В.А. Бачинин
- Альтернативные формы христианской духовности в России
К существующим в России альтеративным разновидностям христианской культуры следует относить разнообразные по своим проявлениям богоискательские движения евангельского и старообрядческого характера, сторонники которых пребывали в оппозиции по отношению к русской православной церкви и создавали и отстаивали свои формы религиозно-духовной жизни и культуры.
Раскол и возникновение старообрядческой религиозной культуры
Расколом традиционно называют разделение внутри русской православной церкви в середине 17-го в., вызванное реформой, проведенной патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича.
В 1649 г. Никон воспринял от иерусалимского патриарха Паисия идею приоритета священства над царством, а также мысль о необходимости унификации православной богослужебной практики, о приведении ее к единому греко-византийскому образцу.
Сторонники реформы полагали, что она была необходима в виду начинавшегося постепенного исторического разворота России к цивилизованной Европе. Требовалось сгладить существовавшие различия между киевско-украинским православием, ориентированным на византийско-константинопольские традиции, и православием московско-русским, имевшим ряд отличий от византийских образцов.
Реформа носила всеобъемлющий характер и радикально изменяла многие стороны религиозно-церковной жизни. Кроме того, она проводилась при помощи крайне жестких, авторитарно-насильственных средств. Ее результатом явился раскол: наряду с реформированной, новообрядской, официальной, поддеживаемой властями православной церковью образовалась воспротивившаяся реформированию, старообрядская церковь.
Православные разделились на "никониан" и старообрядцев ("староверов", "раскольников"). Новообрядская церковь получила всестороннюю поддержку российского государства, обрела фактический статус государственной церкви, а с ним множество властных прерогатив, политических и экономических преимуществ. Старообрядская церковь стала объектом гонений со стороны церковных и светских властей.
Современные авторы отмечают, что ряд исследователей старообрядчества отдают предпочтение термину "староверие", поскольку для русских старообрядцев-староверов была важна верность не столько "старому обряду", сколько "старой вере". Крестьяне, дорожившие "старой верой", либо устраивали демонстративные самосожжения, либо покидали обжитые места и уходили целыми деревнями в сибирские и северные леса, укрывались в отдаленных скитах.
Власти отвечали старообрядцам яростными гонениями и казнями. После того как Соловецкий монастырь, ставший оплотом староверов, претерпел восьмилетнюю осаду и был взят войсками, казни подверглись несколько сотен человек. Старообрядская церковь была названа виновницей раскола и оказалсь в оппозиции по отношению не только к новообрядской церкви, но и к официальной государственности и ее институтам. Это заставило ее перейти на полулегальное положение. Если старообрядцы уединенно отправляли свои религиозно-культовые потребности, власти милостиво соглашались не обращать на это внимание. Но малейшие попытки открыто заявить о своих религиозных, социальных, правовых или политических притязаниях встречали жесткую, агрессивную реакцию представителей официальной церкви и государственной власти.
Среди старообрядческого движения обозначились несколько направлений-церквей, которые сами староверы называли "толками". Образовалась церковь так называемых "поповцев", считавших, что необходимо иметь собственных священников, а для этого следует оставлять сан за теми священнослужителями, которые пришли к ним из официальной, новообрядной церкви. Другая часть старообрядцев верили в близость конца света, в пришествие антихриста, в исчезновение истинного священства и утрату благодати новообрядной церковью со всеми ее иерархами, начиная с Никона. Они исключили из богослужений все обряды, которые прежде выполняли священники и дьяконы и их стали называть "беспоповцами".
Вл. С. Соловьев (статья "О русском народном расколе") увидел в старообрядчестве черты, сближающие его с европейским протестантизмом. В глазах философа староверие "является протестантизмом местного предания, подобно тому, как у немцев явился протестантизм их личного убеждения".
Западное протестантство и русское старообрядчество явились стихийно вспыхнувшими формами религиозно-гражданской активности. Через них обнаружились и энергично заявили о себе ростки раннего гражданского общества в Европе и России. Через них массы пытались отстаивать перед лицом сомкнувшихся сил государственности и официальной церковности свои естественные права и свободы и в первую очередь право на духовный поиск, на свободу вероисповедания.
