Источник
Шаль крючком - (0)...
Пуловер. Спицы - (0).
Пуловер ZODIAC - (0)Пуловер Zodiac, разработанный Эрикой Найт - это элегантный пуловер, полный интересных дет...
Красивый пуловер со структурным узором и косами - (0)Вязаный пуловер с воротником стойкой и красивы...
Мидзухики |
Сегодня мы познакомим вас с “хорошо забытым” новым видом японского рукоделия – мидзухики. Мидзухики – это почти что макраме, но макраме изящное, одухотворённое и очень стильное. Японцы сумели дать плетению макраме новое направление за счёт добавления тонких металлизированных нитей и минималистичности плетения.
Мизухики – это декоративные узлы, которые плетутся из крепкой тонкой бечевки, спрессованных бумажных шнурков, сделанных из традиционной бумаги васи (Washi – одна из самых крепких бумаг в мире). Нити могут быть накрахмалены, покрыты шелком или специально обработаны.
Узлы мидзухики являются частью японского этикета и служат для украшения, имея при этом определенное значение и смысл.
В видео ролике ниже донецкая рукодельница рассказывает о мидзухики подробнее.
Что потребуется для плетения узлов-мидзухики?
Сначала потребуется самое главное – желание! Стоит чего-то захотеть и приложить некоторые усилия, как всё получится. Самой главной трудностью в нашей стране является отсутствие тех самых шнуров, из которых делаются узлы и узоры, но попробовать найти им замену можно. Также можно попытаться отыскать эти шнуры в китайских магазинчиках или магазинах восточных аксессуаров – вдруг да повезёт! Что потребуется ещё? Будут необходимы следующие элементы: ножницы; клей; плоские щипцы; кернер (инструмент, предназначенный для наметки точек на рабочей поверхности, в данном случае – на шнурах); другие вспомогательные инструменты, которые, как Вы считаете, могут пригодиться.
На первый взгляд кажется, что все узлы одинаковые и плетутся совершенно непонятным образом, но если разобраться, то плести узоры оказывается очень просто, нужно только немного терпения и усидчивости. Назначение же узлов также становится интуитивно понятным.
Для чего служат мидзухики, где используются и когда их можно встретить?
По-японски «узел» звучит как «мусуби» и учитывая многозначность японского языка может означать гораздо больше, чем просто узелок из витого шнура. Словом «мусуби» можно обозначить так же семейные узы и узы дружбы, деловое партнёрство и свежеподписанный контракт – в каждом из приведённых примеров «мусуби» означает что-то своё, но в то же время есть и общее, коим является связь между участниками того или иного процесса.
Так и в искусстве мидзухики узел, красиво завязанный вокруг коробки с подарком, означает связь между дарителем и одариваемым и японцы чрезвычайно ценят значение того или иного узла и трепетно относятся к уместности той или иной композиции.
Мизухики часто встречается при свадебной церемонии, используется в украшении стола, на кимоно, подвенечном платье, в виде заколки на волосах невесты и т.д.
Мизухики вручаются в качестве награды за победу в конкурсах или викторинах.
Мизухики им украшаются конверты, сделанные из Washi. такие конверты преподносятся, чтобы передать хорошие пожелания, благодарность или сочувствие.
Мизухики даются клиентам в известных гостиницах, с намеком на их возвращение.
Мизухики изготовляются для борцов Сумо и для традиционных японских театральных актеров Кабуки.
Мизухики могут использоваться для Hina-Matsuri (Фестиваль Девочек), Tango-no-Sekku (Фестиваль Мальчиков) и в новогоднем художественном оформлении.
Мизухики может просто играть роль красивого произведение искусства.
Мизухики используется как декор для Noshi. Noshi – это формальный подарок с декоративно свернутой бумагой Washi, с приложенной к ней вереницей мизухики.
Чуть ниже вы найдёте галерею схем для плетения мидзухики, а в следующих уроках мы расскажем, что можно сделать с использованием этих изящных японских узлов.
Несколько особенностей вручения мидзухики.
Как уже говорилось, на свадьбу молодым принято дарить деньги в конвертах, завязанных глухим узлом мусуби-кири из красных и белых либо из золотых и серебряных нитей (предполагается, что раз завязанные семейные узы больше развязывать не придется). Кстати сказать, и в речах на свадьбе не принято использовать такие внешне безобидные слова, как “снова” или “опять”, ибо в них содержится намек на возможность повторения столь уникального события. Поэтому многие гости, измученные подобного рода условностями, заранее пишут свои поздравления и потом зачитывают их с разной степенью артистичности.
Что касается самих денежных пожертвований, то можно, конечно, принести их непосредственно на свадьбу, но традиция предписывает вручать конверты с деньгами заранее, скажем, за неделю, а лучше за месяц до бракосочетания. Интересно, что в базовых благопожелательных надписях на конвертах с деньгами сохраняются региональные различия: в большинстве районов страны на конвертах, как правило, пишут “Многие лета”, но в районе Осаки и на острове Сикоку – “Поздравляем со свадьбой!”
Рождение ребенка отмечается вручением счастливым родителям конвертов с деньгами, завязанными “узлами-бабочками” из алых и белых либо из золотых и серебряных нитей (намек на то, что такое дело неплохо бы и повторить). Деньги принято дарить в течение месяца после появления на свет малыша.
Поступление в университет, окончание оного, достижение совершеннолетия отмечаются сразу после этих радостных событий денежными презентами, украшенными “бабочками” из белых и красных нитей.
