Замки Германии:Дрезденская резиденция(Dresdner Residenzschloss)Ч.1. |
Дрезденский замок, западная сторона (Moritzbau)
Замки Германии сегодня насчитывают более 25000 объектов - это звучит почти невероятно, но это наследие древней истории, когда замки, крепости и дворцы были центрами власти императоров.
Западная сторона замка с крыши Цвингера, в центре «Сторожевая башня» (высота со шпилем — 101 метр)
Бывшие некогда политическими и культурными центрами в землях немецких императоров, королей и графов, сегодня они предстают перед нами как свидетели иных времен.
Если средневековые замки-крепости с их неприступными стенами еще были предназначены давать убежище и защиту, то замки-дворцы начинающегося Нового времени служили, прежде всего, демонстрации мощи и богатства их хозяев.
После Ренессанса это блестяще выразилось, в частности, в стиле барокко: богатое убранство комнат и залов, парковые комплексы и живописные оранжереи, павильоны и культовые сооружения были средоточием княжеской репрезентации и являются сегодня выражением наивысшей роскоши прошлых времен.
«Георгиевские ворота», с конным портретом на высоте примерно 30 метров
Органично вписанные в идиллическое окружение замки с их парками, конюшнями, охотничьими домиками и канцеляриями, внушающими почтение церквями с надгробными памятниками характерны для немецкого ландшафта, придавая ему совершенно особую ноту. Сегодня многие из этих роскошных построек с парками являются местами отдыха для населения и доступными для широкой публики центрами культуры: нередко в них размещаются музеи, в частности, коллекции произведений искусства и картинные галереи. Но и гостиницы и рестораны открыли для себя эти исторические места и приглашают своих гостей в открывающийся здесь сказочный мир.
Крытый переход из замка в кафедральный собор Святой троицы
Дрезденский замок-резиденция-историческая резиденция саксонских правителей – курфюрстов, а затем королей. Представляет собой дворцовый комплекс, в котором сейчас размещается несколько известных музеев из состава Государственных художественных собраний Дрездена: Грюнес Гевёльбе, Оружейная палата с Турецкой палатой, Монетный кабинет и Гравюрный кабинет. Находится в центре города возле Театральной площади.
Северная (Эльбская) сторона замка, в центре «Сторожевая башня», справа кафедрал Святой троицы
.Дрезденский дворец-резиденция – одна из старейших построек города. Собственно от неё Дрезден появился, а затем и вырос вокруг неё. Первое упоминание о крепости на этом месте датируется 1289 г. Хотя многие историки считают, что возникла она ещё на столетие ранше возле построенного тогда ещё деревянного моста через Эльбу. Со временем крепость претерпела изменения и превратилась в замок-резиденцию, соответствующую столице курфюршества Является одним из старейших строений Дрездена, в архитектуре которого прослеживаются стили от романского до эклектики.
Скульптурные украшения арочного въезда «Георгиевских ворот»
Первое упоминание о наличии крепостного сооружения в Дрездене относится к 1289 году. В дальнейшем замок многократно перестраивался, современный вид он приобрёл в 1901 году, когда под руководством архитекторов Густава Дунгера и Густава Фрёлиха была проведена последняя большая реконструкция.
Рельеф на фасаде с 4-х метровым конной скульптурой герцога Георга Бородатого
Замок находится в «Старом городе» (нем. Altstadt), историческом центре Дрездена. В настоящее время в замке расположены: «Грюнес Гевёльбе» (Зеленые Своды), Нумизматический кабинет (нем. Münzkabinett), Гравюрный кабинет (нем. Kupferstich-Kabinett), Кроме этого проводятся различные тематические выставки, на которых экспонируются произведения искусств как старых так и современных мастеров
Замковый камень арки с декоративным изображением воина в доспехах
Учёные сходятся во мнении, что крепостное сооружение в Дрездене, на месте нынешнего замка, должно было существовать уже к концу XII века. На это указывает и находившийся в то время в непосредственной близости деревянный мост через Эльбу, и то обстоятельство, что именно в Дрездене в 1206 году состоялось большое «собрание» саксонского дворянства во главе с майсенским маркграфом Дитрихом.
Первое же письменное упоминание о наличии в Дрездене крепости датируется 1289 годом. «Castrum» располагался к этому времени уже у каменного моста через Эльбу. Каких-либо чертежей или рисунков того времени не сохранилось, и учёные предполагают, что первоначально это была крепость романского стиля.
Внутренний двор крепости имел размеры, примерно, 35 на 40 метров, на месте современной «Сторожевой башни» ((нем. Hausmannsturm), находящейся сейчас в середине северного флюгеля замка, располагалась в то время северо-западная угловая башня сравнительно небольшой средневековой крепости. Внутренняя часть башни до высоты консолей, не подвергавшаяся на протяжении столетий ни разрушениям ни реконструкциям, сохранилась, как минимум, с середины XV в., а возможно и с конца XII века.
рота в стиле ренессанс с изображением Адама и Евы и замковым камнем в виде черепа
В середине XV в. башня была надстроена, существовавшая квадратная была продолжена шестигранным строением, оканчивающимся почти плоской крышей. В результате реконструкций XV века Дезденская крепость приобретает вид четырёхстороннего трёхэтажного замка итальянского «образца», широко распространённого в Германии Позднего Средневековья.
Замок в стиле ренессанс
В другую сторону от ворот идёт галерея Лангер Ганг, что значит "Длинный проход", соединяющая их с корпусом бывших королевских конюшен Иоганнеумом, в котором сейчас располагается музей транспорта. Стену галереи с улицы украшает уникальное панно "Шествие князей", являющееся самым большим фарфоровым панно в мире. Оно имеет длину более 100 м. и сложено из 23 тысяч плиток мейсенского фарфора. На нём изображена процессия правителей Саксонии из рода Веттинов в сопровождении свиты. Изначально это была картина, выполненная в 1876 г. художником Вильгельмом Вальтером к 800-летию династии. Но в 1904-1907 гг. изображение решили перенести на плитку, как более долговечную.
Fürstenzug
Дальнейшая реконструкция замка активно проводилась в 1530—58 гг. при герцоге Георге Бородатом и его племяннике, саксонском курфюрсте Морице. При Георге «Эльбские ворота» городского укрепления, находившиеся практически на мосту через Эльбу, перестраиваются и, приобретя величественный вид, входят в историю как «Георгиевские ворота». Мориц, при котором Дрезден становится резиденцией саксонских курфюрстов, в 1548 году поручает архитекторам Гансу фон Ден-Ротфельзен и Бастиану и Гансу Крамер перстройку замка в стиле ренессанс.
Чтобы расширить замок, западный флюгель был снесён, а новая постройка, называемая теперь Морицбау (нем. Moritzbau), была возведена в 1558 году ещё западней. Дополнительно пришлось достраивать южный и северный флюгели, чтобы иметь закрытый внутренний двор.
Западная сторона замка с крыши Цвингера, в центре «Сторожевая башня» (высота со шпилем - 101 метр) На первом этаже западного флюгеля было расположено «тайное хранилище», которое в дальнейшем стало знаменитым музеем «Грюнес Гевёльбе». Первоначально же «хранилище», защищённое метровыми стенами, служило просто для хранение сокровищ, денег и ценных документов курфюрста.
Во внутреннем дворе замка, который увеличился почти вдвое, и по планам Морица должен был служить для проведения рыцарских турниров, по образцу французского замка Шамбор (замок) (фр. château de Chambord) были построены три угловые башни. Стены были украшены картинами в стиле сграффито (итал. graffito). «Сторожевая башня», бывшая до перестройки угловой, находилась теперь в середине северного флюгеля замка.
Западная сторона замка, Скульптурные украшения первого этажа (Грюнес Гевёльбе
Часть флюгеля восточнее башни, короторой не коснулась реконструкция, с этого времени стала называться Altes Haus (старый дом), во вновь выстроенной части, западней башни, была оборудована придворная капелла, в 1558 году вход из двора в капеллу был украшен золотыми воротами. В 1590—94 гг. с южной стороны был достроено ещё одно здание, таким образом замок получил ещё один внутренний двор.
Кованая ограда, юго-западная башня, в этом крыле замка расположен музей «Грюнес Гевёльбе»
Следующая большая волна перестроек замка приходится на конец XVII начало XVIII века. В 1674—76 гг. «Сторожевая башня» получила барочную крышу со шпилем, общая высота башни стала теперь 101 метр, до 1945 г. башня была самым высоким строением в Дрездене. С 1693 г. замок, имевший лишь одни ворота, расположенные с юга, получает ещё одни «Зелёные ворота» с севера, расположенные точно под сторожевой башней.
Южная сторона замка, слева крытый переход во дворец Ташенберг и восточное крыло самого дворца
Рядом с башней находится крытая галерея, соединяющая замок с собором, построенная в 1897 г. архитектором Густавом Фрёлихом и называемая "Мост вздохов" за похожесть на знаменитый венецианский мостик во Дворце дожей. Рядом находятся так называемые Георгиевские ворота, через которые проходит дорога на мост Аугустусбрюке через Эльбу. Изначально они так и назывались Эльбские ворота но после реконструкции, проведённой саксонским герцогом Георгом Бородатым, они были названы в его честь. Между воротами и мостом находится Дворцовая площадь.
Во время правления Августа Сильного в 1701 году в замке произошёл большой пожар, в результате которого сгорают восточный флюгель и Георгиевские ворота.
