Фердинанд Рущиц, художник из Воложина |
"В 1921 году французское правительство вручило самую значимую награду страны – орден Почетного легиона – Фердинанду Рущицу, человеку поистине удивительному и гениальному. Он стяжал европейскую славу как непревзойденный живописец, график, театральный декоратор и общественный деятель. Его с гордостью называют своим сыном Литва и Польша. Его полотна экспонируются в лучших галереях Европы и Америки, являются гордостью частных коллекций. И только на той самой земле, которая взрастила великого мастера, которой он был предан до конца своей жизни и нежно любил всей душою, имя его было предано забвению."
Рущиц – художник несомненно христианский, хотя и в своей религиозности он старательно избегал прямых указаний, слащавой набожности, верноподданного клерикализма.
После окончания Академии Фердинанд оправился в поездку по Европе, откуда привез массу талантливых пейзажей, и вернулся в Богданов, на иждивение родителей, которых это, похоже, не тяготило. Работа «по специальности» не предвиделась. В «бабье лето» 1898 года он довольно легко и быстро написал картину, многозначительно названную «Земля», которая стала самым знаменитым его произведением.
«Земля» Фердинанд Рущиц
Фердинанд Эдуардович Рущиц родился 10 декабря 1870 года в Богдановке Ашмянского повета Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича. Род Рущицей происходил из белорусской православной шляхты, которая в свое время перешла в католицизм. Детство и юность Фердинанда прошло в Минске, где он окончил гимназию и начал заниматься у выпускника Петербургской академии художеств художника К. Ермакова. Отец в это время работал на Либаво-Роменской железной дороге.
Отец будущего художника не одобрял увлечение сына. Он считал, что рисованием не заработаешь на жизнь, и настаивал, чтобы тот пошел по стопам деда. Следуя советам отца, осенью 1890 года Фердинанд поступает на юридический факультет Петербургского университета, где прилежно учится в течение двух лет. Но любовь к искусству в конце концов побеждает юриспруденцию, и в 1892 году он подает прошение в академию искусств о зачислении его вольным слушателем на отделение живописи. Отец смирился с выбором сына.
Сначала он учился в мастерской Ивана Шишкина, а после того как Шишкин ушел из академии – в мастерской Архипа Куинджи, вокруг которого собралась в то время группа талантливых учеников: Аркадий Рылов, Николай Рерих, Вильгельм Пурвит, Константин Врублевский. Первые художественные пробы Рущица попались на глаза Илье Репину, который высоко оценил творчество начинающего художника, проча тому великое будущее. И время показало, что не ошибался.
4 ноября 1897 года Рущиц окончил академию и получил звание художника. На дипломную выставку он представил три большие картины – “Вечерняя звезда”, “Тритоны” и “Весна”, последнюю приобрел для своей известной коллекции сам Павел Третьяков, ее и сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве. Спустя несколько месяцев, в 1898 г., на весенней выставке в академии московский коллекционер и меценат Савва Морозов купил картину Рущица “Зимняя мельница”, что позволило молодому художнику совершить длительное путешествие по Западной Европе с целью дальнейшего художественного становления. За два месяца посетил Берлин, Дрезден, Кельн, Париж, Брюссель, Милан, Верону, Венецию, Вену.
Но большую часть времени Рущиц проводил в Богданове, где после окончания академии осел на постоянное жительство. Богданов после многолетнего упадка начал приобретать свой прежний облик. В большей степени это было заслугой отца художника, который после выхода в отставку поселился в родовом поместье и занялся приведением его в порядок.