С Запада пришла в Японию традиция праздновать “золотые” и “серебряные” свадьбы. Разумеется, в эти дни юбиляры среди прочих получают также денежные подарки, которые им приносят в конвертах, перевязанных алыми и белыми, либо золотыми и серебряными нитями, завязанными теми же “бантиками”.
Собственно юбилеи в Японии тоже, конечно, отмечаются, но, как говорится, в свое время. Здесь местная традиция пока оказывается сильнее пришлой: если на Западе юбилейный возраст кратен 10 или, в лучшем случае, 5 годам (50, 55, 60…), то в Японии юбилеи – это 61, 70, 77, 80, 88, 90 и 99 лет. Каждая из этих дат имеет свое красивое японское название и некое философское обоснование. Так 61 год называется канрэки, дословно – “возвращение к началу истории”: имеется в виду, что человек завершил в своей жизни 60-летний цикл и – о радость! – пошел на новый круг. Возраст 88 лет называют “рисовым долголетием” (бэйдзю), поскольку иероглиф “рис” напоминает по начертанию записанное иероглифами число 88. О 99-летнем патриархе говорят как о человеке, достигшем возраста “белого долголетия” (хякудзю) – здесь обыгрывается тот факт, что 99 – это почти 100, а по-японски иероглифы “белый” и “сто” читаются одинаково – хяку, да и по форме отличаются только одной чертой…
В любом случае за несколько дней до знаменательной даты, в крайнем случае – накануне ее, юбиляры получают конверты, перевязанные красно-белыми “бабочками” в знак того, что им желают праздновать подобные события еще не раз.
“Бабочки” украшают также денежные подарки по случаю Нового года, новоселья или окончания перестройки дома, счастливого избавления от болезни, дары “на посошок” уезжающим в отпуск друзьям, “подъемные” ослабевшим в летнюю жару и многие другие презенты.
Печальные моменты, связанные с окончанием земной жизни, отмечаются с помощью простых белых конвертов, перевязанных “глухими” узлами мусуби-кири или “улитками”, которые сплетены либо из черных и белых, либо только из серебряных нитей. При этом свободные концы нитей обычно минорно смотрят вниз. Такие узлы используются для того, чтобы “исключить” повторение подобных событий в будущем.
Как делают шнуры для мидзухики.
Как уже говорилось, шнуры-мидзухики делают из традиционной японской бумаги васи, которая делается вручную из сердцевин кустарников kozo, gampi и mitsumata. Особенностью такой бумаги является более плотное плетение, которое достигается за счёт переплетения более длинных волокон. Бумага васи таким образом не только плотнее привычной нам «западной бумаги», но и самая плотная вообще в мире.
Раньше шнуры-мидзухики также делались вручную, но в последнее время наладили их механизированное производство. Разумеется, шнуры, сделанные заводским способом, уступают по качеству шнурам, изготовленным вручную. Сделанные ручным способом шнуры куда более упруги и лучше сворачиваются в петли, тогда как заводские шнуры прогибаются под собственным весом, а при плетении узлов на них образуются изломы.
Бумагу васи режут на полоски и скручивают вместе таким образом, чтобы вдоль её можно было разорвать сравнительно легко, а поперёк – как можно сложнее. Затем из бумаги начинают скручивать непосредственно шнуры. Процесс это чрезвычайно трудоёмкий, так что машины в этом плане сильно помогают человеку. Свитые шнуры сматывают в мотки и смачивают водой, после чего их начинают потихоньку разматывать, одновременно натягивая. В натянутом положении на шнуры наносят клей из водорослей и прочёсывают, за счёт чего шнуры становятся тоньше, а бумага внутри них сильнее пропитывается клеем.
Далее шнуры вывешиваются на просушку – по этой причине процесс производства шнуров всегда осуществляется в солнечную погоду. После просушки следует чрезвычайно важный этап – шнуры полируют и окрашивают, причём окраску шнуров, сделанных вручную, доверяют только опытным мастерам.
Просушенные и окрашенные шнуры чрезвычайно прочны и готовы к применению в самых разных областях деятельности. Окрашиваются же шнуры в самые разные цвета, число которых достигает двухсот оттенков.
Шнуры-мидзухики из Иида отличаются особым шелковистым блеском и прочностью – именно благодаря этим качествам продукция местных мастеров пользуется огромным и заслуженным успехом.
Краткая история появления мизухики.
*Началось все с того, что в период Azuka (607 году н.э.) японский император вручил китайскому делегату подарок – коробку с красно-белым оформлением на крышке, означавший “безопасную поездку”. После этого появилась традиция выполнять подарки в подобном красно-белом оформлении.
*В период Heian, это художественное оформление стало известным как Mizuhiki. Аристократия, придворные, монахи эпохи Хэйан были просто обязаны уметь складывать изящные фигурки из тонкой рисовой бумаги.
*Позже в период Edo в Японии (1611-1869) глава Самураев, в районе Iida, теперь в префектуре Нагано, приказал, чтобы его воины Самурая изучили ремесло Mizuhiki, чтобы носить Motoyui на голове в виде зонтика. Получалось крепко и водонепроницаемо.
*Период Meiji (1869-1914), который следовал за периодом Edo, является периодом, известным некоторыми как “начало современной Японии”. Конец периода Edo – это упадок Самурая и с этим требование на Motoyui. Однако мастера Iida, используя знание, которое они приобрели за столетия, решили разносторонне развить своё мастерство.
*И, впоследствии, в период Showa (1926-1989), были уже развиты различные способы “ткать” Mizuhiki.
Они стали использоваться в основном только для украшения и торжественных событий.
В статье использованы материалы с сайтов: leit.ru, botinok.co.il и других.
Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру
Рубрики: | Вязание/*техники, мотивы, др. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |