по этой ссылке подробная статья автора. Ниже, краткие выдержки из неё
1. Золотое платье, "платье королевы Маргариты", было сделано между 1403 и 1439 годами. Маргарита (Маргрете) I Датская правила в своё время (конец XIV – начало XV вв.) фактически всей Скандинавией, и эту женщину с твёрдым характером и не менее твёрдой рукой почитают до сих пор.
2. В 1545 году Аньоло Бронзино написал портрет супруги миланского герцога Козимо I Медичи. Это один из самых известных, и уж точно один из самых эффектных портретов Элеоноры Толедской, и немалая заслуга в этом принадлежит её роскошному наряду. Это платье не даёт покоя многим – и художникам, повторяющим его мотивы, и тем, кто увлекается исторической реконструкцией – перед роскошью Ренессанса устоять так трудно! И пусть платье не сохранилось – тем интереснее создать что-то подобное...
3. платье с портрета, написанного Маркусом Гирертсом около 1590 года, мы не знаем – дама осталась в истории безымянной. Портрет необычен. Даже когда в Англии в последней трети XVI – первой трети XVII века получили распространение изображения беременных женщин (и сам Гирертс написал немало таких портретов), их редко писали, когда те были на последних сроках, как незнакомка с этого портрета. А ещё более необычно её платье. Да, мы не знаем, кем именно была загадочно улыбающаяся нам леди, но можем предположить, что она принадлежала к очень знатной и богатой семье, поскольку светло-серое платье, явно сшитое специально для беременной женщины, буквально усыпано жемчугом. Жемчуг, столько модный в ту эпоху, служил "оберегом" для матерей, поскольку был символом Святой Маргариты Антиохийской, покровительницы деторождения.
4. Свадебное платье Эдвиги Елизаветы Шарлотты, принцессы Голштейн-Готторпской. Троюродная сестра российского императора Петра III) в 1774 году стала женой шведского принца Карла. Его старший брат, бездетный на тот момент король Густав III, надеялся обеспечить этим браком Швеции наследника, свадьбу праздновали с необыкновенной пышностью.
5. В 1816 году единственная дочь будущего английского короля Георга IV, принцесса Шарлотта, вышла замуж. Казалось бы, может быть что-то красивее свадебного платья принцессы? Может! И в данном случае это платье, которое, по всей видимости, принцесса надела в день обручения с предыдущим женихом. В историю оно вошло как "платье-колокольчик".
6. Один из самых известных портретов императрицы Елизаветы Австрийской ("Сисси") был написан Францем Винтерхальтером в 1865 году. Считается, что платье, в котором изображена двадцатисемилетняя красавица, тоже работы Ворта, хотя точных подтверждений тому не найдено. В нём она появилась на придворном балу в Дрездене в 1864 году.
7. Одним из самых известных творений дома Ворта на рубеже двух веков стало платье, умопомрачительно прекрасное в своей изысканной простоте.
Основа из атласа цвета слоновой кости и чёрный узор из бархата – как будто смотришь на белый фон сквозь ажурную кованую решётку. Иногда говорят, что на создание этого платья младшего Ворта вдохновила Эйфелева башня. Но, скорее, здесь нашло воплощение изящество искусства эпохи "ар нуво" как такового. Все детали были сотканы отдельно с учётом своего будущего места – так, чтобы на платье части узора слились в единое целое.
8. Когда в 2003 году в знаменитом нью-йоркском музее Метрополитен открылась выставка под названием "Богиня" ("Goddess"), то её описание начиналось словами: "От древнегреческих одежд до символических творений мадам Гре". И именно её божественно прекрасное платье из молочно-белого шёлкового джерси с золотым поясом-бантом, платье, достойное Афродиты, стало своеобразным символом выставки.
9. В 1998 году Джон Гальяно создал для дома моды "Диор" бальное платье под названием "Мария-Луиза", чёрное шёлковое великолепие, мрачное, но впечатляющее. Огромная (три метра в ширину, не считая длинного шлейфа) юбка-колокол напоминает о середине XIX века, тогдашней моде на кринолины; корсаж с "лесенкой" из постепенно уменьшающихся бантов, напоминает о корсажах платьев XVIII века, чьи "стомакеры", специальные вставки в передней части корсажа, часто украшали подобным образом.
10. Платье "Oyster" ("Устрица") Александра Маккуина, из коллекции весна-лето 2003 года, совсем другое. Это красота не укрощённая, а дикая, стихийная. Созданная не там, где живёт человек, а там, куда доступ ему открылся лишь недавно, да и то его не всегда рады видеть – море, море, морское дно. Увидеть это платье в движении можно здесь - по ссылкам показ коллекции 2003 г.
https://www.youtube.com/watch?v=gnOS2Fe9nuk
https://www.youtube.com/watch?v=Hon708mEw80