-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дара_Свет

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.05.2011
Записей: 3294
Комментариев: 575
Написано: 5257


Таракай

Вторник, 08 Августа 2017 г. 13:59 + в цитатник
Чуть больше, чем полвека назад, у дверей улалинского Дома малютки нашли корзину с ребенком, в которой была записка: «Чепоков Николай Анатольевич, кумандинец, родился 30 января 1961 г.» Так началасьжизнь и удивительные приключения человека, который называет себя Таракаем в честь одного из героев алтайского эпоса «Маадай-Кара». Насмешник, шут, бродяга, нищий странник, рассказывающий удивительные сказки и истории и потрясающий художник.
Известный в республике художник Валерий Тебеков называет Николая "алтайским Пиросмани", у которого свой, присущий только ему стиль.
Стоит только один раз увидеть работы Николая и все... вы его поклонник навсегда. И даже если вы совсем не разбираетесь в живописи, вы никогда не перепутаете его работы с другими. Таракая вдохновляет мир алтайского эпоса, пантеон духов, с которыми у Николая свои взаимоотношения. Духов он видит с детства и раньше считал, что все люди их видят, но не общаются, потому что им неинтересно.
Его стиль некоторые искусствоведы определяют как этнографический примитивизм, но наиболее удачным можно считать термин, предложенный доктором искусствоведения Е.П. Маточкиным, — этноархаика. Работы его символичны, для более глубокого их понимания требуется знание алтайской мифологии, в то же время их мудрость, искренность, тонкость, многоплановость почувствует и непосвящённый зритель.
Его графика — это привольная песнь об Алтае: его охотниках и музыкантах, пастбищах, кострах, стоянках, шаманах, озерах и ручьях. Рядом со всем этим у художника возникает другой мир, для него столь же неоспоримо реальный: заселенный духами гор и рек и героями алтайских легенд. Все это он увязывает причудливыми графическими линиями в единую картину. Где гора предстает в виде ждущей беременной женщины, которую снизу охраняют каменные воины кезеры, а сверху — снежный барс, загадочная кошка, символизирующая мудрость мироздания. А непознанная тайна женской сути вдруг предстает в образе женщины-оборотня Алмыски: кисть одной руки у нее нежна и изящна, а из другой вырастают смертоносные когти…
Происходит перевоплощение: зло перетекает в добро, и наоборот. Чрево женщины дарит миру день и ночь, свет и тьму. Грань добра и зла тонка и неуловима, — расшифровывает сокрытые смыслы работ, требующие некоторых знаний алтайской мифологии.
Эти рисунки можно читать, как рассказы или новеллы. Их интересно и расшифровывать, задаваясь вечной загадкой Алтая. Иногда автор как бы сам дает нам подсказку, в «подстрочниках» к своим графическим сочинениям: «Тихая ночь — томная женщина. Длинные волосы — облака. Муж с женой чай пьют. Разговор идет. Рядом ребенок. Идиллия. Все хорошо» («Тихая ночь»). Или под другой его работой, читаем: "Ожидание" — Для нас, алтайцев, горы живые. Одна гора — женщина, чем-то беременна. Рядом утес прислушивается к биению ее сердца и защищает то, что должно родиться. А вокруг человеческая жизнь идет. Мы не обращаем внимания на то, что сокровенно, что скрыто от нас, чего мы не видим. У нас что-то свое, свои проблемы».
Когда мы впервые встретились, я увидела перед собой большого, по-детски наивного и открытого человека. Именно таким я и представляла Таракая - человека,создающего такие сакрально-мистические, завораживающие картины, открывающие порталы в иные миры

SAM_1822 (700x393, 208Kb)

Серия сообщений "ТАРАКАЙ":
Часть 1 - Таракай
Часть 2 - Бусы, сделанные из мусора, найденные на дороге (отрывок из повести)
Часть 3 - Николай Чепоков. Цикл рассказов о ночах. Ночь виктории.
...
Часть 13 - Николай Чепоков. Таракай. Времена года.
Часть 14 - Николай Чепоков. (Таракай). НОЧЬ НЕБЫЛИЦ.
Часть 15 - Ночь на Ише

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

ЯраТарунаТурари   обратиться по имени Вторник, 08 Августа 2017 г. 14:19 (ссылка)
Удивительно интересно!!! )
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 09 Августа 2017 г. 06:04ссылка
Да, моя хорошая, Коля удивительный человек и общение с ним вносит коррективы в судьбы и дороги...
KeraO   обратиться по имени Вторник, 08 Августа 2017 г. 17:24 (ссылка)
Чудный, светлый человек! мы с ним познакомились то же в этой усадьбе в Аскате. Дом для него Ольга Кумани тогда только начинала строить, в день, когда мы приехали, привезли первые брёвна)) Ольга, кстати, заслуживает отдельного поста!
А в недавний свой приезд в горный Алтай так приятно было увидеть роспись, сделанную рукой Таракая, на стене шорной мастерской в Центре народных ремёсел в Купчегене. Причём, как гласит легенда, Таракай передвигается по Алтаю исключительно пешком и автостопом, все местные (и уже многие приезжие) его знают и охотно подвозят.
И кстати, в новом цикле "Счастливых людей", том, что про Алтай, про Таракая тоже сняли сюжет!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 09 Августа 2017 г. 06:02ссылка
KeraO, мы с Колей познакомились на его совместной выставке с народным художником Татарстана Анатолием Пашиным. Просто у Толи и Коли есть один общий друг художник, с которым я дружу уже много лет.
А дом в Аскате ему построила не Ольга, а Дмитрий Васюков. Тот самый, который снял про него не просто сюжет, а целую серию фильма. Кстати, в конце августа будет премьерный показ для героев фильма. С домом история не очень понятная. Хотя Васюков построил дом, земля принадлежит Ольге и она ее Коле не уступит. Поэтому возможно, что нам удастся пробить для Коли собсственный участок земли и тогда он просто перевезет туда свой дом.
Что касается передвижения Коли исключительно пешком, слухи явно преувеличены.
И думаю, что тебе будет интересно.... Коля сейчас пишет рассказы, а я их буду потихоньку переводить в электронный вид. Думаю, что через недельку-другую я опубликую его новый рассказ. Так что продолжение следует.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку