КУПАЛО |
«Бог Купало (Купала) – одно из немногочисленных древнеславянских божеств, имя которого дожило до наших дней и сохранило сущность языческого почитания природы и неразрывного единения с ней, не взирая на прибавление во времена христианства имени Иван – Иван Купало.
Купало знаменует собой день летнего солнцестояния. Праздник отмечается ночью, как проводы самого длинного дня. В эту ночь от «живого огня» зажигается священное кострище, через которое люди прыгают, очищаясь огнем, и омываются водой в реке или озере. Танцуют, поют, приносят бескровные жертвы богам, выбирают суженых, ищут заветные травы на лугах и в лесах.
Купало – славянский бог Чистоты и Здоровья. В текстах «Велесовой Книги» отмечается, что «Купало- Бог правит мытницами всяческими и омовениями (ВК., дощ. 38-А).
То есть, основным значением является слово «купание», «очищение».
Чистота духовная и физическая настолько почиталась у древних славян, что была возведена до уровня культа, поскольку следовать пути Прави, приближаясь к Богам и Пращурам, может лишь чистый человек. «Только молясь богам, имея чистыми душу и тело, будем жить с Праотцами нашими, в Богах сливаясь в единую Правду». (ВК, дощ.1).
Соблюдение обряда купальской чистоты – мови - было одним из законов Сварога, который предписывал ежедневно – утром и вечером – творить молитву и совершать омовение. Это объемное психофизическое деяние обозначалось коротким словом «мовь». «Мы должны, как отцы наши, очищаться молитвой на мови и мыться, творя молитву о чистоте души и телес своих. Ибо Сварог установил те омовения,
и Купалец на них указал, и мы не смеем этим пренебрегать» (ВК, дощ.26).
Не случайно в договоре князя Олега с греками (907г.) на предмет обеспечения русских купцов в греческой земле хлебом, вином, рыбой и овощами, вторым из важных пунктов является мытье в бане, - «да творять имъ мовь, елико хотять».
То есть греки должны были предоставлять русам возможность мыться, сколько те захотят.
А то, что русы издавна любили не просто мыться, а совершать своеобразный ритуал очищения с хлестаньем веником, парной и обливанием холодной водой, свидетельствует апостол Андрей, который, согласно «Повести временных лет», побывал в Новгороде и с удивлением рассказывал: «Дивную видел я землю Словенскую, проходя через которую видел бани деревянные, которые весьма накаляют, и
раздеваются донага, и обливаются мытелью, берут веники, и начинают хлестаться.
И так себя изобьют, что едва живые вылезают, и обольются студеной водой, и опять оживают. И так делают всегда, никто их не мучит, но мучают сами себя, творя не мытье себе, а мучение».
Но, как говорится, что для грека – мучение, то славянину – удовольствие.
Ведь почитание Купалы – это физическое здоровье и нравственное совершенство.
Это забота о сохранении Рода и достойном потомстве.
На санскрите слово «купата» обозначает «солнце». То есть, Купало – действительно пик летнего солнцестояния, когда две основные стихии – Вода и Солнце (Огонь) – взаимодействуют друг с другом, даруя гармонию очищения. Именно поэтому Купало причисляется к солнечным богам славянского пантеона: «Высшие наши владетели только Хорс и Перун, Яр, Купало, Лад и Дажьбог.
Изображается он « в венце, который возлежит на голове его, сплетенный из зеленых веток, цветов и плодов» (ВК, дощ.8).
Реконструкция древнеславянского аграрного календаря позволила установить, что Купало приходил в мае, когда прогревалась вода в реках и озерах, и начинался купальный сезон. Этот месяц так и назвался – Купало. Он был третьим после Белояра и Ладо (марта и апреля) и самым радостным месяцем весны. Это пора солнечной активности, пора цветения и начала плодоношения, прекрасная пора расцвета жизни, торжества любви, здоровья, силы.
Пик Купалы приходился на летнее солнцестояние («макушка лета») и отмечался 23-24 июня в соответствии с природным календарем.
В этот день все природные стихии набирали максимум солнечной жизнеутверждающей силы и приобретали магические свойства. Люди очищались огнем и водой, искали в лесах заветные травы. С пригорков пускали горящее просмоленное колесо, - знак того, что с этого дня Солнце начинает катиться к зиме.
В дополнение образа Купалы хотелось бы вновь обратиться к «Велесовой книге», где этот бог упоминается в связи с конкретными историческими событиями.
Речь идет о времени, когда греки захватили побережье Черного и Азовского морей и разрушили славянские святыни, в том числе и особо почитаемые храмы Сурожи. Произощло это в YII в. по христианскому летоисчислению. Славяне стали «сирыми и нищими» и на протяжении двух сотен лет не имели сил «пойти на рать и мечами вернуть землю свою, отбив ее у врагов». В этот непростой для Руси момент к славянам приходит бог Купало и призывает их «стать гордыми и чистыми душой и телом», стать «достойными славы отцов» (ВК, дощ.21).
Он посылает доброе предзнаменование в виде расцветшей среди зимы лозы.
«Этому есть знамение, что у Днепра расцвела лоза зимой. Это Купало предсказал нам знамением победу над врагами» (ВК, дощ.28).
В этих строках Купало предстает не только «прекрасным веселым богом изобилия», но и побуждает славян к действию, напоминая об исполнении обряда очищения души и тела, как необходимого условия для победы над неприятелем. Активная жизнеутверждающая позиция Купалы в трудный час направляется на усиление воинского духа и укрепление физического тела.
Таким образом, «Велесова книга» дополняет известные доныне функции Купалы новыми, но не противоречащими ему качествами. И в этом еще одно подтверждение подлинности древнеславянских текстов, записанных кудесником отцом Хорыгой на деревянных длщечках в IX в. н.э.»
Валентин и Юлия Гнатюк «Славянский Ведизм...»
Рубрики: | БОГИ/КОЛЯДА. КУПАЛА. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |