Вчера в России отмечался День моряка-подводника и поэтому в сети появились посты, посвященные этой теме. Когда я встретила пост, приведенный ниже, то обрадовалась, вспомнив, как сама не один раз лазила в люки музея-лодки во Владивостоке. Но с удивлением не обнаружила рассказа о ней. Автор в честь праздника решила рассказать об отечественных подводных лодках, которые можно посетить с экскурсиями, и своими глазами увидеть условия жизни и службы героических моряков. Я привожу её рассказ о 4 лодках и дополняю найденным тоже в сети рассказом о близкой моему сердцу 5 владивостокской лодке.
Оригинал взят у в 4 российские подлодки, открытые для посещения
1. Музей “Подводная лодка Б-440”, г.Вытегра, Вологодская область
Вологодская область не забывает о своем славном прошлом. Многие уроженцы этой земли – адмиралы Попов, Шабликов, Рудницкий, Марков, Петров, контр-адмирал Потанин, матрос Сергей Преминин, посмертно получивший звание Героя России, – увековечили свои имена в морских битвах, а в военные годы в Вытегре базировался штаб Онежской флотилии. В 2005 году у берегов Вытегорского водохранилища появился военно-исторический музей – дизель-электрическая подлодка Б-440, относящаяся к 641 проекту. Много путешествий и военных походов совершила субмарина, построенная в 1969 году на верфи Ново-Адмиралтейского судостроительного завода Ленинграда. Она базировалась в Заполярье и выполняла задачи в водах Средиземного, Баренцевого и Норвежского морей, разведывала северо-восточную Атлантику, едва спаслась из сетей норвежского траулера и состязалась в соревнованиях по выходу в торпедную атаку. Завершив свой боевой путь, субмарина стала наглядным пособием по истории жизни моряков-подводников. Экспозиции музея, сопровождающиеся аудиоэффектами, также рассказывают о судьбе экипажа подлодки «Курск», навигационных огнях и многом другом.
2. Подлодка Б-413 в Музее Мирового океана, Калининград
История одной из немногих старых подводных лодок, сохранившихся в первозданном виде, начинается в 1968 году. Много морей покорила и немало наград собрала «Б-413», сошедшая со стапелей Адмиралтейского судостроительного завода в Ленинграде. Она побывала с официальными визитами на Кубе, заглянула в Гвинею, выполняла боевые задачи в акватории Средиземного, Баренцевого, Норвежского и Балтийского морей, стала лидером по минной постановке, удостоившись звания «отличного корабля», и была объявлена лучшей по торпедной подготовке дизельной подлодкой ВМФ. Достойно закончив службу и покинув ряды защитников отечества, субмарина, опять же проекта 641, стала почетным экспонатом Музея Мирового океана в Калининграде. Все осталось прежним на судне, обосновавшемся на Набережной исторического флота: все механизмы и надстройки, боезапас и вооружение сохранились в том же состоянии, что и в день вывода из состава ВМФ. На борту «Б-413» размещается экспозиция «Из истории подводного флота России» и регулярно проводятся встречи ветеранов. Узнать больше о славном боевом корабле можно на
сайте.
3. Музей “Подводная лодка С-189”, Санкт-Петербург
Едва прогремели последние выстрелы Великой Отечественной войны, CCCР взялся за масштабную задачу – создание тысяч единиц самой современной боевой техники. Закипела работа и на ЦКБ-18: тут появились на свет новые торпедные субмарины Проекта 613, предназначенные для ликвидации вражеского боевого транспорта и ведения разведки. Одной из 215 таких подлодок была и «С-189», спущенная на воду с верфи Судостроительного завода №189 имени Серго Орджоникидзе 4 сентября 1954 года. Судно, исполнявшее боевые задачи в течение 35 лет, побывало на Балтийском море и в Атлантическом океане, испытывало новое оружие в Ладожском озере и красовалось на военных парадах в Москве и Ленинграде. После списания и демилитаризации корабль ушел на дно Купеческой гавани в порту Кронштадта. Так и печально окончил бы он свои дни, но силами энтузиастов и правительства «С-189» была поднята с грунта, восстановлена и в 2010 году превращена в музей на набережной лейтенанта Шмидта в Питере. Помимо
экскурсий и встреч ветеранов-подводников, экспозиция «Подводная лодка С-189», открытая с 11 утра до 7 вечера со среды по воскресенье, участвует в музейном конкурсе «Большая регата».
4. Субмарина Б-80, Амстердам
У каждой лодки, как и у людей, своя судьба. Одна, дожив до старости, бесславно списывается в утиль, другая становится гордостью народа, превратившись в музей на городской набережной, а третья, избороздив полмира, проводит свои последние дни на чужой стороне. Дизель-электрическая советская субмарина Б-80 проекта 611, созданная в цеху судостроительного завода №402 города Молотовска в 1957 году, выполняла боевые задачи у берегов Южной Америки и останавливалась в порту Александрии, базировалась в Гремихе, Печенге и Лиепае. А в 1992 году была продана голландской фирме Foxtrot BV, превратившей ее в плавучее кафе. Б-80 не раз переезжала с места на место, побывав в Ден-Хельдере и Амстердаме, и пользовалась завидной популярностью у русских и немецких посетителей. В 2002 году боевая машина едва не превратилась в конференц-зал, а затем и в прогулочное судно для подводных экскурсий. Пока же машина бюрократическая затягивает реализацию развлекательного проекта, советская субмарина служит экспонатом Исторического музея мореплавания в амстердамском порту NDSM и иногда принимает вечеринки.
5. Музей "Подводная лодка" во Владивостоке
У Корабельной набережной города Владивосток стоит подводная лодка С-56. Гвардейская Краснознаменная Подводная лодка С-56 — советская средняя дизель-электрическая подводная лодка времен Второй мировой войны. Подводная лодка была заложена на Балтийском заводе 24 ноября 1936 года. Потом в разобранном виде отправлена во Владивосток.
Спущена на воду 25 декабря 1939 года.Вошла в состав Тихоокеанского флота 20 октября 1941 года. В конце 1942 года в составе отряда из 6 подводных лодок «С-56» была отправлена из Владивостока в Полярный для усиления боевого состава Северного флота.
Командир лодки старший лейтенант Григорий Иванович Щедрин, в последствии вице-адмирал. Под его командованием подлодка совершила 8 боевых походов, произвела 12 торпедных атак, в результате которых было потоплено 10 и повреждено 4 боевых корабля и транспорта противника. Выйдя из музея, можно увидеть звезду с цифрой «14»,цифра символизирует подвиги подлодки
На «С — 56» было сброшено более 3 тысяч глубинных бомб и 18 раз ее считали потопленной. Во время пятого боевого похода лодку более суток преследовали и бомбили 7 вражеских кораблей, но благодаря мужеству и мастерству командира и экипажа «С-56» все-таки удалось уйти от противника и потопить очередной транспорт врага. 31 марта 1944 года за отличное выполнение заданий командования, стойкость и мужество «С — 56» наградили орденом «Красного Знамени»
23 февраля 1945 года лодка была удостоена гвардейского звания.
Командир корабля Григорий Иванович Щедрин 5 ноября 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
В общем, экипажу подводной лодки вручено более 400 наград.
Подводная лодка стала музеем 9 мая 1975 года. Её установили на Корабельной Набережной в качестве филиала музея Тихоокеанского флота.
Лодка-музей разделена на две части — экспозиционную и историческую.
В кормовых отсеках подводной лодки, развернута экспозиция «Развитие подводных сил нашей Родины на Тихом океане».
Через люк попадаем в центральный пост. И надо сказать, что это не так просто. Помню, первый раз, когда я там побывала, была хрупкой и невысокой (158 см и 46 кг) девушкой, и мне было тесно!! сразу проникаешься уважением к подводникам
Центральный пост — помещение, в котором сосредоточено управление лодкой, всеми ее устройствами и откуда производится наблюдение в перископ и передача приказаний во все посты лодки.
Особенно интересно посмотреть в перископ, его высота 9 метров. За время работы музея перископ меняли. Т. к. все туристы без исключения хотят посмотреть и потрогать перископ лично, то первенец просто не выдержал и сломался.
каюта капитана
Переходим в торпедный отсек.
Матросы спали прямо в обнимку с торпедами.
Лодка С-56 — новейшего по тем временам типа с сильным торпедным и артиллерийским вооружением.
Товсь!... Пли!
В торпедном отсеке все восстановлено так, как было во время войны. А чтобы наглядней представить жизнь моряков
Корабли типа «С» — «Сталинец», которых построили только 17, впоследствии были признаны самыми эффективными подводными лодками в годы Великой Отечественной войны.