-Цитатник

✨Лучшие песни Исаака Дунаевского - (3)

    Каких только собак не навешали на Исаака Дунаевского в пламенные годы перес...

Галерея лирических фотографий - (0)

Искусство фотографии. Фотограф Kай Гроссманн(Kai Grossmann) и его лирические работы. Кай Гросс...

Микромиры Gregory Grozos - (2)

Мы часто говорим, что в наших телефонах теперь помещается целый мир — благодаря интернету и...

С нами Шарль АЗНАВУР - (0)

Легенды музыки. Шарль Азнавур     ...

Как обрезать видео на компьютере: подробная инструкция - (2)

Обрезать видео на компьютере с Windows 10, 7 или 8 можно самыми разными способами. Для этих целей су...

 -Видео

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Каталог блогов Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии ирония
ирония
02:46 04.01.2021
Фотографий: 10
Посмотреть все фотографии серии Памятники, храмы, архитектура
Памятники, храмы, архитектура
00:19 02.01.2021
Фотографий: 12
Посмотреть все фотографии серии Путешествия
Путешествия
23:48 08.12.2020
Фотографий: 43

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сергей_Удачин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2011
Записей: 19012
Комментариев: 56302
Написано: 101361


Кокошник в изобразительном искусстве

Воскресенье, 07 Февраля 2021 г. 14:40 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda
Bo4kaMeda


01. Юнкер-Крамская, Софья Ивановна. 1866-1933
Боярышня в кокошнике
Россия, конец XIX - начало XX вв.
холст масло
70 х 57 см
Эрмитаж



Кокошники – праздничные головные уборы, отличающиеся гармонией формы и роскошью убранства. Название происходит от древнеславянского слова «кокошь», которым называли курицу-наседку и петуха. Украшение головы, по мнению историков, отражало идею неба, поэтому часто в него включались символические изображения солнца, Мирового древа и птиц – обитателей неба и вестников богов. Эти и другие образы были призваны оберегать молодых от напастей, способствовать прибавлению в семье и благополучию. Смысл таких изображений был аналогичен пожеланиям, высказанным во время свадьбы, где на невесту после венчания надевался кокошник. Богатство этого головного убора имело важное значение и в начале семейной жизни, ведь его полагалось носить до появления первого ребенка.



02. Неизвестный художник, сер. XIX в.
Портрет Екатерины II в кокошнике (копия)
1769-1772 гг.
Автор оригинала: Эриксен, Вигилиус. 1722-1782
холст масло
70 x 60 см
Эрмитаж




03. Неизвестный художник
Портрет Екатерины II в кокошнике. Не ранее 1790
Пастель
38 х 31
Коллекция Государственного Русского музея


На небольшом портрете, исполненном неизвестным художником пастелью на пергаменте, императрица изображена в серебряном парчовом сарафане с золотым шитьем, в красной душегрейке, отороченной соболем, с несколькими рядами жемчужного ожерелья, на голове бархатный кокошник с жемчугом и бриллиантами и белой фатой, в ушах жемчужные с бриллиантами серьги.

Современники отмечали, что Екатерина с самого начала своего восшествия на престол вносила в свой туалет элементы русского национального костюма. «Государыня придумала себе костюм похожий на старинный русский, с фатою и открытыми проймами на рукавах. Шуба на ней была с ожерельем из жемчуга в несколько рядов».

В основе иконографии Екатерины II – гравюра Уильяма Дикинсона (1773) по живописному оригиналу Вигилиуса Эриксена (1769–1772). Под портретом вмонтировано факсимиле письма Екатерины II к графу И. Г. Чернышеву (1726–1797): «Благодарствую граф Иван Григорьевич за усердное ваше поздравление с благополучным заключением мира. Я весьма сама сим обрадована. Пребываю доброжелательна. Екатерина 5 августа 1790 г.».

Императрица благодарит графа Ивана Григорьевича Чернышева, вице-президента Адмиралтейств коллегии, за поздравление с заключением 3 августа 1790 года Верельского мира и окончанием русско-шведской войны 1788–1790 г.



04. Венецианов А. Г. [1780, Москва - 1847, село Поддубье Тверской губ.]
Крестьянка Тверской губернии 1840
Холст, масло
67 x 50,5
Коллекция Государственного Русского музея


Эта работа – одновременно портрет конкретного лица и изображение обобщенного крестьянского типа. Венецианов писал крестьян, которых хорошо знал, но предпочитал встречающиеся среди русского народа северных губерний «правильные, строгие лица», напоминающие античные. Сдержанность и вместе с тем яркость цветового решения: белая рубаха, темно-красные повойник – головной убор замужних женщин, его носили в будни, тогда когда в праздники надевали кокошники; сарафан и зеленая листва, – все это подчеркивает жизненную достоверность образа. Картина относится к позднему периоду творчества Венецианова. Отличие от более ранних изображений крестьянок в большей проработанности деталей, едва уловимой сюжетности происходящего (молодая женщина опирается на изгородь, ожидая какой-то встречи).



05. Женский головной убор
Нижегородская губерния. XVIII век
Низание речным жемчугом и бисером
34,5 х 44,5
Экспонирование - Флигель Росси, Зал 2
Коллекция Государственного Русского музея


В Нижегородской губернии женщины носили большие серповидные кокошники. Поднизи кокошника (бахрома или сетка из жемчуга или бисера), спускающиеся на лоб и обрамляющие лицо, выполнялись способом "низания".



06. Праздничный женский головной убор - кокошник
Россия, XIX в.
хлопчатобумажная ткань, металлические нити, металл, стекло, галун, перламутр вышивка, сажение
38 х 39 см
Эрмитаж




07. Женский головной убор: кокошник
Россия, Костромская губергия, вторая половина XIX в.
лен, шелк, стекло, жемчуг, аметисты, серебро, медь вышивка
высота 18,5 см
Эрмитаж




08. Кокошник маскарадный Н. В. Безобразовой
Россия. Санкт-Петербург (?), 1903 г. (?)
шелк, парча, металлическая нить, бисер, стекло, искусственный жемчуг
вышивка, плетение
высота 14 см; D - 16 см
Эрмитаж


Результаты археологических исследований свидетельствуют, что кокошники имеют древнее происхождение. Так, на территории Тамбовской области в захоронении, датируемом VII в., был обнаружен головной убор типа кокошника. В погребениях домонгольской эпохи такого рода находок уже много. Головные уборы более позднего времени известны по изобразительным и литературным источникам. Побывавшие в Московии в XVI-XVII вв. англичанин Д. Флетчер и немец А. Олеарий описывают кокошники и повязки, которые носили состоятельные русские девушки и женщины. Все это доказывает непрерывность традиции бытования кокошников со времен Древней Руси до начала XX в.



09. Кокошник
Россия, Конец XIX - начало XX в.
нить шелковая, нить золоченая, стекло, ткань
длина 63 см
Эрмитаж




10. Головной убор-кокошник "головка"
Россия, Центральные губернии, первая половина XIX в.
шелк, хлопок, метал, стекло, перламутр, волос вышивка
23 x 16 x 14,5 см
Эрмитаж


Кокошники носили по всей России, включая Сибирь и Забайкалье. Они отличались разнообразием покроя и сложностью декоративной отделки, при исполнении которых требовалось знание профессиональных приемов. Эти головные уборы изготавливались в ремесленных мастерских или кустарями одиночками. Некоторые виды кокошников бытовали строго в пределах определенных территорий, зато другие можно было встретить в нескольких губерниях. Именно к таким относится так называемый московский кокошник. Его изображения встречаются на лубочных картинках, а также полотнах И. П. Аргунова и А. Г. Венецианова. Именно эта форма кокошника стала образцом головного убора кормилицы, служившей в богатых семьях. А. Н. Бенуа (1870-1960) вспоминает о своей молочной матери: «запомнился лишь ее полукруглый расшитый кокошник над высоким лбом, гладкие причесанные пряди волос и масса бус на белой рубахе». Этот же тип был использован при создании головного убора к «русскому» придворному платью.



11. Маскарадный головной убор: кокошник
Россия, Санкт-Петербург, 1903 г.
Комплекс: Маскарадные костюмы к балу 1903 г. в ознаменование очередной годовщины Дома Романовых
глазет, хлопчатобумажная ткань, муар, искусственный жемчуг, серебряная нить
шитье, вышивка
27,0 х 12 см
Эрмитаж



12. Женский головной убор: кокошник
Россия, начало XIX в. Олонецкая губерния
холст, ситец, металлическая нить, стеклянные бусы, блестки вышивка
10 х 15 см
Эрмитаж


Кокошник цилиндрической формы с плоским верхом, тыльной частью и треугольными лопастями на висках сохранил в названии старинное слово «кика». В рисунок его золотного шитья включены фантастические двуглавые птицы и символическое древо жизни в виде цветущего куста на вазоне. Кика новгородская («головка») бытовала в Новгородской и северо-западных уездах Тверской губернии. Если в XVII в. такие уборы носили представительницы боярского сословия, то в XVIII – XIX вв. – купчихи, состоятельные мещанки и крестьянки.

Для некоторых видов кокошников характерно наличие гребня, одна из форм которого – дуга с высокой твердой лицевой частью. Такие носили жительницы Мурома (Владимирской губ.). Тыл у таких головных уборов всегда мягкий, как правило, с богатой золотной вышивкой, с припуском на затылок и мешочком для волос.

Кокошники с местным названием «шишак» надевали в Торопецком уезде Псковской губернии. Верх убора делали из дорогих тканей – парчи, бархата или шелка, в виде облегающей голову мягкой шапки, заканчивающейся конусом. Иногда форму верха слегка изменяли. Особенностью таких кокошников были твердые шишки, плотно закрепленные на очелье. Их поверхность полностью покрывалась речным жемчугом или колотым перламутром. По поверью, количество шишек означало пожелание молодой жене родить столько же детей.



13. Кокошник
Россия, Санкт-Петербург, 1903 г.
парча, атлас, шелк, металлическая нить, канитель, искусственный жемчуг, блестки, стразы
плетение, вышивка
высота: 15,0 см; длина лент: 106,0 см
Эрмитаж




14. Кокошник
Россия, XIX в.
камка, холст, хлопчатобумажная ткань, позумент, металл, металлическая нить, шнур из металлических нитей
вышивка, ткачество, ручная работа
высота очелья: 8 см; ширина: 20 см
Эрмитаж


Многие кокошники включали в тыльную часть украшенный богатым узорочьем позатыльник, который подчас превращалась в чисто символическую деталь в виде узенькой полоски. Все кокошники сверху покрывались красивым покрывалом, фатой или платком.



15. Деталь кокошника - задник из малинового бархата
Россия, XVIII в.
бархат, холст, нить золоченая
вышивка гладью вприкреп
30,5 х 34 см
Эрмитаж





16. Донышко от кокошника
Россия, XVIII в.
холст шитье серебряное
17,8 х 17,5 см
Эрмитаж




17. Убор головной - передняя часть кокошника
Россия, XVIII-XIX вв.
лен, хлопок, шелк, металлическая нить, ткань вышивка
24,5 х 8 см
Эрмитаж




18. Кокошник (кика). II половина XVIII в.
Высота лицевой части: 22 см; высота очелья: 17 см; максимальная высота "шишек": 6 см; высота тыльной части: 25,5 см
Парча, набойка, колотый перламутр, льняной шнур, саженье
ГИМ




19. Кокошник. II половина XVIII в.
Ширина: 22 см; длина: 38 см; высота: 19 см
Узорный шелк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и х/б шнуры, низание
ГИМ




20. Кокошник. Конец XVIII в
Высота лицевой части: 30 см; тыльной: 24 см
Парча, ситец, золотный галун и бахрома, бисер, фольга, блестки, рубчатая шелковая лента с тканым узором, низание
ГИМ




21. Кокошник (кика).
Высота лобной части тульи: 14 см; навершье и тыльная часть: 27,5х16 см
Бархат, ситец, золотные нити, шнур и галун, цветные стекла, бисер, колотый перламутр, золотное шитье, низание
ГИМ




22. Кокошник.
Россия. Олонецкая губ., Каргопольский уезд
II-я половина XIX в.
Высота: 7,5 см; Высота: 11 см; размер верха: 20х14 см
Золотный галун, жемчуг речной, бисер, перламутровые плашки, белый шнурок, золотные нити, низание
ГИМ




