Провизор. Профессия интересная, но и ответственна.Специалист, желающий работать провизором, должен обязательно иметь высшее фармацевтическое образование.Провизор (от лат. provisor - заготовляющий) - звание, присваиваемое окончившим фармацевтический институт и дающее право на управление аптекой (аптечный работник с высшим фармацевтическим образованием).
В соответствии с квалификационной характеристикой видами профессиональной деятельности провизора-выпускника являются:
* производственная (аптеки, фармацевтические фабрики, химико-фармацевтические фабрики и др.); выпускник умеет готовить и оценивать качество различных форм лекарственных препаратов (микстур и капель, настоев и отваров, порошков и таблеток, растворов и настоек, мазей и кремов, микрокапсул и аэрозолей), а также гомеопатических и ветеринарных лекарственных форм;
* организационно-управленческая; специалист-провизор знает все правила и положения, строго регламентирующие оформление рецептов, порядок отпуска, хранения и контроля качества лекарств, ориентируется в вопросах снабжения, фармацевтического маркетинга и менеджмента, хозяйственного права, его учат вопросам ценообразования, социальной психологии, прививают навыки работы в различных областях фармации, что позволяет работать на фармацевтических предприятиях различных форм собственности;
* контрольно-разрешительная (лицензирование, сертификация, регистрация);
* научно-исследовательская.
Провизор-выпускник подготовлен к решению следующих задач:
* разработка, испытание и регистрация лекарственных средств, оптимизация существующих препаратов на основе существующих технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов;
* производство лекарственных средств, включая организацию технологического процесса, выбор технологического оборудования, обеспечение правильных условий хранения;
* организация и проведение заготовки лекарственного растительного сырья, осуществление контроля качества такого сырья на этапах разработки, получения, применения и хранения;
* управление деятельностью фармацевтических организаций, включая организацию процесса управления в основных звеньях фармацевтического рынка;
* проведение химико-токсикологических исследований;
* оказание консультативной помощи специалистам и населению по вопросам применения лекарственных средств.
Латинское слово «provisor» буквально означает «предвидящий»; также оно имело значения «поставщик», «тот, кто запасает съестные припасы».
В Российской империи звание провизора рассматривалось как фармацевтическая учёная степень, выше аптекарского ученика и аптекарского помощника и ниже магистра фармации. Обычной аптекой разрешалось управлять только фармацевту, имеющему степень магистра или провизора, возрастом не ниже 25 лет. В сельской местности аптеками могли управлять не только провизоры, но и помощники провизоров. Для получения степени провизора нужно было проработать в аптеке в качестве ученика (не менее 2 или 3 лет), сдать экзамен на аптекарского помощника, проработать в этом качестве не менее 3 лет, прослушать университетский фармацевтический курс и сдать экзамен на степень провизора.
В СССР и Российской Федерации фармацевтическое звание провизора присваивалось и присваивается лицам, получившим высшее фармацевтическое образование. Таким образом, провизор по уровню квалификации приравнивается к врачу. Ниже его стоит помощник провизора. Провизоров готовили и готовят в фармацевтических институтах и на фармацевтических факультетах медицинских высших учебных заведений, а также на факультетах усовершенствования врачей и провизоров при медицинских и фармацевтических высших учебных заведениях.
В Грузинской ССР (28 февраля 1961) и Туркменской ССР (27 марта 1968) были установлены почётные звания «Заслуженный провизор»
Согласно современному законодательству, провизор может иметь одну из трех специальностей: управление и экономика фармации, фармацевтическая технология и фармацевтическая химия и фармакогнозия. Для осуществления своей деятельности, провизор помимо высшего фармацевтического образования должен иметь сертификат специалиста по одной из трех специальностей, который выдается высшими учебными заведениями, имеющими государственную аккредитацию, сроком до 5 лет.
Исторически так сложилось, что провизором назывался любой аптечный работник. Однако среди представителей этой профессии можно выделить несколько специализаций: различают провизоров-технологов, занимающихся изготовлением лекарственных форм, провизоров-аналитиков, контролирующих качество. Кроме того, в обязанности провизоров может входить контроль отпуска лекарственных средств, проверка работы аптек. Сейчас провизорами зачастую называют работников, организующих и координирующих оптовую торговлю фармацевтическими препаратами, и применительно к ним часто употребляют такое словосочетание, как «менеджер-провизор». Круг должностей, на которые они могут рассчитывать, достаточно широк: провизор медицинского (аптечного) склада, специалист по маркетингу рынка лекарственных средств, специалист по лицензированию и сертификации, менеджер по продажам, медицинский представитель.
Образование
Специалист, желающий работать провизором, должен обязательно иметь высшее фармацевтическое образование. Получить его можно во многих российских вузах.
Однако если образование получено более пяти лет назад, то специалисту необходимо пройти курсы повышения квалификации. Для сотрудников коммерческих и частных структур обучение требует определенных материальных затрат, поскольку Минздравсоцразвития России предусмотрена оплата процесса сертификации из бюджетных средств только для работников государственной и муниципальной сфер. В то же время все аптечные сети при приеме на работу предлагают сотрудникам оплату курсов за счет компании. Но за такое обучение специалисту, вероятно, придется заключить контракт с компанией на несколько лет без возможности ухода с работы.
Смежные карьеры
Карьера тех, кто получил специальность «провизор», складывается по-разному. Они могут успешно работать в аптеке как за «первым столом» (имеется в виду работа за прилавком), так и провизорами-технологами, провизорами-аналитиками. При наличии сертификата провизора-организатора и опыта работы в аптеке от 3 лет на должности провизора есть возможность дорасти до позиции директора аптеки.
Дополнительное образование в области маркетинга дает провизору определенные преимущества. Однако даже после прохождения специального курса по маркетингу в Московской медицинской академии специалисту не хватит знаний для того, чтобы рассчитывать на трудоустройство в наиболее сильные и известные компании. С этой целью желательно получить в области маркетинга либо второе высшее образование, либо по программе МВА.
Западные компании-производители, развивающие свой бизнес в России, в основном занимаются продвижением препаратов, а не прямыми продажами, поэтому провизоры там востребованы в отделах маркетинга, сертификации и регистрации, а также в качестве медицинских представителей и даже руководителей бизнес-единиц. Они могут быть также продакт-менеджерами и бренд-менеджерами, поскольку реклама этих товаров направлена на конечного потребителя: для продвижения лекарственных препаратов среди населения требуются и такие методы, как проведение медицинских конгрессов, симпозиумов, работа с opinion-лидерами по специальной программе. В российских компаниях-производителях существует похожая схема деятельности, но гораздо больше внимания уделяется продвижению безрецептурных средств, для чего необходимо работать с аптеками. Поэтому фармацевт-провизор здесь больше занят своими прямыми обязанностями.
Функциональные обязанности
В зависимости от специализации провизоров различаются и их функциональные обязанности.
• Клинический провизор
В современных условиях происходят серьезные изменения в функциональных обязанностях провизора. Существенное увеличение доли готовых лекарственных форм, расширение номенклатуры безрецептурных препаратов, развитие концепции самолечения приводят к тому, что все большее место в профессиональной деятельности специалиста приобретает консультативно-информационная работа - фармацевтическая опека пациентов. Под ней подразумевается квалифицированная консультация клиентов по условиям рационального применения лекарств: времени приема, сочетанию с пищей и с другими препаратами, правильному хранению, выбору лекарственной формы, правилам использования новых лекарственных форм. Фармацевтическую опеку осуществляет клинический провизор, то есть специалист, который знаком с основными видами медицинской документации, общей синдромологией и клинической симптомологией наиболее распространенных заболеваний. Он должен владеть основными методами клинического, лабораторного и инструментального обследования пациентов, общими принципами интерпретации результатов обследования.
• Госпитальный провизор
Это специалист, работающий в многопрофильном стационаре и осуществляющий закупку лекарственных препаратов. Совместно с врачом он оптимизирует лекарственную терапию у больного: выбирает направления фармакотерапии, лекарственные препараты в каждой фармакологической группе с учетом особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики, взаимодействия с одновременно или ранее назначавшимися лекарственными препаратами. Он консультирует врача и больного по вопросам рациональной лекарственной терапии, осуществляет лекарственный мониторинг, информирует врачей об особенностях фармакодинамики и фармакокинетики новых лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть, совместно с врачом осуществляет рациональную замену при отсутствии препарата.
• Провизор-специалист по клиническим исследованиям
Такой работник принимает активное участие в клинической апробации лекарственных препаратов, доклинических исследованиях новых лекарственных препаратов и других видах научно-исследовательской деятельности. Он незаменимый помощник врача при планировании и проведении клинических испытаний как оригинальных, так и генерических лекарственных препаратов: предоставляет врачу полную информацию о фармакологических, фармакокинетических и биофармацевтических свойствах исследуемого препарата, помогает выбрать оптимальный препарат сравнения, провести грамотную сравнительную характеристику исследуемого препарата и имеющихся аналогов.
• Провизор-лаборант
Благодаря фундаментальным знаниям по химическим дисциплинам, биохимии, токсикологии и практическим навыкам работы с современным лабораторно-диагностическим оборудованием специалист может трудиться в клинико-биохимических лабораториях. При необходимости клинических фармакокинетических исследований он способен определять концентрацию лекарственных веществ и их метаболитов в биологических пробах с использованием современных физико-химических методов анализа и является высококвалифицированным консультантом по превентивной лабораторной диагностике, необходимой перед назначением препаратов, по вопросам влияния лекарственных препаратов на клинико-лабораторные показатели, по контролю эффективности и безопасности лекарственной терапии.
• Медицинский представитель фармацевтической компании
Появление специалистов такого профиля связано с развитием современного фармацевтического рынка. Они занимаются продвижением препаратов среди врачей и в аптеках, организуют круглые столы, конференции по препарату в лечебно-профилактических учреждениях, фармкружки для «первостольников» в аптеках.
• Продакт-менеджер, маркетолог фармацевтической компании
Занимается сбором и анализом информации: вопросами расширения ассортимента фармпредприятия, изучением продукции конкурентов, разработкой маркетинговых планов.
Навыки
Провизор должен знать современные классификации отдельных групп товаров, номенклатуру потребительских свойств, показатели и критерии выбора ассортимента при оценке качества и пригодности различных позиций для лечебно-диагностических мероприятий. Могут понадобиться и теоретические знания по проведению маркетинговых исследований товара, рынка, конкурентоспособности, а также по методам укрепления позиций определенного лекарственного средства на рынке.
Директорам аптек или директорам по маркетингу очень важно умение грамотно организовать работу фармацевтических организаций: четко формировать ассортиментную и ценовую политику, максимально удовлетворять потребности населения в качественных товарах, укреплять финансовое положение и конкурентоспособность на рынке. Современный провизор должен быть в курсе тенденций фармацевтического рынка на уровне России, региона, локального сегмента, для того чтобы грамотно позиционировать свою организацию.
В целом, специальность провизора подразумевает знание не только медицинских и фармакологических дисциплин, но также основ экономики, маркетинга и даже психологии. Нелишними в работе будут и огромное терпение, выдержка, доброжелательность, ответственность.
Плюсы и минусы
Среди провизоров практически не встречаются те, кто разочаровался в выбранной профессии, напротив - большинство считают ее престижной. Во-первых, она социально ориентирована, и ее представители осознают свою работу как призвание, честно выполняя свой долг по оказанию качественной лекарственной помощи населению. Во-вторых, на фармрынке постоянно появляются новые иностранные и отечественные лекарственные препараты, новые подходы к лечению тех или иных заболеваний. Следовательно, для провизора необходимо всегда быть в тонусе, владеть свежей информацией, совершенствовать знания, отшлифовывать практические навыки. В-третьих, эта специальность дает возможность широкого выбора интересной, хорошо оплачиваемой работы и карьерного роста.
Однако стартовать большинству выпускников фармакадемий приходится с позиции фармацевта -"первостольника". На этой должности необходимо свободно ориентироваться в огромном потоке фармацевтической информации, поскольку именно к такому работнику обращаются как к консультанту за советом и разъяснениями. Кроме того, для работы в современной аптеке требуется отменное здоровье и выносливость, поскольку нагрузка предполагает немалый запас энергии, которой должно хватить на 12-часовую напряженную смену.
Перспективы
Как показывают исследования, развитие карьеры провизоров происходит очень интенсивно: каждый пятый работник за год обязательно меняет занимаемую должность, при этом почти половина всех назначений происходит внутри одной специальности. Управленцы стремятся к самовыражению, повышению профессионального статуса. Следующий по распространенности - переход в группу технологов и аналитиков. После внутрипрофессиональных перемещений уже следуют назначения с аналитической или технологической должности на место руководителя.