-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в дубыня

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 4743


Каменная книга (Књизи дубина)

Четверг, 14 Июня 2012 г. 15:09 + в цитатник

Прежде чем перейти собственно к каменной книге следует упомянуть о мироустройстве глазами славян.

 Весь вольный свет представлялся подобием яйца:
 Скорлупа это небосвод, является дном для вод небесного Море-Окияна.

 В центре находится гора (собственно небо и называется Горой, Вырием, Сваргой, Буяном), на вершине золотой (железный) камень (кол,прикол) - Полярная звезда. Полярная звезда это и есть легендарный камень Алатырь, под которым если его сдвинуть находится нора (сокрытое, клад, родник, матка). 

Ала́тырь — мифоним. Бел горюч камень в русском фольклоре, обычно находится в море Окиане (на его берегу) или на острове Буяне. В записях XIX—XX в. известен также в формах: Алабор, Алабырь, Алатр, Балатырь, Златарь, Латарь, Латер, Латырь, Латыш, Олатырь. В рукописях второй четверти XVII в. зафиксирована форма ωлатер. Встречаются названия: Янтарь — камень, белый (синий) камень, Кип-камень, Китра, золотой, железный камень и др.

Рядом с золотым камнем ходит Лось, Конь (Малая Медведица), и кружит Змей, Дракон, Див-грифон (в сказках к камню закрывающему проход в волшебный мир героев приводит Змей). Большая Медведица называемая Коло (круг, повозка, воз (что с воза упало, то пропало), клубок) это видимо тот самый волшебный клубок (шар), что приводит героев в тридевятое царство.

 7 дочерей Небесного царя - Волосыни (созвездие Плеяд), или иначе Бабы, Рожаницы, Волосожилища
 Чертоги Велеса находятся прямо за Полярной звездой (за сдвинутым золотым камнем), души уходят туда, отправляясь в Последний Путь (ср. последнее путешествие шаманов). Соответственно Рожаницы (Волосыни) перевозят на Тот Свет души умерших на Возу, и привозят оттуда души тех кому суждено родиться.

Этот Свет представлялся верхней частью "желтка"(Земли), а Тот Свет его изнаночной стороной в нижней части.

 Путешествовать волхву приходилось по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний мир, Землю и все 7(9) небес.

Мировое Древо сравнивали с громадным раскидистым дубом. Однако, на этом дубе зреют не желуди а души людей, животных, насекомых, птиц, растений, а в корнях дуба зреют души нежити (нечисти).

А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом , в Океане небесных вод есть остров Буян, и на нем живут первопредки всего живого: Дед, "старший" олень, "старший" волк и т.д.

 Славяне полагали , что именно на небесный остров улетают  осенью перелетные птицы.

 На этом острове сосредоточены все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; тут обретаются и змея, всем змеям старшая и большая, и вещий ворон, всем воронам старший брат, который клюет Огненного Змея, и птица, всем птицам старшая и большая, с медным клювом и железными когтями, и пчелиная матка, всем маткам старшая.

На острове Буяне лежит громоносный змей, гнездится птица-буря и роятся пчелы-молнии, посылающие на землю медовую влагу дождя: так обожествляли наши предки явления природы, одушевляя их прекрасными, поэтическими образами. По народному мнению, от обитателей острова Буяна произошли все земные птицы, насекомые и гады.

 По свидетельству заговоров, на том же острове восседают и девы Заря Утренняя и Заря Вечерняя, и сам Перун, который гонит в облачной колеснице с громом по небу великий дождь. И всемерный (всемирный) дуб растет тут, и тоски, наводящие любовь в сердце молодцев и девиц, и старики-мудрецы, способные дать ответ на любой вопрос, и железный сундук (кладинец, колодец, камень) стоит, в котором хранятся чародейные сокровища, помогающие герою одолеть зло. Сюда обращался древний славянин со своими мольбами, упрашивая богов, победителей зимы и создателей летнего плодородия, исцелить его от ран и болезней, даровать ему воинскую доблесть, послать счастье в любви, на охоте и в домашнем быту.

 Считается, что у славян земным воплощением (земной пуп) небесного острова (небесный пуп) был священный для всех славянских племен остров Рюен(Руян), позднее с ходом онемечивания населения названный Рюген. Гора Триглав, которая находится там, олицетворялась в образе камня Алатыря.

Книги Гълубинныя упоминаются во множестве, основой же служит Каменная книга. Если разбирать все варианты стихов о гълубинных книгах, то видится что это книги глубины небесной, описывающие связи Неба и Земли, пути-дорожки по которым проходят мытарства души в посмертии.

