"На молодой планете".
Андрей Константинович Соколов (1931-2007).

Свои первые работы в жанре научно-фантастической живописи Андрей Константинович посвятил роману Рэя Брэдбери “451 градусов по Фарангейту”.

После запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году все творческие устремления Андрея Константиновича были отданы теме освоения космоса. Рисунки темперой на картоне и полотна, написанные маслом на холсте, отличает подробная прорисовка деталей конструкции космических кораблей, пейзажей, космических явлений. Художник, как и писатель-фантаст, отталкивается от научных данных, опирается на твёрдо установленные факты. Но он не ограничивается хорошо известным и силой своего воображения воссоздаёт мир, который уже, может быть, скоро предстоит увидеть людям, проникшим в космическое пространство.

А. К. Соколов и Аркадий Стругацкий. 1960 год.
Свою картину “Красный вечер” (1962 год) Андрей Константинович подарил академику Келдышу – главному теоретику и продвигателю советской космонавтики. Картина висела в кабинете академика, в котором Мстислав Всеволодович принял решение об издании научно-популярной книги И. С. Шкловского “Вселенная. Жизнь. Разум”. В знак благодарности Иосиф Самуилович выбрал эту картину, “Красный вечер”, в качестве суперобложки для своей книги, изданной в 1962 году и переизданной в 1965 году. Что в свою очередь послужило отличной рекламой художнику.
Суперобложка к книге Шкловского И. С.
Картина Соколова “Лифт в Космос” оказала влияние на знаменитого фантаста Артура Кларка, и он написал роман “Фонтаны рая”; астронавт Эдвин (Базз) Олдрин, посетивший Луну в 1969 году на Аполлоне-11, будучи в Москве, напросился к Соколову в гости посмотреть его картины, что называется, “вживую”; а советский писатель-фантаст, друживший с художником, Иван Антонович Ефремов посвятил ему свой рассказ “ Пять картин”. Школьникам младших классов предлагали писать сочинения “по картинкам” Андрея Константиновича.

Некоторые полотна А. К. Соколова составляют “мини-сериалы”: мы видим последовательные этапы строительства большой обитаемой космической станции на орбите Земли, наблюдаем за первой высадкой людей на Луне, Венере, Марсе, спутниках планет-гигантов, вместе с экипажами фотонных ракет устремляемся к звездам.

Лётчик-космонавт Климук П. И. и А. К. Соколов.

С 1965 г. после встречи на телепередаче “Звёздная эстафета” возникает творческое содружество Андрея К. Соколова и Алексея А. Леонова, первого землянина, вышедшего в открытый космос. Лётчик-космонавт СССР становится постоянным соавтором А. К. Соколова. Вместе они создали немало замечательных полотен. Художник-космонавт привносил в совместные работы элемент “натурной” достоверности. Соавторство с А. А. Леоновым сильно облегчило Соколову А. К. составление и издание альбомов “космической” НФ-живописи. Врожденный талант живописца, тонкое чувство цвета, глубокое знание любимой темы сделали Андрея Константиновича основоположником нового жанра космической живописи. В шестидесятые годы Андрей дружен с первыми космонавтами. В семейном архиве художника есть фото, запечатлевшее, как он и Юрий Гагарин играют на полянке в футбол. Картины этих художников становятся главными экспонатами международных выставок журнала “Техника-молодёжи” (“Время Пространство Человек”). Эскизы многих полотен художника побывали в космосе на борту советских космических кораблей, а затем - на основе замечаний космонавтов на Земле дорабатывались оригинальные полотна.

Увлечённый до фанатизма космосом Соколов А. К. неоднократно бывал в Центре управления полётами, в Звёздном городке, на космодроме Байконур и везде и всюду собирал материал и впечатления для работы. Приставал с расспросами к космонавтам: какие там краски, какие оттенки нашей планеты? И большинство сходились во мнении, что ближе всего по цветовой гамме живопись Рёриха, с насыщенностью чистых, ярких красок. Самому бы слетать на орбиту, но, как шутливо сетовал художник: “Габариты не позволяют: куда мне в корабль с моим под два метра ростом”.

Поэтому он придумал такую оригинальную методику. Брал карту того или иного района планеты и рисовал сетку координат с учётом округлости Земли, и туда же переносил предполагаемый вид этой местности из космоса. Делал несколько штук эскизов на капроне. Просил друзей-космонавтов взять их с собой на орбиту, и по возможности написать свои замечания. Отсюда и капрон - можно свернуть, сложить, места эти эскизы занимали немного, да и не весили почти ничего. Потом капрон возвращался на Землю с рукописными пометками космонавтов. Таких эскизов, побывавших на орбите, скорректированных космонавтами, было около 70 штук. Потом на основании их рисовались уже картины.

1979- лауреат премии Ленинского комсомола за книгу-альбом “Человек и вселенная” (совместно с лётчиком-космонавтом Леоновым А. А.). Огромное число работ посвящено теме реальных достижений советской космонавтики (только в 1981 году в альбоме “Жизнь среди звезд” появляется несколько работ на тему американских исследований в космосе). 1982- стал Народным художником РСФСР.

В разных издательствах выходят альбомы репродукций НФ-живописи, массовыми тиражами издаются наборы открыток с репродукциями полотен А. К. Соколова и А. А. Леонова. Выходят почтовые марки с воспроизведением “космической живописи”. Первый комплект почтовых открыток с репродукциями картин художника, вышел под названием “Космическая фантазия” и с предисловием Аркадия и Бориса Стругацких.
Аполлон-13
Спейс-шаттл.

В 1990-х годах А. К. Соколов участвовал в совместной работе и с американским “космическим” художником Р. МакКолом (Robert McCall). В соавторстве ими создано несколько впечатляющих работ.

Полотна А. К. Соколова выставлялись в Смитсоновском институте (США), в Дрезденской галерее, в музеях Берлина, Токио, Минска, во многих городах России.

Музой, другом, соратником Андрея Константиновича, как шутил он, “министром внутренних дел” семьи больше сорока лет являлась его жена Нина Филипповна Лапунова. В прошлом актриса, она известна как искусствовед, автор статей и монографий о художниках XIX века и современности. Не будь её рядом, возможно, Андрей так и остался бы архитектором.

“Если бы на Земле было только одно место, откуда можно наблюдать звёзды, к нему непрерывно со всех концов стекались бы люди” - Луций Анней Сенека, римский мудрец и воспитатель малолетнего Нерона.

Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет всё околосолнечное пространство” – К. Э. Ц.

В советском посольстве в Вашингтоне в тот вечер 1957 года был приём в честь участников конференции по координации планов исследования космического пространства. Народа было довольно много, и никто не обратил внимание на рассыльного, вежливо проскользнувшего мимо тихо беседующих учёных. Рассыльный передал записку члену американской делегации Беркнеру. Тот быстро пробежал глазами короткий текст и сказал очень громко, так, что все сразу обернулись: “Внимание! Я хочу сделать поразительное сообщение. Редакция “Нью-Йорк таймс” извещает меня о запуске Советским Союзом спутника Земли. Я поздравляю наших советских коллег с этим достижением…”.

“Старт первого ИСЗ”. Свершается! Человеческий разум бросает вызов силам природы – на околоземную орбиту выводится первый ИСЗ. Напряжённо следят за стартом ракеты-носителя специалисты космодрома и конструкторы спутника из КБ С. П. Королёва, ждут сигналов первого посланца планеты Земля.
“Поехали!” Написана картина совместно с лётчиком-космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым. На космодроме Байконур в Казахстане прозвучали предстартовые команды: “Ключ на старт!”... “Протяжка!”… “Продувка!” … “Зажигание!”… “Предварительная!” Начали работать двигатели первой и второй ступеней. Глухой гул, клубы густого дыма заволокли стартовую площадку. “Промежуточная!”… “Главная, подъём!”… И в этот момент прозвучал голос командира космического корабля “Восток”, первого космонавта планеты Земля Ю. А. Гагарина: “Поехали!” Сейчас это слово, как напутствие, традиционно повторяют космонавты в каждом космическом полёте. Эту традицию чтут и космонавты других стран.
““Восток” вышел на орбиту”. Заканчивается активный участок траектории полёта, прекращают работу маршевые двигатели последней ступени ракеты носителя. В иллюминаторе уже видна Камчатка, окутанная облаками гряда Курильских островов; отделяется третья ступень. КК “Восток” на орбите! Картина написана совместно с лётчиком-космонавтом А. А. Леоновым.
“Перед посадкой на родную землю”. Совместная работа с лётчиком-космонавтом Леоновым А. А. Как вёл себя, о чём думал Юрий А. Гагарин в эти минуты первый лётчик-космонавт перед приземлением? Мы знаем лишь, что он действовал по программе, но сверх программы неожиданно для всех он вдруг громко запел свою любимую песню: “Родина слышит, Родина знает…”.
“Лунный фотограф”. Впервые за миллиарды лет у естественного спутника Земли появился свой искусственный спутник. Это произошло 6 октября 1959 года – “Луна-3” впервые в мире сфотографировала (на плёнку Kodak) обратную сторону нашего спутника. Впервые была произведена и телесъёмка. Скрытая от глаз людей обратная сторона оказалась абсолютно не похожей на видимую.