816-1834


Пьер Готро - Жан-Этьен-Мари, граф Порталис

Жан Этьен Мари Порталис (1746—1807) — известный французский юрист и государственный деятель; один из четырёх авторов проекта Гражданского кодекса французов в 1804 году.
До революции был адвокатом в Эксе. Выступал, в частности, в качестве защитника жены Мирабо, в её процессе с мужем. К революции Порталис отнесся весьма сдержанно: в 1790 г. он отказался принять звание комиссара короля для преобразования учреждений Прованса в новом духе, ссылаясь на старые вольности этой провинции, и удалился в деревню. Во время террора он был арестован; 9-е термидора возвратило ему свободу. Как член совета старейшин, он принадлежал к партии, враждебной директории. После переворота 18 фрюктидора он был приговорен к ссылке в Гвиану, по спасся бегством в Швейцарию и затем в Германию, где и оставался до 18 брюмера. При Наполеоне I он был комиссаром по составлению гражданского кодекса, членом государственного совета, сенатором, министром исповеданий.


часть первая здесь

часть вторая здесь

часть третья здесь




0_60c92_124c493e_M (293x300, 130Kb)

Серия сообщений "О знаменитых людях":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Помутнение рассудка и разорванное сознание
...
Часть 8 - Живопись - Мужской портрет или *История в лицах* (ч.2)
Часть 9 - Живопись - Мужской портрет или *История в лицах* (ч.3
Часть 10 - Живопись- Мужской портрет или *История в лицах* (ч.4)
Часть 11 - Вернисаж одной картины - Эжени Сервье
Часть 12 - Сатира от Андрея Аверьянова . на злобу дня . СказПроЕгора.

Рубрики:  живопись
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

горная_вода   обратиться по имени Суббота, 27 Июля 2013 г. 08:23 (ссылка)
Замечательный пост!!! С удовольствием прочитала, ну а портреты просто восхитительны!!!с благодарностью цитирую!!! Хороших тебе выходных дорогая!!!
Ответить С цитатой В цитатник
klassika   обратиться по имени Вторник, 06 Августа 2013 г. 13:11 (ссылка)
bca4fe68bd98
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку