Проблемы различия западного и восточного типов мировоззрения (по материалам работы К. Г. Юнга «Йога и Запад»)... |
Проблемы различия западного и восточного типов
мировоззрения (по материалам работы К. Г. Юнга «Йога и Запад»)
В 20-х годах двадцатого века великий швейцарский философ и психиатр Карл Густав Юнг пишет работу «Йога и Запад», в которой фактически суммирует свои взгляды относительно природы различий западного и восточного типов мышления и систем восприятия мира. В этой статье Юнг в действительности предугадал, куда будет двигаться вектор развития западной духовной культуры в двадцатом веке: Запад идет на прямое, всепоглощающее сближение с Востоком, причем не только в политике и экономике, но и в культуре, искусстве, религии и философии. Юнг определяет причину необходимости такого «движения на восток» для Запада: западный человек в течение последних нескольких веков непрерывно теряет способность взаимодействовать с собственным Бессознательным, представляемым Юнгом в форме Коллективного Бессознательного как совокупности архетипов — базовых врожденных психических структур, общих для всех людей.
В данной статье Юнг, показывая различия собственной концепции Бессознательного и концепции Зигмунда Фрейда, отмечает: «Для Фрейда оно [Бессознательное] представляет собой какой-то придаток сознания, куда свалено все то, что несовместимо с сознанием индивида. Для меня бессознательное есть коллективная психическая предрасположенность, творческая по своему характеру» [1, с. 215]. Однако как именно происходит процесс потери навыка общения с Бессознательным у западного человека? По каким причинам он происходит и почему именно с западным человеком?
Прежде чем отвечать на данные вопросы, стоит понять, как же, согласно Юнгу, действует Коллективное Бессознательное, какими характеристиками оно обладает и как проявляется в человеческой жизни. Юнг, основываясь на идеях Фрейда, выделяет следующую структуру психического мира человека: цензура (самая верхняя область, представляющая сознание в определенных рамках запретов, установленных социумом), сознание (непосредственно сознание индивида, его мысли, его «я», которое он в силах самостоятельно осознать) и Бессознательное, которое Юнг видит в форме Коллективного Бессознательного. Коллективное Бессознательное, по Юнгу, — это некая наследуемая структура, не выходящая непосредственно из опыта конкретного индивида, общая для всего человечества, являющаяся, таким образом, неким трансперсональным началом человеческой психики как таковой. Коллективное Бессознательное, как было указано выше, состоит из компонентов — архетипов.
Юнг заявляет, что архетипов существует бесконечное множество и что многие из них не поддаются точному определению и формулировке. Однако принято выделять архетипы, лежащие ближе всего к сознанию, то есть наиболее поддающиеся осознанию: персона (маска), тень («таинственный двойник»), анима (душа), великая мать, мудрый старец, самость. Стоит отметить, что все указанные архетипы взаимосвязаны и создают некий духовный путь индивида от персоны к самости, что часто отражается в сюжетах народных сказок: сначала герой существует в лоне персоны, то есть тех представлений о себе, которые несет он сам и окружающие его члены общества; после происходит кризис — смена адаптационных механизмов, индивид понимает, что он — лишь маска; затем его ждет поиск себя под воздействием указанных акторов (тень, анима, мудрый старец и так далее), в результате чего достигается самость — завершенность, гармония.
Стоит отметить одно из основных положений концепции Коллективного Бессознательного по Юнгу: человек волей-неволей вынужден контактировать с архетипами посредствам символов. Символы и символика в человеческой культуре — это связь с архетипами, представляющая из себя проекцию Бессознательного на сознание. В частности, в качестве символов выступают различные ритуалы, в первую очередь религиозные. И вот тут мы подходим к ключевому моменту указанной проблемы. Согласно Юнгу, к 20 веку под влиянием протестантизма западная культура лишается символизма, тем самым приходя в состояние духовной нищеты. Юнг пишет: «…протестантизм в значительной мере разрушил веру в Церковь как необходимое орудие божественного спасения. Вся тяжесть авторитета была возложена, таким образом, на индивида, а вместе с тем и невиданная ранее религиозная ответственность…в самом деле, таинства, в особенности церковная месса, гарантировали индивиду спасение посредством священного ритуала…» [1, с. 210]. Таким образом, перед западным человеком открывается духовная бездна, он находится в состоянии дезориентации, так как лишается методов установления контакта с Бессознательным, вовсе обособляя, таким образом, Бессознательное от сознания.
Этим Юнг и объясняет спрос на восточные учения со стороны западного человека, в особенности на йогу, ведь сама западная культура обеднела, западный человек потерял ориентацию в мире, «стал вынужден обходиться без божественного отклика на свои поступки и мысли» [1, с. 210]. Восточные же учения не знают подобных проблем — они полностью символичны и их символичности ничто не угрожает в ближайшее время.
Невозможно "войти" в человека с другой ментальностью....
Это очень сложно! Это не удается ни психологам, ни политикам – никому. У человека в голове должна произойти целая перестройка. А находиться одновременно в нескольких менталитетах тоже не возможно. Механически, искусственно, это якобы может получиться, но на самом деле – нет.
Ментальность – это те понятийные образы нашего мира, которые человек
получил в процессе первых 15-20 лет жизни. Это невозможно перестроить!
Внутренние картины мира, которые ты представляешь в связи с какими-то определенными формами, образами, мыслями, словами – это и есть внутренний язык человека. К примеру, мы иногда видим на экране компьютера всякие закорючки – это внутренний язык компьютера. Хотя мы набираем слова и даем команды на английском, русском и других языках, компьютер переводит их на свой скрытый язык, который управляет им.
Такой же внутренний язык и у нас – он неизменен, его нельзя изменить. Поэтому я могу внешне соотноситься с другим человеком, но всегда между нами будет барьер. И я ничего не могу с этим поделать, таким я стал под воздействием окружающей среды в детские и юные годы.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |