Славянские обереги из лаптей и глиняной посуды. |
Славянские обереги для домашних животных.
Обратимся к вопросу о материале для изготовления изучаемых «оберегов».
Использованная крестьянская обувь нередко выступала в качестве одного из элементов амулетов.
Чаще всего функции последних рассматривались в связи с поверьями о таком персонаже русской демонологии, как «домовой» («дворовой»).
Согласно мифологическим представлениям русских данный представитель «нечистой силы» выступал в образе старика с длинными волосами и бородой, одетого в крестьянские штаны, рубаху и ветхие лапти.
Считалось, что он следит в отсутствие хозяина на дворе за состоянием животных, и, при необходимости, кормит и охраняет их.
Для «заведения» домового в крестьянских дворах Владимирской губернии вешали его любимую обувь – поношенные лапти («ошметки»), количество которых нередко достигало в одном дворе 10-20 пар.
В Мышкинском районе Ярославской области было распространено следующее поверье:
«Во дворе вешали под нашесть к курицам лапоть плетеной. А над воротами икону вешали – Хозяина звали. Кто этого не сделаёт, у того скотина падёт…Дворовой на дворе живёт. Не пондравится ёму чего – скотина болеёт.
Кто для нёго икону вешал, а у нас против самыех ворот над курицам лапоть висел. Я раз спросила у мамы: «Для чего?» – «Для дворового!».
В приведённом тексте, раскрывающем роль «дворового» как покровителя домашних животных, обращает внимание мотив использования в качестве «приманки» для «духа» не только лаптя, но и иконы, функции которых в данном случае являлись тождественными.
Для сооружения амулета лапти могли использоваться вместе с другими предметами.
Так, в Костромской губернии начала XX в., чтобы домовой не портил скотину, в хлеву сооружали «Бога», состоявшего из поношенного лаптя и разбитого горшка. В лапоть клали куриный помёт и затем приглашали домашнего духа: «Вот тебе, дедушка, Бог, яму молися, а над скотиной не дурися».
Известно, что в Рыбинском уезде Ярославской губернии для того, чтобы защитить куриц от беспокойства, доставляемого «куриным дворовым хозяином кикимором», во дворе вешали худой лапоть и «рыло», отколотое от рукомойника или «топника»-горшка, в котором топили масло.
Любопытно в приведённом поверье упоминание «кикимора». Действительно, «кикимора» (название нередко употреблялось в мужском роде «кикимор») являлась одним из персонажей русских верований.
Материалы этнографии XIX – начала XX вв. говорят об амбивалентном характере образа данного представителя «нечистой силы». С одной стороны, кикимору считали «злым» домовым7, представляли существом в виде старухи, занимающейся по ночам прядением и «портящей» домашних животных8. В других местах расселения русских, например, в Пошехонском уезде Ярославской губернии, она выступала супругой домового, нередко оказывающей помощь женщинам в домашних делах.
По нашему мнению, лаптей и глиняной посуды обнаруживает связь с обрядами «перевода» домового из старого дома на новое место.
Приведем их описания в регионах Верхневолжья в XIX – начале XX вв.:
«При переходе на новое место, на старый двор ходят с лаптем и ведут в нем домового»;
«…старшая в семье женщина брала из печи угли, клала их в новый горшок и со словами «батюшка домовой, пожалуй на новоселье» несла их в новый дом, где и высыпала в новую печь; горшок тут же разбивался.
За первой женщиной шли другие члены семейства с петухом и кошкой».
В связи с использованием глиняной посуды в дворовых амулетах обратим внимание на следующий факт.
Известно, что в Ростовском уезде Ярославской губернии для предупреждения «заразы» скота, во дворах над нарисованными крестами вешались «кувшинчики» с дёгтем и ладаном (каждого в количестве «не более и не менее одного фунта»), которые должны были постоянно перемешиваться.
Интересно в этом случае наличие регламентации исполнения обряда: церемонии выбора места для описанного устройства («Надобно…измерять вдоль и поперёк весь двор и на самой средине двора начертить крест») и количества помещаемых веществ («не более и не менее одного фунта»).
С другой стороны, обратим внимание на факт использования здесь апотропейных веществ (дёгтя и ладана) и символов (креста). Названные факторы позволяют характеризовать данный обряд как магический.
А.В. Киселёв Амулеты в русских дворовых постройках Верхневолжья XIX-XX вв.
Рубрики: | Славянское наследие |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |