-Метки

2012 akiani gary oatesm scoan андреас херманн антисемитизм артур кац б. грисенко бен вайт билл джонсон боб джонс бобби коннер брак брат лоренс бреннан мэннинг в.а. бачинин виденье гиганты д. вилкерсон давид херцог деннис крамер дерек принс дети и бог дж. леклер джон пол джексон дневник духовность женщина живопись израиль исцеления книги колетт тоач кэти отс лес д краус лидеры майк бикл марк и пэтти вёрклер миссионеры мисти эдвардс молитва мэри бакстер небеса нефелимы обучение общение с богом откровение патрисия кинг песни питер вагнер поклонение призвание проповедь пророки пророчество ральф хау ренди димейн рик джойнер рик реннер роберт хайдлер рут эстер слово на неделю -12 слово на неделю-10 служения смит вигглсворт статьи стефани херцог стихи сьюзен о\'марра т.д. джейкс ти би джошуа тора уззия уроки фаат янбулат х.а. бейкер хартвиг хенкель церковь эд сильвозо элияѓу ки-тов

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Марина_НК

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

власть верующего воля и водительство божие духовный израиль единая церковь - невеста излияние духа израиль корни христианства в иудаизме мессианство служение ангелов современное состояние церкви тора

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.06.2011
Записей: 721
Комментариев: 59
Написано: 834


Альтернативные формы христ. духовности в Роcсии

Вторник, 16 Октября 2012 г. 23:06 + в цитатник

 



В.А. Бачинин
- Альтернативные формы христианской духовности в России



К существующим в России альтеративным разновидностям христианской культуры следует относить разнообразные по своим проявлениям богоискательские движения евангельского и старообрядческого характера, сторонники которых пребывали в оппозиции по отношению к русской православной церкви и создавали и отстаивали свои формы религиозно-духовной жизни и культуры.
Раскол и возникновение старообрядческой религиозной культуры


Расколом традиционно называют разделение внутри русской православной церкви в середине 17-го в., вызванное реформой, проведенной патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича.
В 1649 г. Никон воспринял от иерусалимского патриарха Паисия идею приоритета священства над царством, а также мысль о необходимости унификации православной богослужебной практики, о приведении ее к единому греко-византийскому образцу.
Сторонники реформы полагали, что она была необходима в виду начинавшегося постепенного исторического разворота России к цивилизованной Европе. Требовалось сгладить существовавшие различия между киевско-украинским православием, ориентированным на византийско-константинопольские традиции, и православием московско-русским, имевшим ряд отличий от византийских образцов.
Реформа носила всеобъемлющий характер и радикально изменяла многие стороны религиозно-церковной жизни. Кроме того, она проводилась при помощи крайне жестких, авторитарно-насильственных средств. Ее результатом явился раскол: наряду с реформированной, новообрядской, официальной, поддеживаемой властями православной церковью образовалась воспротивившаяся реформированию, старообрядская церковь.

Православные разделились на "никониан" и старообрядцев ("староверов", "раскольников"). Новообрядская церковь получила всестороннюю поддержку российского государства, обрела фактический статус государственной церкви, а с ним множество властных прерогатив, политических и экономических преимуществ. Старообрядская церковь стала объектом гонений со стороны церковных и светских властей.

Современные авторы отмечают, что ряд исследователей старообрядчества отдают предпочтение термину "староверие", поскольку для русских старообрядцев-староверов была важна верность не столько "старому обряду", сколько "старой вере". Крестьяне, дорожившие "старой верой", либо устраивали демонстративные самосожжения, либо покидали обжитые места и уходили целыми деревнями в сибирские и северные леса, укрывались в отдаленных скитах.

Власти отвечали старообрядцам яростными гонениями и казнями. После того как Соловецкий монастырь, ставший оплотом староверов, претерпел восьмилетнюю осаду и был взят войсками, казни подверглись несколько сотен человек. Старообрядская церковь была названа виновницей раскола и оказалсь в оппозиции по отношению не только к новообрядской церкви, но и к официальной государственности и ее институтам. Это заставило ее перейти на полулегальное положение. Если старообрядцы уединенно отправляли свои религиозно-культовые потребности, власти милостиво соглашались не обращать на это внимание. Но малейшие попытки открыто заявить о своих религиозных, социальных, правовых или политических притязаниях встречали жесткую, агрессивную реакцию представителей официальной церкви и государственной власти.
Среди старообрядческого движения обозначились несколько направлений-церквей, которые сами староверы называли "толками". Образовалась церковь так называемых "поповцев", считавших, что необходимо иметь собственных священников, а для этого следует оставлять сан за теми священнослужителями, которые пришли к ним из официальной, новообрядной церкви. Другая часть старообрядцев верили в близость конца света, в пришествие антихриста, в исчезновение истинного священства и утрату благодати новообрядной церковью со всеми ее иерархами, начиная с Никона. Они исключили из богослужений все обряды, которые прежде выполняли священники и дьяконы и их стали называть "беспоповцами".

Вл. С. Соловьев (статья "О русском народном расколе") увидел в старообрядчестве черты, сближающие его с европейским протестантизмом. В глазах философа староверие "является протестантизмом местного предания, подобно тому, как у немцев явился протестантизм их личного убеждения".

Западное протестантство и русское старообрядчество явились стихийно вспыхнувшими формами религиозно-гражданской активности. Через них обнаружились и энергично заявили о себе ростки раннего гражданского общества в Европе и России. Через них массы пытались отстаивать перед лицом сомкнувшихся сил государственности и официальной церковности свои естественные права и свободы и в первую очередь право на духовный поиск, на свободу вероисповедания.

За несколько веков существования старообрядчества в России сложился особый социокультурный тип христианина - русского раскольника-старовера. Его основные отличительные особенности: 1) склонность к самостоятельным размышлениям над религиозно-церковными вопросами, к собственному поиску, исследованию сложных проблем; 2) любовь к теологическим спорам, дискуссиям; 3) своеобразно ориентированная авторитарность, выражающаяся в преданности ряду признаваемых авторитетов и в способности к устным сражениям с теми, кто их не признает; 4) неподкупность, бескомпромиссность, готовность идти до конца в отстаивании своих религиозных убеждений. Примечательно, что Достоевский, давший одному из своих главных героев фамилию Раскольников, действительно наделил его всеми теми качества, которые присущи психологии и ментальности русских раскольников. Но при этом направленность его личностных свойств обрела под влиянием определенных социальных обстоятельств совершенно иной, противоположный христианству, деструктивный характер.

Статистические данные 19-го в. свидетельствуют, что в 1860-е гг. численность староверов в России колебалась в пределах от 8,5 до 9,3 млн. человек, что составляло около 10% всего населения страны. Каждый шестой православный в России был старовером. В конце 19-го в. общее число русских староверов достигало уже 13-ти млн. человек. Они составляли свой особый социокультурный мир со своими духовными, культурными традициями, нравами, обрядами, жизненной философией, моралью, литературой, искусством. В начале 20-го в. в российской экономике важную роль играли крупные фабриканты, предприниматели, купцы, являвшиеся старообрядцами.
В настоящее время в России и за ее пределами функционируют несколько крупных старообрядческих церквей. Это, во-первых, Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкая), возглавляемая митрополитом Московским и всея Руси, насчитывающая 250 приходов в России, Украине, Белоруссии, Казахстане. Во-вторых, это Древлеправославная Церковь ("беглопоповцы"), возглавляемая архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси, имеющая 60 приходов в России и странах СНГ, а также 4 прихода в Румынии. В-третьих, это Древлеправославная Поморская церковь (брачные беспоповцы), имеющая более ста проиходов. И, в-четвертых, это Христиане древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского, федосеевского согласия (федосеевцы), имеющие своим центром Московскую Преображенскую общину. В 1997 г. возник Старообрядческий исследовательский центр, занимающийся разработкой богословских и религиозно-истороических проблем. Учрежден журнал "Древлеправославный вестник".
Ценность старообрядчества как одной из форм социокультурной, религиозно-гражданской жизни русского народа в том, что оно "накопило огромный опыт отношений со светскими властями, не разделяющими его религиозных верований. Основным принципом отношений старообрядчества к государству и российскому обществу всегда были сохранение гражданской лояльности, уважение к закону, патриотизм в сочетании с неизменностью своего вероисповедания.
Эта позиция проистекала из общих мировоззренческих установок, религиозно-философских представлений старообрядчества. Ее можно охарактеризовать как "противление злу ненасилием", умение отстаивать свою веру, свое существование, не переступая определенных границ.

В императорской России старообрядчество оказалось совершенно невосприимчивым к попыткам втянуть его в революционную противогосударственную деятельность. И после установления атеистической власти в старообрядчестве не возникло никаких политизированных течений... Староверие показывает, что для Православной Церкви, православных христиан возможен иной способ существования, без втягивания в политические отношения, но с сохранением гражданской лояльности. Духовный опыт староверия может рассматриваться как пример того, что Православие не только на словах, но и на деле способно быть свободным от политических страстей, не делаясь ни врагом, ни слугой светских властей независимо от того, выступают ли власти в роли гонителя или покровителя верующих" (М. О. Шахов). Характерно, что собственно старообрядческая литература всегда игнорировала социальные, политико-правовые вопросы, полностью сосредоточившись на богословских проблемах.


В.А. Бачинин,
профессор, доктор
социалогических наук
www.christianidea.org>


Источние
 

 

Серия сообщений "НАСЛЕДИЕ":
Часть 1 - Элияѓу Ки-Тов - Книга нашего наследия (гл.2)
Часть 2 - Элияѓу Ки-Тов - Книга нашего наследия
Часть 3 - Альтернативные формы христ. духовности в Роcсии
Часть 4 - История евангельского движения в России

Серия сообщений "В.А. Бачинин":
Часть 1 - Альтернативные формы христ. духовности в Роcсии
Часть 2 - История евангельского движения в России

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку