После поста Дуделки, сопелки, звучалки.... о всяческих дудочках сразу вспомнилась легенда о Крысолове. По меткому выражению автора этого поста КЛИМ1, захотелось вслед за крысами и детьми прогуляться за знаменитым дудочником из Гамельна , только не исчезая конечно.
Гамельнский Крысолов является известнейшим из немецких сказочных образов во всём мире. Легенда переведена почти на 30 языков и включена в школьную программу во многих странах мира.
Легенда о крысолове в самом известном варианте читается так: однажды город Гамельн подвергся крысиному нашествию. Никакие ухищрения не помогали избавиться от грызунов, наглевших с каждым днём вплоть до того, что стали сами нападать на кошек и собак, а также кусать младенцев в люльках. Отчаявшийся магистрат объявил о награде любому, кто поможет избавить город от крыс. «В день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня», появился «одетый в пестрые покровы флейтист». Неизвестно, кем он был на самом деле и откуда появился. Получив от магистрата обещание выплатить ему в качестве вознаграждения «столько золота, сколько он сможет унести», он вынул из кармана волшебную флейту, под звуки которой все городские крысы сбежались к нему, он же вывел околдованных животных прочь из города и утопил их всех в реке Везере.
Магистрат, однако же, успел пожалеть о данном им обещании, и когда флейтист вернулся за наградой, отказал ему наотрез. Музыкант через какое-то время вернулся в город уже в костюме охотника и красной шляпе и вновь заиграл на волшебной флейте, но на этот раз к нему сбежались все городские дети, в то время как околдованные взрослые не могли этому помешать. Так же, как ранее крыс, флейтист вывел их из города — и утопил в реке (или, как гласит легенда, «вывел из города сто и тридцать рожденных в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали»)..
Ещё позднее этот последний вариант был переделан: нечистый, притворившийся крысоловом, не сумел погубить невинных детей, и перевалив через горы, они обосновались где-то в Трансильвании, в нынешней Румынии.
Вероятно, несколько позднее к легенде было добавлено, что от общего шествия отстали два мальчика — устав от долгого пути, они плелись позади процессии и потому сумели остаться в живых. Позднее, якобы, один из них ослеп, другой — онемел.
Ещё один вариант легенды рассказывает об одном отставшем — хромом ребёнке, который сумел вернуться в город и рассказать о произошедшем. Именно этот вариант положил позднее в основу своей поэмы о Крысолове Роберт Браунинг.
Третий вариант рассказывает, что отставших было трое: слепой мальчик, заблудившийся в пути, ведший его глухой, который не мог слышать музыки и потому избежал колдовства, и, наконец, третий, выскочивший из дома полуодетым, который, устыдившись затем собственного вида, вернулся и потому остался жив.
Но будем надеяться, что Крысолов всё же он привёл детей в страну радости и счастья. Такая версия тоже имеется.
С тех пор минули века, но легенда продолжает жить в памяти современного города Гамельн.
По воскресеньям действие легенды разыгрывают перед дворцом Бракосочетаний. В спектакле играют и дети, и взрослые.
Hameln
Хамельн, устаревшее написание Гамельн, реже Гаммельн (нем. и н.-нем. Hameln) — небольшой городок в Германии, в земле Нижняя Саксония с населением в 56 тыс.человек.
Ратуша
Старый город
Гамельн. Около 1662 г.
В средние века Гамельн разбогател на торговле хлебом, который выращивали на окрестных полях; это получило отражение даже в древнейшем городском гербе, на котором изображены были мельничные жернова. С 1277 года, то есть за год до времени, указываемого легендой, он превратился в вольный город. Полагают, что именно зависть соседей к богатому купеческому Гамельну во многом обусловила изменение первоначальной легенды, так что в неё был добавлен мотив обмана, которому подвергся герой со стороны местных старшин
Дом Крысолова
Дом Крысолова. Гамельн Остерштрассе, 28, фасадом на Бунгелозенштрассе
Дом получил своё название из-за того, что во время ремонта, проводившегося в XX столетии, была найдена знаменитая табличка с историей похищения детей крысоловом, которая затем была вызолочена и вновь прикреплена к фасаду.
Надпись на балке Дома Крысолова (Гамельн) гласит:
«В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали.»
Сейчас в нём гостиница и ресторан. Конечно же, в нём все связано с любимой городской легендой. Можно посетить «Комнату флейтиста», «Гамельнскую комнату» или «Крысиную нору». Посетители рассматривают вырезанную из дерева группу скульптур, изображающую Крысолова, выводящего детей из города. Блюда меню имеют экзотические и колоритные названия, например, «Крысиный хвост», «Шнапс крысолова», «Обед для флейтиста».
Улица Молчания, на которой запрещено музицировать, плясать и веселиться, так как именно по этой улице вёл за собой детей коварный флейтист. Правило это далеко не шуточное, даже свадебные кортежи не ездят по улице Молчания.
Приезжающих в город, прямо на вокзале встречает панно, на котором изображён легендарный крысолов. К центру ведут указатели, имеющие форму крысиного силуэта. Есть рядом с ратушей и фонтан Крысолова, с фигурами детей и флейтиста, ещё один фонтан по той же тематике находится на самой Остерштрассе.
На Дворце Бракосочетания есть механические часы, и вот три раза в сутки, они разыгрывают небольшой спектакль: из дверки появляется флейтист и уводит за собой крыс и детей. В другое время часы исполняют песню Крысолова и песню реки. Такими часы стали в 1964 году, и они исправляют легенду, по их версии всё заканчивается хорошо, флейтист получают свою плату и дети остаются живы.
В городе скульптур крыс, наверное, не меньше, чем в Санкт-Петербурге львов. Они очень разные, можно встретить особи в цветочках и узорах. Местное законодательство разрешает каждому горожанину купить один квадратный метр земли в городе для того, чтобы украсить это место статуей крысы, разрисовав её на своей вкус.
Маленькое расследование легенды о Крысолове
Во первых, свидетельства о том, что Гамельн в 1284 году пострадал от чумы, отсутствуют в местных хрониках, появляясь в оных лишь в период 1348-1350 годов - как раз тогда, когда и во всей остальной Европе свирепствовала «черная смерть». Отсюда вывод - крыс в городе действительно истребили.
Якобы упоминание этой истории есть в в документах - так называемый "Люнебургский манускрипт!»
Речь идет о документе, созданном как раз в XIII веке. Однако стоит копнуть поглубже, и выяснится: Люнебургских манускриптов известно как минимум два.
Так вот, в том из них, который создан в XIII веке нет ни слова о губителе крыс и детей.
В Люнебургском манускрипте (около 1440-1450 годов), написанном без малого спустя 200 лет после легендарного события упоминается: «В году 1284, в день святых Иоанна и Павла, 26 июня, волынщик, облаченный в разноцветные одежды, обольстил 130 детей, рожденных в Гамельне, и вывел их на Коппен, где они пропали».
Тут странно все. И пестрота одеяния героя - в противовес традиционным черным облачениям странствующих крысоловов. И термин «обольстил» вкупе с упоминанием довольно глухого местечка Коппен близ Кальварии - излюбленной в те годы вотчины преступников всех мастей. И всякое отсутствие упоминания о крысах, профессии «обольстителя детей», его мести скаредному главе магистрата.
Почтовая открытка
Отсутствие достоверных исторических сведений о Гамельнском крысолове порождает многочисленные версии относительно этой легенды.
Одни современные немецкие исследователи полагают, что речь может идти даже о «средневековом серийном педофиле», чарующей музыкой заманившем детишек Гамельна в свои сети.
Другие настаивают на версии, что в указанной легенде сокрыт сакральный смысл: дескать, Крысолов - всего лишь собирательный образ, архетип смерти.
Третьи и вовсе полагают, будто в легенде зашифровано послание о трагической судьбе участников Крестового похода детей.
Четвертые предпочитают сугубо местный колорит, ища доказательства того, что странный волынщик был всего лишь организатором так называемого остзидлунг - переселения немцев, колонизировавших в те времена Восточную Европу.
Связь с «Крысоловом» могла возникнуть из-за повторяющихся в те времена нашествий крыс, которых уничтожали крысоловы, но конечно же реальными для того времени методами, а не как в легенде. Оба события могли срастись в легенду и так передаваться из поколения в поколение.
немецкая почтовая марка
Хочется справедливости ради всё же объяснить основную причину нашествия крыс. В средневековой Германии кошек в какой-то момент стали считать перевоплощением ведьм, участвовавших в шабашах, а потому - с подачи инквизиции - почти полностью их истребили, подобно тому, как это случилось уже на нашей памяти с несчастными мурками в маоистском Китае (там считали, будто они своим «Мяу!» глумятся над именем «великого кормчего»). К XIV веку некогда многочисленное племя кошачьих было истреблено в Германии практически повсеместно. А не истребляли бы кошек и Крысолов бы не потребовался! Правда и с Крысоловами тоже обращались как с кошками, считая их подручными дьявола. Обвинить в колдовстве было намного проще, чем расплатиться за выполненную работу.
В общем, совершенно не понятно, чем бы жил город Гамельн, если б не это происшествие, случившееся в нём более 725 лет назад.