И все же Рущиц предпочитал писать светлые мотивы. Он любил свою землю, не мог не любоваться ею. И ему не нужно было искать темы для своих работ, они были вокруг. Он видел их в каждом фрагменте белорусской природы: в узеньком ручейке, который вился среди деревьев, в мостике, срубленном деревенским плотником, в бурых комьях земли, в клубящихся облаках. Он так и называл свои картины: “Мельница”, “Берега Вилейки”, “Лесной ручей”... Были у него и любимые мотивы, к которым он охотно возвращался и писал в разное время дня и года, каждый раз открывая в них что-то новое. Это была старая деревянная мельница недалеко от Богданова, костелы в Богданове и Вишнево, “родное гнездо” – так он называл свою усадьбу. Больше всего любил он изображать раннюю весну, время, когда природа пробуждалась от зимнего сна. Странные это картины. Ведь кажется, те же самые мотивы – весну, заснеженный берег речки, вечер – пишут и современные художники. Но совсем другое настроение чувствуется в пейзажах Рущица. Какая-то жизненная стабильность, радостное восприятие окружающего мира. Это живопись счастливого человека, который живет на рубеже столетий и еще ничего не знает о приближающейся мировой войне, революционном лихолетье и разрушении устоявшегося жизненного строя. Не знал он и того, что ничего лучше, чем богдановский цикл, уже не напишет. Все более позднее будет блестящим, талантливым, но не лучшим.
В 1908 году произошел неожиданный для многих перелом: Рущиц отказался от успешной карьеры в Кракове и вернулся в свою любимую Литву. И… оставил мольберт! «Почему Рущиц перестал писать маслом?» – изумлялись его поклонники в Варшаве, Кракове и Вильне. Все его знаменитые картины были написаны примерно за десятилетие с 1898 по 1908 годы. Один из лучших пейзажистов в истории мировой живописи – но посвятивший своё творчество малоприбыльному литовскому («западнобеларускому», с современной точки зрения) пейзажу, лишённому платежеспособных, или хотя бы мало-мальски щедрых почитателей. Устал от экономического абсурда? Не захотел повторяться?
До конца жизни художник так ни разу прямо и не ответил на этот вопрос. Он много преподавал: с 1919 года руководил факультетом изящных искусств в возрождённом Виленском университете. В разное время его учениками были, в частности, известные беларуские художники Язэп Дроздович (1888—1954) и Пётр Сергиевич (1900—1984). Творческие интересы Рущица сместились в сферу декоративно-прикладного искусства, театральных декораций, книжной графики и дизайна.
Он жил то в Богданове, то в Вильне, и неустанно воспевал красоту Виленщины в театральных постановках, плакатах, дипломах, искусствоведческих очерках и эссе. В 1913 Фердинанд наконец женился – на Регине Рук, младшей его на 22 года. Жену он ласково называл Гиной.
В последние 15 лет жизни Рущиц активно участвовал в практически в каждом общественно значимом проекте Вильни: это создание серебряного саркофага святого Казимира (1922), реставрация и коронация чудотворной иконы Матери Божьей Остробрамской (1927), открытие памятника Адаму Мицкевичу в Париже (1929). И, как обычно – преподавание, театральные постановки, книги, выставки…
На 63-м году жизни (в 1932 году) его разбил паралич. Благодаря самоотверженной опеке жены и дочери здоровье частично вернулось к художнику, который учился писать левой рукой, но 30 октября 1936 года Бог призвал его к себе – в том самом Богданове, где он когда-то появился на свет.
Возможно, то была милость: не довелось увидеть ни чудовищно кровопролитной войны, ни разорения родного Богданова, ни краха той культуры, созиданию которой он посвятил всю жизнь. Есть ли шанс у этой культуры хотя бы частично вернуть утраченные позиции в нашей стране, вместе с интересом к творчеству Рущица, станет ясным в ближайшие десять – пятнадцать лет.
Рисовал он и свою семью, жену, детей. Его рисунки легки и изящны. В 30-е годы, после ликвидации комиссии, Рущиц возвратился в Богданово. Одной из последних его работ была картина "Старые яблони", где деревья с выгнутыми стволами и переплетенными ветвями напоминают людей-мучеников. Это будто символ его последних лет, когда он уже не мог писать правой рукой, но не сдавался, рисовал.
Умер Фердинанд Рущиц 30 октября 1936 года.
Его картины сегодня можно увидеть в Варшаве, Вильнюсе, Минске и многих других европейских городах. В них - судьба одного из самых искренних и мужественных художников XX столетия.
http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0082.shtml
http://www.belvirtclub.ru/weekend/i_003_ruschits.htm
Рубрики: | любимая живопись |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |