Как воспитать свою обезьяну, опустошить
инбокс и сберечь мыслетопливо.
Как устроены человеческое мышление и память?
Какие персонажи живут в каждом из нас?
Правда ли, что тайм-менеджмент помогает не всем?
Как не слить свой запас мыслетоплива?
Инсайт 1.
Как устроена работа нашего мышления?
Существуют дела срочные и важные.
Из них мозг выбирает наиболее понятные.
Как правило, ими выступают просмотры ленты в фейсбуке.
Тим Урбан объяснил это явление тем, что каждый из нас отчасти прокрастинатор. Согласно его модели, мозгом управляет пульт, который находится в голове человека. Там же проживают два персонажа: рациональный человечек и импульсивная обезьянка, у которой один закон ― “здесь и сейчас”.
Чаще всего пульт находится у неё. Но обезьянка боится панического монстра, который появляется незадолго до дедлайна. Та в страхе передаёт пульт человечку, который за одну ночь впопыхах ликвидирует проблему.
Всё, что делают люди, ― это устанавливают дедлайн,
чтобы призвать монстра и отпугнуть обезьянку.
У такого типа человечек очень слаб. Если постоянно призывать на помощь монстра, то обезьянка вскоре перестанет бояться и его. Но она не является отрицательным персонажем.
Ваша же задача заключается в том, чтобы человечек
давал понятные указания именно ей, а не себе.
Разделите одну БОЛЬШУЮ задачу на несколько МАЛЕНЬКИХ
и превратите их в игру. Дайте обезьянке поиграть и пусть
она играет по Вашим правилам.
Инсайт 2.
Как устроена память?
Процесс запоминания происходит, прежде всего, через мышление.
Есть два вида памяти: рабочая и долгосрочная.
Долгосрочная одновременно хороша и плоха тем, что старая информация
из неё практически не стирается, а новая записывается с трудом.
В рабочей тоже две стороны медали. Информация
записывается и стирается одинаково легко.
Не держите в своей голове много дел — так Вы значительно снижаете свою способность думать. Переносите мысли в блокнот. Запоминать важное трудно, и такие проблемы свойственны большинству людей. Не гнобите себя каждый раз, когда снова что-то забываете. Это лишь снижает Вашу самооценку.
Инсайт 3.
Почему тайм-менеджмент ни при чём?
Предположим, на выполнение одной задачи дано одинаковое
количество времени. Но почему каждый из нас достигнет
разных результатов?
Дело в неравном запасе мыслетоплива. Хотя мы привыкли всё оправдывать нехваткой времени, что в корне неверно. Сначала заканчивается мыслетопливо, следом вырубается мышление.
В результате даже элементарные вещи мы делаем в разы дольше обычного.
Время играет самую последнюю роль. У нас его более чем достаточно.
Научитесь жить с нынешним запасом мыслетоплива. Распределяйте
его грамотно и минимизируйте потери, которых обычно оказывается много.
Итог. Основная идея книги.
Персонажи в нашей голове не должны воевать.
Им следует обучиться взаимовыгодному сотрудничеству.
Эта поговорка — весьма древнего происхождения. Известна такая притча:
«Конфуций любовался в Люйляне водопадом; струи спадают с высоты в три тысячи жэ-ней, пена бурлит на сорок ли. Его не могут преодолеть ни кайманы, ни рыбы, ни черепахи — морские или речные. Заметив там пловца, Конфуций подумал, что тот с горя ищет смерти, и отправил своих учеников вниз, чтобы его вытащить. Но тот через несколько сот шагов вышел из воды с распущенными волосами, запел, и стал прогуливаться у дамбы.
Конфуций последовал за ним и ему сказал:
– Я принял тебя за душу утопленника, но вгляделся: ты — человек.
Дозволь задать во-прос: владеешь ли секретом, как ходить по воде?
– Нет, — ответил пловец. — У меня нет секрета. От рождения — это у меня привычка, при возмужании — характер, в зрелости — это судьба. Вместе с волной погружаюсь, вместе с пеной всплываю, следую за течением воды, не навязывая ей ничего от себя. Вот почему я и хожу по воде.
– Что означает «от рождения — это привычка, при
возмужании — характер, в зрелости — судьба?»
— спросил Конфуций.
– Я родился среди холмов и удовлетворен жизнью среди
холмов — такова привычка; вырос на воде и удовлетворен
жизнью на воде — таков характер; это происходит само по себе,
и я не знаю почему — такова судьба».
Поговорка предупреждает: всё, что ты делаешь в жизни — имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужить основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь, на судьбу человека в целом.
Кроме того, поговорка указывает на то, что всё в жизни взаимосвязано: одно вытекает из другого, а другое из третьего... Одним словом, жизнь — это цепь причин и следствий. Ес-ли ты хочешь чего-то добиться в жизни, то должен выстроить эту цепь причин и следст-вий.
Источник: Из книги: Л.Е. Балашов. Занимательная философия. М., 2008.