Русские города Китая: Харбин. история до 1917 г. |
Харбин – это особый город в российско-китайской истории. Русский Харбин – тема столь обширная, что стоит, наверно, нескольких диссертаций, а не поста в блоге. Но всё же не могу о нём не написать. Благодаря своей близости к нашему Дальнему Востоку, он, наверно, самый посещаемый русскими город Китая. Поездка сюда позволяет объединить хороший шопинг (что традиционно ищет большинство приезжающих) с интересной культурной программой и просто отдыхом в этом стремительно растущем мегаполисе. Причем, в отличии от Даляня, большинство китайцев, с которыми контактируют русские туристы (продавцы, обслуга и т.п.) понимают русский в необходимых для взаимодействия пределах. Жаль, что большинство русских туристов очень мало знают русскую историю этого города.
Город, изначально посад, был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали.
Одним из основателей города был Николай Сергеевич Свиягин, руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине).
Осенью 1897 г. в Маньчжурии в районе Хуланьган-Ашихэ проводил изыскания один из помощников князя С. Н. Хилкова - инженер Адам Иванович Шидловский. Он-то и нашел подходящее место для постройки центра будущей КВЖД - в точке пересечения дороги с широкой водной артерией (Сунгари), связывавшей строителей кратчайшим и наиболее удобным путем с русской территорией. Место под будущий город было выбрано в треугольнике между трассой КВЖД, рекой Сунгари и ее притоком Ашихэ. До момента основания города в 1898 году на этом месте была небольшая рыбацкая деревня. Район этот населяли маньчжуры, а слово Харбин в переводе с маньчжурского языка означало - сушить сети.
Так возник этот необычный город - русский город, построенный русскими для русской железной дороги на китайской земле. Возведенный в самом центре богатой черноземной маньчжурской равнины, Харбин стал расти со сказочной быстротой. Яркую и точную характеристику возникновения и развития Харбина дал один из русских журналистов, оказавшийся в Маньчжурии в 1904-1905 гг.: "По своей идее, по своему географическому положению Харбин задуман превосходно. Немного найдется таких искусственно созданных городов, которые в 5-8 лет своего существования успели бы вырасти из никому не известной деревушки в огромный город и зажить собственною широкою торговою жизнью.
Правда, Харбин был озолочен сперва постройкой железной дороги, а затем пребыванием в Маньчжурии миллионной русской армии. Какова бы ни была дальнейшая судьба Маньчжурии, Харбин навсегда останется важным торговым и административным центром благодаря своему блестящему положению на перекрестке различных водных, сухих, железных и торговых дорог». Жизнь полностью подтвердила правоту последнего утверждения.
Все многообразие факторов - и то, что город вырос практически в безлюдной местности, и то, что создавался он по российским градостроительным образцам начала XX в., и значительный приток российского населения в полосу отчуждения, и реальная забота администрации КВЖД об устройстве именно русского быта и русского образа жизни на чужой земле, а также русская духовная и культурная жизнь - все это создало феномен Харбина - уникального города, не имевшего тогда аналогов в мире.
В 1901 году являлся штаб-квартирой Заамурского пограничного округа Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов, создан на базе Охранной стражи КВЖД. Наряду с китайской в городе была русская администрация и полиция. После Русско-японской войны многие русские покинули Маньчжурию, но многие из тех, кто прожил в Харбине долгое время, решили остаться.
К 1913 году Харбин был фактически русской колонией для строительства и ремонта КВЖД. Население города составляло 68 549 человек, в основном русских и китайцев. Перепись фиксирует наличие граждан 53 разных стран. Кроме русского и китайского, они говорили ещё на 45 языках. Только 11,5 % всех жителей родились в Харбине. К 1917 году число жителей Харбина перевалило за 100 тысяч. Из них русских насчитывалось более 40 тысяч. Вот ещё несколько видов этого города.
/more
Рубрики: | города и страны/где я побывалапутевые заметкиистория |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |