Цитата сообщения A-delina
"Вертикаль". В день памяти В.Высоцкого.
Лучше гор могут быть только горы - о фильме лучше не скажешь и, как все фильмы с Высоцким, "Вертикаль" очень искренний, даже пронзительный..
Жанр: Приключения. Режиссер: Борис Дуров, Станислав Говорухин. Актеры: Маргарита Кошелева, Геннадий Воропаев, Александр Фадеев, Георгий Кулбуш, Лариса Лужина, Бухути Закариадзе, Владимир Высоцкий, М. Анучринов, Л. Глисеев, Л. Кахилин, и др. Производство: СССР (1966). Длительность: 77 минут.
Лидер советского проката 1968 года. Такое кино помогает жить, как, впрочем, и песни Высоцкого, над которыми не властно ни время, ни пространство.
Группа альпинистов готовится к штурму непокоренной вершины Кавказа - пика Ор-Тау. Получив разрешение, они отправляются в путь. В палатке на леднике остались двое: врач и радист Володя (Владимир Высоцкий). Вскоре Володя в базовом лагере принимает радиограмму о надвигающемся грозовом циклоне. Связист группы получает сигнал только после того, как пройдены самые опасные места, и скрывает от остальных это сообщение. Тяжелейшее восхождение успешно завершилось, а непогода настигла смельчаков лишь на спуске...
В ролях
* Владимир Высоцкий — Володя
* Геннадий Воропаев — Геннадий
* Лариса Лужина — Лариса
* Георгий Кульбуш — Ломов
* Маргарита Кошелева — Рита
* Александр Фадеев — Никитин
* Бухути Закариадзе — Виссарион
Съёмочная группа
* Авторы сценария: Сергей Тарасов, Николай Рашеев
* Режиссёры: Станислав Говорухин, Борис Дуров
* Оператор: Альберт Осипов
* Художник: Михаил Заяц
* Композитор: Софья Губайдулина
* Автор и исполнитель песен: Владимир Высоцкий
В фильме звучат следующие песни:
* Песня о друге
* «Свои обиды каждый человек…»
* Вершина («Здесь вам не равнина, здесь климат иной…»)
* Баллада об альпийских стрелках («Мерцал закат, как сталь клинка…»)
* Прощание с горами
Также для фильма была написана песня «Скалолазка», но она в фильм не вошла.
Для Владимира Высоцкого "Вертикаль" стала фильмом судьбоносным, ибо миллионы людей, уже хорошо знакомых по магнитофонным записям с его песнями, впервые узнали, что, во-первых, Высоцкий поёт не только про мелких и крупных нарушителей закона, но интересуется и другими темами, а во-вторых, что сам он – актёр, а не представитель блатного мира. (Правда, рассказы о его уголовном прошлом ходили ещё долгие годы и проникли даже за рубеж – газета "Нью-Йорк Таймс", например, даже в некрологе (выпуск от 26 июля 1980 г.) указала, что в юности Высоцкий сидел в лагерях, но тут уж ничего не поделаешь, – однажды родившись, легенды живут долго.)
Судьба киноактёра в какой-то степени подобна судьбе золотоискателя – без участия Его Величества Случая не обойтись. Пусть по всем параметрам и по любому счёту "Вертикаль" – картина более чем посредственная, но для Высоцкого участие в ней стало огромной удачей, ибо сделало его узнаваемым не только по голосу, но и в лицо.
Оператор фильма В.Козелов: "Это всё было на моих глазах. На "Вертикаль" его (Высоцкого, – М.Ц.) привезли, я делал пробу. Там на эту роль нужен был бард. И чего-то Осипова (главный оператор фильма "Вертикаль", – М.Ц.) не было на студии. Привезли Высоцкого. Говорухин мне говорит: "Быстро сними как-нибудь. Мне надо показать его худсовету". Никто ж не видел, как он выглядит. Я взял "конус", быстро выскочил на угол операторского цеха – там труба торчит в катакомбы. Он так опёрся о трубу, и я его снял. Без грима и даже без звука. Он что-то рассказывал, из-за шума камеры я не мог понять что. Я даже с рук снимал, без штатива. Быстро проявили, показали худсовету. Они утвердили".
По словам Е.Седых, члены худсовета никаких претензий к песням Высоцкого с самого начала не имели. Это противоречит воспоминаниям сценариста И.Менджерицкого.
"Это было у меня на глазах, что называется. Там такие были дебаты по поводу песен Высоцкого! Они размножили тексты и всех, в том числе, меня, заставляли читать эти тексты. Говорили с большой иронией: "Давайте будем обсуждать эту поэзию..."
Любопытная деталь содержится в коротких воспоминаниях редактора "Вертикали" В.Решетникова:
"Песни, как правило, были вполне законченными, слова отточенными, и если мне, как редактору, какое-то слово не нравилось, приходилось довольно упорно с автором спорить. На изменения Высоцкий шёл неохотно, но если удавалось его убедить, он соглашался.
Меня не устраивало четверостишие: "Отставить разговоры! Вперёд к тем облакам! Ведь это наши горы, Они помогут нам!"
"Володя, – говорю ему, – я бывший военный, привык воспринимать команду "Вперёд!" конкретно, топографически, поэтому "вперёд к тем облакам" принять не могу...
Высоцкий сперва заартачился, потом уставился в текст, подумал.
"Пожалуй, ты прав. А если сделаем так: "Отставить разговоры! Вперёд и вверх, а там...""
С.Стреженюк- "Когда фильм был уже готов, оказалось, что там на девять частей приходится одиннадцать песен Высоцкого. Я сказал ему: "Володя, надо снять пару песен, а то получается концерт". Высоцкий обиделся, он был очень самолюбивый человек, но мы на коллегии сняли всё-таки две песни..."
..."Ещё одна песня должна была быть. В одной из сцен звучат несколько строчек: "Люди, падая, бьются об лёд. Гололёд на Земле, гололёд...", – вспоминала Л.Лужина. – Он эту песню пытался написать, исполнил две-три строчки... И дальше она у него не пошла".
Л.Лужина- "Скалолазку" вырезали из картины. Худсовет придрался: мол, у вас в фильме один Высоцкий, что-нибудь убирайте, иначе картину не выпустим. Пришлось выбирать. Ведь все остальные песни скреплены драматургией картины, а эта скорее – лирическое отступление. Жалко, что она не вошла в фильм, сцена была снята необыкновенно красиво. Володя пел мне её в палатке. Мы были вдвоём, все ушли на восхождение. В это время опустилось облако и разделило нас. А Володя в этой сцене песней "объяснялся" мне в любви".
С момента создания "Вертикали" прошло более сорока лет!