Познается древо от плода, и устроение ума
от помыслов, в которых он пребывает.
По устроению ума познается состояние души.
Авва Исаия
Переполненный сосуд выливается через край.
Так и переполненное сердце человека изливает
на ближних то, чем оно полно.
Преподобный Силуан Афонский
Каждый даёт другому то,
что имеет в своём сердце...
Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод;
и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый.
Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему; потому что
не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда
с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца
своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища
сердца своего выносит злое: ибо от избытка сердца говорят
уста его.
("Еванг. от Луки", гл. VI, ст. 43-45.)
В жизни у вас всегда есть выбор. Чего бы он ни касался:
выбора шкафов, того, с кем вы проводите своё время,
какие подарки дарите, во что верите и на каких мыслях
фокусируетесь. Хаос — это ваш выбор. Гнев — это ваш
выбор. Обида — тоже выбор. Так же как и широта души,
гибкость, сострадание, нежность, стойкость...
Системе отношений, составляющих структуру характера,
в одних случаях присуще качество цельности, в других –
противоречивости. Цельный характер у того человека,
у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, поступки
согласуются между собой, соответствуют его убеждениям.
Убежденность определяет принципиальность поведения
человека, уверенность в справедливости и важности дела,
которому он отдает все свои силы. Человек с противоречивым
(дисгармоничным) характером отличается наличием
несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей
и мотивов, стремлений, желаний и поступков.
В известном смысле честность и ум – синонимы.
И то и другое есть способность видеть истину.
Здесь честность есть умственная добросовестность.
Человек копается в себе, своих сомнениях, в добрых
и злых чувствах и мыслях, уясняя мотивы своих действий,
отдавая себе в них отчет – даже и особенно если это ему
неприятно: не нравится он себе такой. Людям ведь
свойственно приукрашивать себя, сообразуясь с моралью.
Подобно многим смертным, менее всего капитан Левассер
интересовался правдой о себе. Давайте честно мыслить –
это и есть высшая нравственность, сказал де Карт.
Истина и мораль есть вещи разные, как номинатив и императив.
Михаил Веллер "Всё о жизни"
... Когда человек начинает понимать, что единственный способ окончательно поправиться - это изменить свой характер, и если человек выздоравливает и одновременно умнеет, то это значит, что он изменил свой малоадаптивный характер. Дело это трудное, даже тогда, когда понимаешь, что тебе стоит изменить свой характер. Я убедился на собственном опыте, что это тяжело, но возможно.
Делает человека глупым и система ценностей, которая как глист, как паразит вселяется в его организм и высасывает из него все соки. Основное слово этих бесов, драконов, призраков - ты должен, как писал Ф. Ницше, «дракон ты должен говорит, что я хочу не должно больше существовать», и человек, как верблюд, несет на себе эти ценности. И нужна отвага льва, чтобы эти ценности сбросить. Я предлагаю заменить слово Должен, на слово вынужден, и вам станет заметно легче."
...Как есть травмы тела, несовместимые со здоровьем
и жизнью, так есть и образ мышления, несовместимый
со здоровьем, ну и, как следствие, и с жизнью...
Михаил Литвак
«Познай самого себя» — было записано на храме
Аполлона в греческих Дельфах. Эту фразу древний
философ Сократ заложил в основу своего трактата
о познании. Он изучал место человека в этом мире.
Человеку очень трудно принять ответственность
за самого себя.