Елена Прекрасная |
В мифах Древней Греции - Елена была прекраснейшей из женщин, даже богини завидовали ее красоте!.. Действительно красотой с Еленой не могла сравняться никакая другая женщина. Цедрений говорит, что "у нее были большие глаза, в которых светится необыкновенная кротость, пурпуровый ротик, сулящий самые сладкие поцелуи, и божественная грудь". Недаром же по форме ее грудей вылили чаши, предназначенные для алтарей Афродиты. Овидий прибавляет, что ее лицо не нуждалось ни в каких прикрасах, к которым прибегали почти все гречанки. Будь целомудрие Елены заперто в железной башне, рано или поздно его похитили бы!
Елена - дочь Немезиды - богини мщения и Зевса, воспитывалась спартанской царицей Ледой. Однако Елена Прекрасная олицетворяла собой не только красоту, но и предательство...
Франческо Приматиччо, Похищение Елены.
... Герой Аттики Тесей похитил Елену из Спарты, когда ей было 12 лет, когда она плясала в храме Артемиды. Её братья Кастор и Полидевк освободили Елену и вернули домой к царю Спарты –Тиндарею (мужу Леды), она осталась девушкой. В другом источнике указывается, что, когда Елена вернулась из Афин, она была беременна и родила в Аргосе дочь Ифигению, основав там храм Илифии.
Данте Габриель Россетти. Елена Прекрасная.
За Елену сватались множество женихов, но царь Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, и она выбрала Менелая, который после смерти Тиндарея стал царём Спарты.
Когда Менелай отсутствовал в Спарте, Елена сбежала с троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне.
Когда Парис погиб под стенами Илиона, Елена недолго горевала, став супругой его брата Деифоба, ни на минуту не прервав любовных утех, зажженных в ней златокудрой Кипридой. В книгах судеб недаром сказано, что "ни одна смертная не может противиться богине!".
Старая Гекуба, пророчица Кассандра и вдова Гектора, Андромаха становятся пленницами, в то время как дочь Тиндарея, возвращенная любезным мужем в Спарту, поместилась в своих дворцовых покоях. В Элиде торжественно отпраздновали ее возвращение. Повсюду раздавались веселые песни в честь Менелая, счастливого владельца той, которую Гомер называет "благороднейшей из женщин". Что делать, она была причиной всевозможных бедствий, ниспосылаемых судьбой, но сама никогда не являлась их сообщницей.
Helen. Пойнтер, Эдвард Джон.
Эврипид к своих "Троянках" говорит, что Менелай хотел убить Елену, но она принесла ему повинную за свое прошлое поведение, уверяла, что порывалась убежать к нему в греческий лагерь, но часовые не пропустили ее, и что Деифоб после смерти Париса насильно сделал ее своей супругой.
Что Елена впоследвии жила спокойно с Менелаем, мы узнаем из гомеровского рассказа. Когда Телемак в поисках за своим отцом пришел просить приюта у Менелая, он увидел, как
...к ним из своих благовонных покоев Елена
Вышла, подобная светлой, с копьем золотым, Артемиде...
Ни малейшее бесчестие не оттеняет ее лба, она господствует в этом великолепном дворце, где, конечно, очень любезно принимает чужестранца.
После смерти мужа Менелая незаконные сыновья Атрида, Никострат и Мегапен, изгнали Елену из Спарты. Очевидно, Менелай во время пребывания супруги в Трое нашел утешение с другой женщиной, почему причиной Троянской войны правильнее будет считать не похищение Елены, а нарушение Парисом священных прав гостеприимства.
Изгнанная из Спарты, Елена искала убежища на острове Родосе, где царствовала до совершеннолетия своих двух сыновей Поликса вдова Тлеполема, погибшего под стенами Трои. Считая Елену виновницей гибели своего мужа, Поликса задумала жестокую месть.
.Однажды, когда Елена купалась, Поликса подослала к ней убийц, женщин, наряженных фуриями. С громкими криками бросили они на "лилейно-раменную" красавицу, и подруга Тезея, вдова Менелая, Париса и Деифоба, почувствовала на своей божественной шее ужасную веревочную петлю, долженствовавшую положить конец существованию дочери Леды и Зевса. Страшная казнь была придумана Поликсой, которая не могла без скрытого бешенства смотреть на женщину, не потерявшую своей красоты даже в несчастии. Зато с каким наслаждением глядела она, как это благородное и чистое лицо, шедевр божественного вдохновения, исказилось в конвульсиях агонии, и как трепетало повешенное на дереве тело, когда-то полное сладострастия!
Но Елена должна была оставить по себе немеркнущую память. На том же самом Родосе, где она мучительно покончила свои дни, ей воздвигли храм, по словам Павзания, называвшийся храмом Елены Дендритийской, и основали культ красоты, переживший века. Тот же Павзаний уверяет, что масса народа, говорящего о прекрасной Елене, и не подозревает, что она была повешена. Другой греческий писатель, Фотий, настаивает на том, что Елена сама наложила на себя руки и что под деревом, на котором она повесилась, выросла травка, называемая "еленейон". Плиний, не оспаривая этой версии, прибавляет, что травка обладает чудесными свойствами: она дает женщинам красоту, а положенная в вино возбуждает веселость. Но не одни жители Родоса воздвигли храм в честь Елены, - Павзаний видел другой в Лакедемонии. Геродот рассказывает, что в ее храмах совершались чудеса, как, например, ослепление поэта Стезихора, дурно отозвавшегося в своей поэме о Елене, и о возвращении ему зрения после того, как он написал полинодию, и о даровании красоты уродливой девушке. Греческий знаменитый оратор Изократ (436 - 338 до Р.Х.) в панегирике Елене утверждает, что она не только бессмертна, но обладает божественной властью, позволившей ей включить своих братьев, Кастора и Поллукса, и супруга Менелая в сонм богов. Особенно похвальным мифология находит то, что, обожествив Менелая, Елена пожелала никогда с ним не разлучаться.
"Обилие легенд, тесно связанных с жизнью этой царицы, разобраться в которых в настоящее время не представляется никакой возможности, служит ясным доказательством того обаяния, каким в античном мире пользовалась красота, в какой бы форме она ни выражалась. Греки всегда восторгались Еленой, и серьезные культы, посвященные ей, постоянно защищали ее от возводимых обвинений. Как многие, она поддавалась увлечению, толкавшему ее к неизведанному; наподобие сладострастной и трогательной Афродиты, она приносит утешение и опьяняет мир, жаждущий идеала.
******************************************
Но и значительно позже образ этой легендарной красавицы продолжал волновать скульпторов, художников, музыкантов, поэтов.
При написании своей знаменитой оперы-буфф «Прекрасная Елена» Жак Оффенбах использовал только один эпизод из ее «бурной жизни» – легенду о Парисе.
Francois-Xavier Fabre - Суд Париса
«…Парис проник в покои Елены. Она пробуждается, но Парис уверяет ее, что это всё – сон… Молодой принц овладевает прекраснейшей женщиной мира, чью любовь ему обещала богиня Афродита…».
Елена и Парис
Два голоса, подобных солнечным лучам - Janine Linda и Andre Dran - поют знаменитый дуэт из оперы-буфф Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена».Rene Leibowitz дирижировал эту запись в 1952 году, и она стала классикой…
А это воплощение Елены в современном кинематографе
Елена Троянская / Helen of Troy (1956)
with Diane Kruger, pictured as Helen of Troy,
Великобритания,2004 г. Парис и Елена
Рубрики: | мифология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |