Как завершить гештальт?... |
Как завершить гештальт?...
Психолог Кирилл Хломов об удовлетворении
актуализированных потребностей, эффекте
незавершенного действия и том, как закрыть гештальт
Выражение «завершить гештальт» получило распространение одновременно с развитием гештальттерапии, начавшимся с практики Фредерика Соломона Перлза в 1942 году. Термин «гештальттерапия», выбранный в качестве названия для нового психотерапевтического направления в рамках экзистенциально-гуманистического подхода, впервые появился в одноименной книге «Гештальттерапия: возбуждение и рост в человеческой личности», написанной Полом Гудменом, Ральфом Хефферлином и Фредериком Перлзом в 1951 году. Теоретические основы гештальттерапии развивались с опорой на психоаналитическую теорию, теорию поля Курта Левина, холистические идеи Курта Гольдштейна и Ж.С. Смутса, восточные философские течения, психофизическую концепцию Вильгельма Райха, феноменологический подход Эдмунда Гуссерля, экзистенциальные идеи Мартина Бубера и, конечно, принципы гештальтпсихологии, изучением которой занималась Лора Перлз, один из основателей гештальттерапии.
Слово «гештальт» не имеет прямого перевода и означает ‘фигура’, а также ‘целостность’, ‘структура’ и ‘образ’. Важный принцип гештальттерапии, заимствованный из экспериментов по исследованию восприятия в гештальтпсихологии, состоит в подходе к человеку как к целому в его жизненном и социальном контексте, его семейной системе, телу. Второй важный принцип — формирование «фигуры и фона», основанный на экспериментах с восприятием. Отношение между фигурой и фоном формирует гештальт, систему и одновременно образ. Базовым положением гештальттерапевтического подхода является теория ментального метаболизма, в которой идея обмена веществ между организмом и средой как принцип функционирования живой открытой системы перенесена в область психической жизни.
Психика является функцией живого организма, возникающая в процессе развития на пути реализации естественных потребностей организма, и для развития человека необходимо получение каких-либо необходимых веществ из внешней среды. Аналогично материальному миру функционирует и обмен со средой психическими, социальными и эмоциональными феноменами. Человек как организм движим стремлением к удовлетворению потребностей, к гомеостазу, и это стремление является основой саморегуляции и организации жизни человека. Наиболее актуальная, важная в данный момент потребность человека формирует наиболее ясную фигуру и стремится к разрядке (удовлетворению). В естественном процессе жизни человека гештальты — структуры «фигура — фон» — создаются по мере актуализации потребностей и разрушаются по мере их удовлетворения.
Например, когда человек управляет автомобилем по дороге домой с работы, для него перед началом поездки фигурой выступает потребность в определении кратчайшего маршрута, и гештальтом становятся настройка навигатора и выбор оптимального маршрута; но в случае, если он заметит зажегшуюся лампочку индикатора горючего, тревога и прошлый опыт организуют новый гештальт — его восприятие переструктурирует отношения фигур и фона, он начнет искать бензозаправку. В случае важного звонка от супруга снова происходит смена фигуры и переструктурирование его поля. Все эти гештальты будут оставаться открытыми во время поездки, в течение которой человек будет занят завершением этих гештальтов: разговором, заправкой автомобиля, управлением движением домой — действиями, которые позволяют удовлетворить актуализированные потребности.
В случае здорового функционирования человек будет сохранять способность управлять фигурами и строить гештальты в адекватной связи с фоном, то есть удовлетворять свои потребности. Но в патологической ситуации при наличии незавершенного гештальта и хронического или острого напряжения нужна гештальттерапия — как практика сопровождения или восстановления и развития этих способностей.
Еще одна ключевая идея гештальттерапии, обеспечившая ей, в частности, распространение и популярность в развивающихся и меняющихся обществах, например на постсоветском пространстве, — идея творческого приспособления, способности человека адаптироваться к новой ситуации, развиваться. Принцип творческого приспособления понимается как процесс формирования нового решения, наилучшего решения из всех возможных, принцип стремления к хорошей форме. Так же как в рамках закона прегнантности гештальт стремится к целостности, «хорошей форме», человек стремится к удовлетворению своих потребностей, исходя из имеющихся в поле элементов.
При этом парадоксальным образом именно творческое приспособление также становится причиной страдания, в котором заложен незавершенный гештальт, и это страдание приводит человека за помощью к гештальттерапевту. Например, ребенок жизненными обстоятельствами поставлен в сложную ситуацию, когда происходит потеря одного родителя, а второй родитель, переживая утрату, становится подавленным и психологически недоступным. Ребенок, длительное время развиваясь в такой ситуации и имея потребности в близости и принятии, вынужден формировать у себя способности получения тепла и внимания и навыки обхождения с подавленным родителем с дефицитом ресурсов. В случае если адаптация произойдет не совсем удачно и потребности останутся неудовлетворенными, у выросшего ребенка будут сформированы и зафиксированы незавершенные гештальты, поддержанные неудовлетворенными потребностями. Позже, встречая взрослого, который каким-то бессознательным образом будет напоминать ему тот острый период в детско-родительских отношениях, человек будет стремиться повторить параметры того периода, при этом теряя способность осуществлять творческое приспособление к новым условиям.
Например, в ситуации возможной близости и тепла с другим человеком оставшиеся невыраженными, неосознанными и незавершенными боль и ярость, связанные с утратой родителя, будут бессознательно воспроизводиться и препятствовать формированию новых отношений. Таким образом, сформированное ранее незавершенное действие, неудовлетворенная потребность стремятся к завершению, разрешению, но зафиксированная потребность приводит к фиксации этого напряжения. Такие незавершенные гештальты могут стать причиной хронического телесного напряжения, социальной дезадаптации, эмоциональных нарушений и др.
Эффект Зейгарник, или эффект незавершенного действия, который лег в основу этой идеи, был открыт патопсихологом Б.В. Зейгарник, ученицей гештальтпсихолога и основателя теории поля К. Левина, и состоял в том, что люди лучше запоминают прерванные действия, чем завершенные. Также в более поздних работах Биренбаум, М. Овсянкиной и Слиосберг было показано, что символические, эквивалентные способы или фантазии и мечты также позволяют завершить незавершенное действие, являются замещающими к прямому действию и приводят к снижению напряжения неудовлетворенной потребности в системе «фигура — фон» и завершению (разрушению) гештальта.
Гештальттерапия сегодня является интегративным подходом, включающим в себя теорию личности — теорию селф, философские основания, представления о «невротическом», о сопротивлении. Идея основателя подхода Фредерика Перлза состояла в том, что гештальттерапия — это прежде всего практическое направление оказания помощи, и, конфронтируя с психоанализом, Перлз мало поддерживал теоретизирование, что оказывает влияние на развитие теории гештальттерапии и сегодня. В то же время развитие осознавания, как и в психоанализе, считается важным целебным принципом гештальттерапии, при этом задачей гештальттерапевта является поддерживать процесс осознавания, творческого приспособления «здесь и сейчас».
Итак, завершенный гештальт теряет свою энергию, свое напряжение и становится фоном, ассимилируется и забывается. Незавершенный гештальт — зафиксированное напряжение, остановленное возбуждение, прерванное дело — остается на переднем плане внимания и структурирует восприятие и переживание ситуации. Если вы хотите завершить гештальт — осознайте свой гештальт, найдите себя в пространстве поля «фигура — фон», заметьте свою потребность, верните свою способность к творческой адаптации и либо прямым, либо замещающим действием осознанно и спонтанно завершите, разрушьте имеющийся гештальт.
«Я занимался боевыми единоборствами больше 15 лет. Карате, кунг-фу, айкидо… Я упорно тренировался чуть не каждый день, отрабатывал удары и броски – потому что хотел быть способным защитить себя в случае, если я столкнусь с физической агрессией.
Но вот что удивительно – за все это время применить на практике с таким трудом полученные навыки мне удалось всего несколько раз. А вот с эмоциональной агрессией я сталкивался постоянно. Вот только научиться защищаться от нее мне почему-то в голову не приходило».
Я тоже верю в прощания. Надо говорить "прощай" при расставании. Надо примириться и похоронить всех мертвецов. Нужно опорожнить стакан, чтобы наполнить его чем-то новым. И нужно высказать напоследок, все что ты думаешь о человеке, когда-то близком и родном, чтобы невысказанные слова не забродили в душе и не отравили ее горечью и сожалением. Сказать добрые слова, не злые, пожелать друг другу счастья и разойтись в разные стороны, каждый своей дорогой.
Есть такая психологическая техника – recollection, вспоминание. Нужно вспомнить всех людей, с которыми ты когда-либо встречался, и записать их. Однажды я сделал это, и у меня получилось 20 толстенных тетрадей – целый чемодан. Каждый раз, когда я таскал этот чемодан с собой, я думал об одном – он был таким тяжелым из-за того, что был полон людей, с которыми я не умел расставаться. Почему расставания важнее встреч – в новом выпуске «Яковлев по понедельникам».
Как-то однажды я поставил над собой бесчеловечный эксперимент. Я решил представить себе, что окружающий мир не враждебен, не представляет собой угрозы, от него не нужно защищаться. Представить и попробовать так пожить.
Как-то в Фейсбуке увидела один статус,
который мне ужасно понравился.
"Когда люди уходят - отпускай.
Судьба исключает лишних. Это не значит,
что они плохие. Это значит, что их роль
в твоей жизни уже сыграна."
Тщетно пыталась найти автора. Пока не догадалась
перевести на английский. Статус, который кочует
сегодня из форума в форум и из вконтакте в фейсбук,
оказался вольным переложением слов одного
американского пастора. Вот как звучат они в оригинале:
"There are people who can walk away from you. And hear me when I tell you this! When people can walk away from you, let them walk. I don’t want you to try to talk another person into staying with you, loving you, calling you, caring about you, coming to see you, stayingattached to you. When people can walk away from you let them walk. Your destiny is never tied to anybody that left. The Bible said that, “They came out from us that it might be made manifest that they were not for us. For had they been of us, no doubt they would have continued with us.” [1John 2:19] People leave you because they are not joined to you. And, if they are not joined to you, you can’t make them stay. Let them go.
And it doesn’t mean that they are a bad person, it just means that their part in the story is over. And you’ve got to know when people’s part in your story is over so that you don’t keep trying to raise the dead. You’ve got to know when it’s dead. You’ve got to know when it’s over.
Let me tell you something. I’ve got the gift of goodbye. It’s the tenth spiritual gift. I believe in “goodbye”. It’s not that I’m insensitive or uncaring, it’s that I trust. I know whatever and whomever God means for me to have and be a part of my life He will give. And, if a relationship takes too much sweat I don’t need it. Stop begging people to stay. Let them go!"
By T. D. Jakes
Это оказался отрывок из проповеди
некоего протестантского пастора Т.Д. Джейкса.
:))))
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 3 [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 3 [Новые] |