Несмотря на то, что большая часть построек в Дрездене возводилась в это время в стиле барокко, реставрация замка проводилась без изменения архитектурного стиля.
XX век
Нумизматический кабинет, хранящий свыше 300 тыс. монет, медалей, банкнот и печатей.
В южной части Дрезденского замка-резиденции располагается Дрезденская Оружейная палата или, как её ищё называют, Дрезденский исторический музей. Коллекция музея является одной из самых значительных в Европе. Она основана была ещё в 15 в. герцогом Альбрехтом Храбрым и значительно преумножена в 16 в. курфюрстом Августом. После национализации музея в 1831 г. он был перемещён в Цвингер, а в 2013 г. вернулся обратно в Дрезденский замок-резиденцию.
Основу коллекции Дрезденской Оружейной палаты составляет оружие, как холодное, так и огнестрельное, самых известных оружейников 16-18 вв. Всего более 2000 клинков и 3000 пистолетов и ружий. Есть здесь и большое количество всевозможных доспехов, парадного снаряжения, обмундирования и др. Частью собрания музея является и Турецкая палата, обладающая самой значимой в мире коллекцией османского вооружения за пределами самой Турции – более 600 экспонатов.
К 800-летию саксонской династии Веттинов, по приказу короля Альберта, в 1889 году началась новая большая реставрация и реконструкция замка и прилегающих строений. Работы под руководством Густава Дунгера и Густава Фрёлиха длились более 10 лет, и к 1901 году замок получил свой нынешний вид.
Западная сторона, обращённая к Цвингеру, называется "Морицбау" в честь курфюрста Морица Саксонского, при котором она и была построена. В ней сейчас располагается Музей Грюнес Гевёльбе ("Зелёные своды") – знаменитая коллекция драгоценностей, одна из крупнейших в Европе. Название музея произошло от окрашенных в малахитово-зелёный цвет колонн, в настоящее время они покрыты зеркалами. Его собрание изначально было частью кунсткамеры, но в 18 в. было выделено в отдельный музей.
Экспозиция Грюнес Гевёльбе представляет богатейшую коллекцию ювелирных изделий и драгоценностей саксонских курфюрстов и королей и насчитывает более 4000 уникальных предметов. Она разделена на две части: "Исторические Зелёные своды" и "Новые Зелёные своды". Первые составляют большую часть и расположены в исторических залах с роскошными интерьерами. Вторые находятся на втором этаже и представляют собственно сами произведения искусства.
Coronation mantle of Augustus III
Köler Regalia of Augustus III of Poland
Основные изменения коснулись южной стороны замка, здесь в 1900 году было достроено ещё одно здание с крытым переходом, в стиле необарокко, во дворец Ташенберг (нем. Taschenberg). Северная «Эльбская сторона» замка была соединена таким же переходом с кафедралом. Таким образом дворец Ташенберг, где проживала королевская фамилия, был связан внутренними переходами через замок с кафедралом, и с Иоганнеумом через галерею «Длинный проход».
Источники:
Landesamt für Denkmalpflege Sachsen (Hrsg.): Das Residenzschloss zu Dresden. Band 1: Von der mittelalterlichen Burg zur Schlossanlage der Spätgotik und Frührenaissance. Petersberg 2013 (Grundlegende Synthese der aktuellen Forschungsergebnisse)
Dresdner Geschichtsverein (Hrsg.): Das Dresdner Schloß. Geschichte und Wiederaufbau. (= Dresdner Hefte, 12. Jahrgang, Nr. 38), Verlag Dresdner Geschichtsverein, Dresden 1994
Staatliche Kunstsammlungen Dresden (Hrsg.): Das Dresdner Schloss. Monument sächsischer Geschichte und Kultur. Dresden 1992, OCLC 247425868.
Dirk Syndram: Das Schloss zu Dresden. Von der Residenz zum Museum. E. A. Seemann Verlag, Leipzig 2011
Dirk Syndram, Peter Ufer: Die Rückkehr des Dresdner Schlosses. Edition Sächsische Zeitung, Dresden 2006
Reinhard Spehr: Archäologie im Dresdner Schloss. Die Ausgrabungen 1982 bis 1990. (= Veröffentlichungen des Landesamtes für Archäologie mit Landesmuseum für Vorgeschichte. Band 50). Dresden 2006
Серия сообщений "Замки Саксонии":
Часть 1 - Замки и крепости Нижней Саксонии .Часть 1
Часть 2 - Замки и крепости Нижней Саксонии.Германия.Часть 2
...
Часть 26 - Замки Германии:Хартенфельс(Schloss Hartenfels)
Часть 27 - Замки Германии:Штейн(Schloss Stein)
Часть 28 - Замки Германии:Дрезденская резиденция(Dresdner Residenzschloss)Ч.1.
Рубрики: | ГОРОДА И СТРАНЫ архитектура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |