-Метки

1941 art cinema Вечер ТВ авиация аналитика антифашизм весна видео виктор цой вирусы владимир высоцкий вода военная история военные песни германия голуби горы ддт забавное забывать нельзя! закат ивреология игры интересное интересный факт история сект книги комментарии конспиролухи концлагеря короткая память космонавтика космос красота латвия легендарные фотографии лес лето ликвидаторы чаэс луна любимые песни любэ машина времени медицина мельница мерзота мир сталкера море москва музыка музыканты мысли насекомые небо неонацизм освобождение родины осень осторожно - секта! память память огненных лет партизаны пейзаж политизированные секты политика праздники припять природа радиация река россия русская природа русский рок свидетели иеговы секта губит жизни слава героям! советская армия советские памятники советское кино солнце ссылки стихотворения сша танкисты текст песни тесты третий рейх ужасы фашизма украина утро фольк фольклор хелависа химия художники царебожие царская россия чаэс чернобыль

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Хлорциан

 -Подписка по e-mail

 


До и после Чернобыля

Суббота, 28 Апреля 2012 г. 01:26 + в цитатник
Всякий раз, упоминая Чернобыль, журналисты ведут отсчет его истории с той страшной ночи 26 апреля 1986 года, когда «мирный атом пришел в каждый дом». Вот и сейчас, в дни 20-й годовщины со дня катастрофы, почти никто не удосужился поразмышлять о том, была ли жизнь на этой многострадальной земле раньше?

А ведь история Полесья насчитывает много столетий...

Осенью 1193 года киевский князь охотился возле Чернобыля, что и зафиксировано в летописи: «Князь Вышгородский и Туровский Ростислав сын великого князя Киевского Рюрика еха с ловом от Чернобыля во Торцийский». Это означает, что более 800 лет назад Чернобыль уже существовал как населенный пункт.

«Но ведь люди, пишет, к примеру, этнограф Данило Кулыняк, тут жили задолго до первого упоминания в летописи».

И это так. Историк Лаврентий Похилевич в «Сказании о населенных местностях Киевской губернии», изданном в 1864 году, сообщал: «За две верствы от местечка Чернобыль на север на горе над речкой Припять находится Стрежев, где сохранились остатки какого-то древнего каменного сооружения. Из истории известно, что Мстислав Владимирович Мономах в 1127 году послал братьев своих против кривичей четырьмя дорогами. Всеволоду приказано было идти со своими полками через Стрежев до города Борисова».

Позже эта местность стала Чернобылем, а следовательно, летописный Стрежев, упомянутый в летописи на 65 лет раньше, можно отождествить с печально известным ныне городком над Припятью. Так что не будет ошибкой назвать Чернобыль городом с тысячелетней историей. Об этом свидетельствуют древние курганы, городища и другие памятники археологии. Здесь найден клад серебряных древнеримских монет времен Антонинов.

В XIII столетии там, где Припять впадает в Днепр, объединенные литовско-украинские войска разгромили татарское войско во главе с воеводой хана Батыя Кайданом, которое шло за данью. Сам Кайдан едва спасся это была первая победа подневольной Руси над монголо-татарами. Позже здесь образовалось Чернобыльское староство Литовского княжества. Уже в XVIII столетии сюда переселилась большая община старообрядцев-раскольников из Стародубья, к ним присоединились единомышленники из других уголков Российской империи.

В 1600 году князь Лука Сапега основал в Чернобыле римско-католический костел, при нем со временем возник доминиканский монастырь.

Странным образом название местечка Чернобыль упомянуто в истории Франции. В период Якобинской диктатуры уроженка Чернобыля, 26-летняя полька Розалия Любомирская-Ходкевич 30 июня 1794 года гильотинирована в Париже по приговору революционного трибунала, будучи обвинена в связях с Марией-Антуанеттой и другими членами королевской семьи.

В середине XIX столетия в Чернобыле проживали 3 683 еврея, 2 160 православных, 566 раскольников и 84 римокатолика. Здесь было пять синагог, существовали три православные церкви и костел.

Чернобыль был и остается одним из центров духовной еврейской культуры, а именно хасидизма, здесь похоронены пять чернобыльских цадиков-хасидов. «Уже после катастрофы на атомной станции, сообщает Данило Кулыняк, в Чернобыль приехало несколько сотен паломников со всего мира, исповедующих хасидизм, они разыскали заброшенные могилы цадиков, привели в порядок свои святыни, провели моления и богослужения. Так Чернобыль стал местом паломничества евреев».

В настоящее время в самом городе Чернобыль есть действующий Свято-Ильинский храм памятник истории и архитектуры XIX века. Несколько раз в год, в крупные православные праздники, здесь совершаются богослужения для нынешних обитателей зоны отчуждения ЧАЭС «самоселов», а по сути коренных жителей пострадавшей территории, пожелавших остаться на родной земле до конца дней своих; ликвидаторов последствий аварии, сотрудников Чернобыльской атомной станции... В зоне отчуждения имеются еще четыре церкви, богослужения в которых не проводятся.

Бывшие жители зоны не уберегли уникальный храм, что стоял в селе Толстый Лес в каком-то десятке километров от атомной станции. Само селение было знаменито благодаря выдающемуся памятнику украинского деревянного зодчества церкви Воскресения Христова. Храм был выстроен в стиле украинского барокко в 1760 году на месте разобранного, более древнего. После эвакуации населения мародеры ограбили храм безжалостно практически ничего, кроме росписей на стенах, которые невозможно украсть, в нем не оставалось. В конце апреля 1996 года само здание сгорело вместе с частью древнего села, известного еще с XVI века. Так его бывшие жители «ознаменовали» свой очередной приезд на «гробки» во время Пасхальных праздников.
Рубрики:  Припять и Чернобыль
История

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку