Одна из первых в мире печатных рождественских открыток ушла с молотка за 22 000 фунтов стерлингов на торгах аукционного дома Henry Aldridge & Sons в 2001 году в Великобритании. Десять – всего столько осталось в мире открыток 1843 года из общего тиража в тысячу экземпляров. На открытке, отпечатанной литографским способом, с ручной росписью, изображена семья из трех поколений, собравшаяся за праздничным столом.
Оригинальное поздравление – рождественскую открытку для близких, придумал сэр Генри Коул, будущий первый директор всемирно известного лондонского музея Виктории и Альберта. Макет и рисунок создал художник Джон Хорсли. В чем же непреходящая ценность этих кусочков картона?
Вероятно в том, что новогодние и рождественские поздравительные открытки доносят до нас неповторимое ощущение праздника, по-детски наивное ожидание подарка и предчувствие волшебства...
А все началось в далеком Китае, две тысячи лет тому назад. Накануне праздника хозяин вывешивал возле двери мешочек с надписью: «Извините, что не могу принять лично», чтобы в первый день Нового Года, все те, с кем не смогли повидаться, оставили свои визитные карточки с праздничными пожеланиями.
В средневековой Европе были популярны гравюры и литографии на темы Рождества. Позднее европейцы стали посылать друг другу письма с рождественскими и новогодними поздравлениями, иногда в них даже рисовали от руки. Дети в конце декабря готовили такие письма родителям, и родители могли оценить успехи своих отпрысков в чистописании и живописи. Появившиеся в средине XVIII века в Париже визитные карточки можно считать прообразом поздравительных открыток. Парижская мода тот час же распространились по всей Европе.
Обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Фактически первой массовой новогодней открыткой, мы обязаны именно сэру Генри Коулу. Согласно другой версии, впервые рождественские открытки появились в витрине книжного магазина в Шотландии в 1841 году. Не столь уж важно, какая из версий является наиболее правдоподобной, но несомненно, что первая почтовая открытка появилась именно по случаю Рождества.
В оформлении первых рождественских открыток использовались традиционные рождественские мотивы: изображения Святого семейства, веточек падуба, плюща, омелы, шотландского вереска.
Начиная с 60-х годы XIX века, английские полиграфисты освоили выпуск миллионных тиражей поздравительных открыток. Во второй половине XIX века поздравительные открытки начинают также печататься в Америке и во многих европейских странах. Однако прибыльным «открыточное производство» стало не сразу.
В 70-е годы XIX века американский издатель Луи Пранг объявил общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Это событие стало чрезвычайно удачной рекламной кампанией открыток. В свою очередь, совершенствование международной почтовой системы почтовых отправлений позволили миллионам людей рассылать рождественские открытки по всему миру.
В России еще со времен Екатерины II на Новый год и на Рождество личные посещения и развоз визитных карточек с раннего утра почитались обязанностью, приятной и радостной, но весьма хлопотной. Поэтому английская мода – поздравлять друг друга почтовыми открытками очень быстро прижилась в Российской Империи.
Первые открытые письма (без иллюстраций) были введены в обращение в России с 1 января 1872 года. Бланки открытых писем с чистой рисуночной стороной имела право выпускать только Экспедиция Заготовления Государственный Бумаг. Только 19 октября 1894 года министр внутренних дел генерал-адъютант С.М. Тимашев, в ведении которого находился почтовый департамент, подписал распоряжение, разрешающее пересылать по почте открытые письма на бланках частного изготовления.
Первые российские рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община Святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия.
К Рождеству 1898 года Община Святой Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. На первых рождественских открытках традиционно присутствовали изображения младенца Христа в яслях или летящего ангела со звездой, храмы и заснеженные избушки. Окна нарисованных домов обязательно были освещены или даже открыты, что символизировало уют, тепло домашнего очага, гостеприимство и доброту. А в начале XX века в моду вошел русский стиль – лихие тройки, народные гуляния и нарядные крестьянские дети. По старинному обычаю они ходили по улицам со звездой, похожей на Вифлеемскую, и славили Христа. Серия открывалась открыткой известной в то время художницы, мастера силуэтного рисунка Елизаветы Меркурьевны Бем (1843-1914) – «Сердце сердцу весть подает». В начале ХХ века писали, что «в своих изображениях русской старины Елизавета Бем в своем роде единственна».
Слова «Сердце сердцу весть подает» метко отразили драгоценную функцию открытого письма, которое на рубеже веков начало прочно входить в русский быт. Отправляя по почте открытку, человек поверял ей свои мысли и чувства, адресованные родным, близким, друзьям. Стало традицией отправлять поздравительные открытки к празднику Рождества, к Новому году, к празднику Пасхи, ко дню Ангела.
ранее здесь
DL | |