23. Кокошник.
Шитье тульи I-й половины XVIII в.
Тулья: 18,5х18,5 см; высота околыша: 12 см; Высота: 8 см
ГИМ





24. Кокошник. Конец XVIII в.
Тулья: 18,5 х 18,5 см; высота околыша: 12,5 см; Высота: 6 см
Холст, ситец, золотные нити, золотное шитье
ГИМ





25. Кокошник.
Россия. Владимирская губ., г. Муром II-я половина XVIII в.
Тыльная часть: 38 х 35 см; высота лицевой части: 18 см; очелье: 8 см
Бархат, золотный галун и нити, фольга, цветные стекла, желтый металл, канитель, дутые бусины под жемчуг, колотый перламутр, золотное шитье, низание
ГИМ




26. Кокошник. Конец XVIII в.
Россия. Псковская губ., г. Торопец
Высота в тыльной части: 23,5 см
Ткань полушелковая, колотый перламутр, холст, низание
ГИМ




27. Сборник. Середина XIX в.
Россия. Вологодская губ.
Высота в лицевой части: 15 см; тыльная части: 25 см
Золотные нити, колотый перламутр, перламутровые плашки, дутые бусы, цветные стекла, ситец, золотное шитье, низание




28. Кокошник. Конец XVIII в.
Россия. Московская губ.
Околыш: 11х7 см; тулья: 23х27 см
Бархат, миткаль, золотные нити, блестки, золотное шитье




29. Боровиковский Владимир Лукич
Портрет торжковской крестьянки Христиньи. Около 1795
24 х 19.4
картон на холсте, масло
Третьяковская галерея, Зал 7


Торжковская крестьянка Христинья жила в доме друзей Боровиковского Львовых и была кормилицей их дочери. Христинья предстает перед зрителем в национальном костюме, на фоне прозрачно-голубого неба и зеленоватого занавеса. Живописец любуется нежным лицом, красочным нарядом: белой рубашкой, зеленым сарафаном, отороченным золотым позументом, малиновым кокошником. В живописи одежды и фона мерцают изумрудно-зеленые, сиренево-розовые, голубые и золотистые оттенки. Они придают изображению еще большую привлекательность, создавая впечатление поэтичности и изящества образа. С неподдельной искренностью и теплотой передает Боровиковский обаяние скромной и приветливой крестьянской женщины. Хотя портрет и выполнен с натуры, Христинья выглядит не столько реальной крестьянкой, сколько воплощенной мечтой художника-сентименталиста, последователя Карамзина, утверждавшего, что «и крестьянки любить умеют!»



30. Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет детей Волконских с арапом
146.1 х 124.1
холст, масло
Третьяковская галерея


На портрете изображены двоюродные сестры: княжна Елизавета Григорьевна (1838–1891), дочь гофмейстера князя Г. П. Волконского, и княжна Софья Дмитриевна (1841–1875), дочь гофмейстера князя Д. П. Волконского. Портрет вполне может быть назван парадным, ибо девочки, несмотря на юный возраст, изображены в придворных парадных платьях. Появление подобного костюма связано с Указом Николая I от 27 февраля 1834 года, вводившего специальную "форму" придворных платьев. Стремление демонстрировать в платьях народные национальные элементы привело к тому, что они стали украшаться золотым шитьем, а сам крой напоминал русское распашное одеяние далеких времен. Добавим к этому стилизованные "долгие" (длинные) рукава красного бархатного одеяния, и получится то, что иронически прозвали "офранцуженный сарафан". Стилизованный кокошник на голове пятилетней Елизаветы (вообще-то кокошник – женский крестьянский головной убор) подчеркивает, что придворная дама – всегда Дама, несмотря на возраст. Написанный в Петербурге после триумфального возвращения из Италии с итогом вдумчивой работы – картиной "Последний день Помпеи", портрет в очередной раз демонстрирует блистательное живописное мастерство Карла Брюллова


hermitagemuseum
ГИМ
tretyakovgallery
rusmuseumvrm

.
Рубрики:  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ В ДНЕВНИКЕ
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку