Чурка — это деревянное изображение предка (чур, щур, пращур).
Древние славяне почитали чуров как охранителей дома и поэтому называли их домовыми.
Домовые описаны множество раз. Обычно он представал в виде маленького старичка с длинными волосами, седой бородой и в шапке.
Накануне переезда в новый дом хозяева предлагали сменить жилище и домовому. Для этого в темный угол ставили лапоть, помещали в него фигурку чура и говорили:
«Хозяйнушка, господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество».
Потом замешивали обрядовое тесто (два фунта белой муки, два яйца, две ложки сахару, полфунта масла, две щепотки соли), а утром относили в новый дом, взяв с собой лапоть с фигуркой и кошку.
Кошку отпускали осваивать жилье, наблюдая за ее поведением, чурку ставили на полочку в красном углу, где позднее заняли свое место иконы, лапоть прятали в чулане, а из теста пекли первый хлеб.
По тому, насколько он удался, люди определяли, как они будут жить. На третий день накрывали стол и созывали гостей, ставя один лишний прибор для домового.
В кружку домового наливали мед (позднее - водку, вино), а хлеб, исключая две горбушки, делили на всех.
Одну горбушку прятали и хранили, как оберег, завернув ее в платок. Вторая предназначалась для до мового. Ее трижды солили, втыкали в мякоть серебряную монету и клали на полку с чуркой или на печь.
Рядом с горбушкой ставили кружку домового, полную до краев. При этом произносили такие слова:
«Хозяин- батюшка, сударь-домовой, меня полюби да пожалуй, мое добро береги, мою скотину береги, мое угощение прими и вина отпей из полной чаши».
Затем кланялись девять раз и преподносили в подарок домовому кошку:
«Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор».
Через три дня смотрели, отведал ли домовой угощение. Если чашка была пуста или хотя бы пригублена, это считалось хорошим знаком, в противном случае всю процедуру повторяли до девяти раз.
В последующем ритуал кормления фигурки домового выполняли каждое первое число месяца.