За несколько веков существования старообрядчества в России сложился особый социокультурный тип христианина - русского раскольника-старовера. Его основные отличительные особенности: 1) склонность к самостоятельным размышлениям над религиозно-церковными вопросами, к собственному поиску, исследованию сложных проблем; 2) любовь к теологическим спорам, дискуссиям; 3) своеобразно ориентированная авторитарность, выражающаяся в преданности ряду признаваемых авторитетов и в способности к устным сражениям с теми, кто их не признает; 4) неподкупность, бескомпромиссность, готовность идти до конца в отстаивании своих религиозных убеждений. Примечательно, что Достоевский, давший одному из своих главных героев фамилию Раскольников, действительно наделил его всеми теми качества, которые присущи психологии и ментальности русских раскольников. Но при этом направленность его личностных свойств обрела под влиянием определенных социальных обстоятельств совершенно иной, противоположный христианству, деструктивный характер.
Статистические данные 19-го в. свидетельствуют, что в 1860-е гг. численность староверов в России колебалась в пределах от 8,5 до 9,3 млн. человек, что составляло около 10% всего населения страны. Каждый шестой православный в России был старовером. В конце 19-го в. общее число русских староверов достигало уже 13-ти млн. человек. Они составляли свой особый социокультурный мир со своими духовными, культурными традициями, нравами, обрядами, жизненной философией, моралью, литературой, искусством. В начале 20-го в. в российской экономике важную роль играли крупные фабриканты, предприниматели, купцы, являвшиеся старообрядцами.
В настоящее время в России и за ее пределами функционируют несколько крупных старообрядческих церквей. Это, во-первых, Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкая), возглавляемая митрополитом Московским и всея Руси, насчитывающая 250 приходов в России, Украине, Белоруссии, Казахстане. Во-вторых, это Древлеправославная Церковь ("беглопоповцы"), возглавляемая архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси, имеющая 60 приходов в России и странах СНГ, а также 4 прихода в Румынии. В-третьих, это Древлеправославная Поморская церковь (брачные беспоповцы), имеющая более ста проиходов. И, в-четвертых, это Христиане древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского, федосеевского согласия (федосеевцы), имеющие своим центром Московскую Преображенскую общину. В 1997 г. возник Старообрядческий исследовательский центр, занимающийся разработкой богословских и религиозно-истороических проблем. Учрежден журнал "Древлеправославный вестник".
Ценность старообрядчества как одной из форм социокультурной, религиозно-гражданской жизни русского народа в том, что оно "накопило огромный опыт отношений со светскими властями, не разделяющими его религиозных верований. Основным принципом отношений старообрядчества к государству и российскому обществу всегда были сохранение гражданской лояльности, уважение к закону, патриотизм в сочетании с неизменностью своего вероисповедания.
Эта позиция проистекала из общих мировоззренческих установок, религиозно-философских представлений старообрядчества. Ее можно охарактеризовать как "противление злу ненасилием", умение отстаивать свою веру, свое существование, не переступая определенных границ.
В императорской России старообрядчество оказалось совершенно невосприимчивым к попыткам втянуть его в революционную противогосударственную деятельность. И после установления атеистической власти в старообрядчестве не возникло никаких политизированных течений... Староверие показывает, что для Православной Церкви, православных христиан возможен иной способ существования, без втягивания в политические отношения, но с сохранением гражданской лояльности. Духовный опыт староверия может рассматриваться как пример того, что Православие не только на словах, но и на деле способно быть свободным от политических страстей, не делаясь ни врагом, ни слугой светских властей независимо от того, выступают ли власти в роли гонителя или покровителя верующих" (М. О. Шахов). Характерно, что собственно старообрядческая литература всегда игнорировала социальные, политико-правовые вопросы, полностью сосредоточившись на богословских проблемах.
Источние
|