 Выпадение золотых предметов в святодни повсеместно имело почитание у славян, многие в поворотное время сутками напролёт созерцали глубину небесную надеясь узреть в чистом небе лики богов и предков святых. Ночной порой созерцали Златарь-камень из-под которого как почиталось несут исток все воды небесные, а от них и земные. Звездопад (метеоритный дождь )виделось как падение небесных (духовных) предметов.

 Почему книга изначально называлась Каменной? В одном из вариантов гълубинного стиха упоминается что потому Латырь камень всем камням мати (отец, пуп), потому что на нём бог беседовал с учениками, и этим веру основал на камне, что пошла по всей земле книгами, и потом заснул на нём охватив руками.

В действительности Каменная книга это сакральное устройство мира, и комплекс мифологем, высеченные на камнях святилища (петроглифы пещер, прибрежных скал и камней).

Аналог можно встретить на других сакральных предметах - например бубнах, жезлах шаманов, праздничной одежде, узорочье иных предметов в жилых и нежилых помещениях, на похоронной атрибутике.

***

Убрана драматическая форма характерная для поздних текстов, таких как духовный стих, характерная особенность которых - диалог. Оставлено только эпическое повествование, с выделением из множества вариаций духовного стиха "Гълубиная книга" чисто языческих моментов.

 Как во том ли Море-Окияне, Да на том ли острове Буяне,
 От самого ли Латырь-камня, Выходила на свет Книга Каменна.
 Сия книга есть не малая, Долиною книга со небесную высь,
 Шириною книга во земную ширь, Толщиною книга во земную глубь.
 И умом той книги не сосметити, И очами той книги не обозрити:
 Велика Книга Каменная!

 Читать книгу - не вычитать, По листам ходить - не исходить книги,
 На престол взложить - не взложить книги, На руках держать - не сдержать книги.
 Писал книгу на камне сам Сварог, А читал ту книгу волхв-видовит,
 Читал ровно три года, Прочитал во книге три листа.

 На ту на славу на великую, Ко той ко Книге Каменной,
 Соходилося много, соезжалося, Во единой круг становилося:
 Сорок славных князей да бояринов, Сорок вещих людей да со знатцами,
 Сорок земских селян да со старцами.

 Никто ко книге не приступится, Никто ко Божьей не пришатнется.
 Они думали-гадали как с Книгою быти, Как её открыти;
 Сама Книга открывалася, Сама на вопросы объявлялася.

 
Комментарий: С помощью этой книги Сварог (от Сверзь-бездонное пространство, бесконечность) может обозревать три мира, отсюда именуется Триглавом; так и волхвующий должен уподобляться Сварогу путешествуя по трём мирам с помощью Каменной Книги (Карта Духа). В сказочных сюжетах Книга предстаёт ковром самотканным, на котором всё Царство, т.е. весь белый свет виден.

Зачался белый вольный свет от самого естества Сварога:
 Заря утренняя и вечерняя от бровей его, Солнце праведно - от очей его,
 Светел Месяц - от темечка, Тёмная ночь - от затылечка,
 Звёзды частые - от волос его, Ветры буйные - от дыхания,
 Белый день - от хождения богова, Сине море и реки - от кровей его.

 От того у нас в земле громы пошли - от глагол пошли от боговых,
 Дробны дожди с тучами - от бани божьей, Тёмны леса - от гребней божьих,
 Горы и камни - от костей его, Облака - от дум его.

 От того зачались души волхвов да знатцев - от головы Сварога,
 От того зачались души князей да бояр - от рук и телес Сварога,
 От того зачались души земские - от бёдер да коленей Сварога.

Бел царь над царями царь. Потому что есть у него Правда Русская,
 Область его превеликая над всей землёй,  Над всей землёй над вселенною.
 Свято-Русь земля всем землям мати. Стоят на ней храмы святые,
 Держат они Славу богов, самого Сварога Царя Небесного.

 Окиян-море всем морям отец, Латырь-камень всем камням отец.
 Во нём, во Окияне, Латырь-море пуп морской (Латырь-камень).
 Охватило Окиян-море всю землю.

 Текут из-под Латырь-камня воды рек целебные, питающие, по всей земле.
 Встают с Латырь-моря тучи тёмно-грозные, Как с под той тучи тёмно-грозныи,
 Прольют дожди часты дробныи,По всей земле, по Святой Руси.

Рьян.

Рубрики:  Славянское наследие/Мифология
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

макошь311   обратиться по имени Суббота, 16 Июня 2012 г. 15:49 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку