За радость испокон веков страданьем платит мир. — Лейтмотив «Песни о нибелунгах», почти буквальное повторение слов строфы
Песнь о Нибелунгах
Истинным сокровищем признается народный эпос: сказания, легенды, мифы. Они передают историю народа, его самобытность, традиции, хранят его мудрость. Одним из интереснейших литературных культурно-исторических наследий Германии является древнее произведение – народная поэма «Песнь о Нибелунгах», состоящая из 39 частей – авентюр.
Самые первые упоминания об этом произведении датируются 12 веком, а впервые опубликована «Песнь о Нибелунгах» была в конце 18 века. В поэме повествуется о земле полусказочных маленьких человечков, которые владели подземными сокровищницами. Вот их и называют нибелунгами. «Песнь о Нибелунгах», как и большинство народных произведений, о любви всесильной, порой несчастной и немного трагической.
Главными героями поэмы «Песнь о Нибелунгах» являются Зигфрид и Кримхильда. Зигфрид – прекрасный и сильный юноша, сын короля Зигмунда, с юности прославившийся многими подвигами. Услышав о том, что в Бургундии живет Кримхильда – красавица и умница, Зигфрид решает просить ее руки и отправляется в Вормс. Немало подвигов ему придется совершить, прежде чем он увидит прекрасную Кримхильду и сможет на ней жениться, не обойдется в их жизни и без жестокой и коварной соперницы, Брюнхильды, жены брата Кримхильды Гунтера. В 16 авентюре «Песни о Нибелунгах» Зигфрид погибает от рук одного из вассалов Хагена, и
Кримхильда оплакивает возлюбленного на протяжении 13 лет. Только из мести к коварному Хагену Кримхильда вновь выходит замуж за короля гуннов Этцеля. Немало приключений, войн и противостояний возникает на пути Кримхильды, которая в конце отрубает голову Хагену, убийце своего любимого мужа Зигфрида.
В итоге погибает и сама прекрасная Кримхильда, последняя из нибелунгов, которой так и не суждено было узнать, где хранятся сокровища. Таков конец произведения «Песнь о Нибелунгах».
Культурная и историческая ценность «Песни о Нибелунгах» очень велика и соизмерима с таким произведениями как «Илиада» Гомера, «Смерть о полку Игореве», «Божественная комедия» Данте. Бережно хранит германский народ память о своих предках, своей истории. Ежегодно в Вормсе проходит Фестиваль Нибелунгов, одной из неизменных традиций которого является театрализованная постановка поэмы «Песнь о Нибелунгах». http://www.web-globus.de/articles/rozhdenie_i_razvitie_germanskogo_gosudarstva
Песнь о Нибелунгах и русы
Предлагаем вашему вниманию несколько любопытных фактов о хронологии упоминания русов в исторических документах. Это небольшой отрывок из книги историка А. М. Шарымова. Вряд ли подобные отрывки из исторического исследования предлагаются в школьном курсе истории...
Средневековая «Песнь о Нибелунгах», созданная в ХIII в., рассказывает, что свою свадьбу с Кримхильдой, вдовой нидерландского князя Зигфрида, Аттила (в «Песне» он назван Этцелем) сыграл в самом сердце Европы — Вене. В Авентюре (главе) ХХII, которая названа «О том, как Кримхильда обвенчалась с Этцелем», описан съезд на их свадьбу гостей с coceдниx с «империей Аттилы» земель:
То на дыбы вздымая своих коней лихих,
То снова с громким криком пришпоривая их,
Скакали русы, греки, валахи и поляки,
Бесстрашием и ловкостью блеснуть старался всякий.
Из луков печенеги — они там тоже были —
Влет меткою стрелою любую птицу били.
Вослед за их шумливою и дикою ордою
Бойцы из Киевской земли неслись густой толпою 26).
Несложный расчет позволяет установить дату «литературной свадьбы» Аттилы с Кримхильдой — 425 г. Дата эта важна для того, чтобы понять: именно 425-м годом датируется первое в европейской литературе упоминание имени «русы».
При этом важно, что автор «Пeсни», в отличие от многих прежних и современных историков, упоминает «русов» отдельно от «бойцов из Киевской земли»: от поднепровских славян-полян. Русы тут — не киевляне и вообще не славяне. Это — вполне независимо существующий этнос.
Иными словами, в сознании средневекового автора «Песни» русы начали самостоятельное от славян хождение во времени не позднее первой четверти V в.
Реально это было, конечно, сильное забегание вперед. Киев в 425 г. еще не существовал. Поляки как нация сложились в IХ столетии. Первое летописное упоминание о печенегах, появившихся в южно-русских степях, относится к 915 г. Автор «Песни» забежал вперед аж на пять веков.
А упоминание «русов» имеет тут сугубо поэтический характер и, кроме того, относится, видимо, не к северной, а все к той же южной руси, рyxс-асам.
Вероятно, к 420-м гг. можно отнести начало правления легендарного словенского князя Вандала, упомянутого в Иоакимовской летописи.
Сын Вандала, Владимир, стал героем скандинавской саги о Тиндреке Бернском, в кoтоpoй действует также — как сугубо литературный, конечно, то есть вполне легендарный, герой — и Аттила, с которым сражается Владимир.
|