Выдержки из интервью с Элен Лангер, социальным
психологом и автором теории осознанности о
внимательности, способности видеть мир в разных
ракурсах, – через медитацию и постоянное изучение
нового.
ГЛАВНОЙ ТЕМОЙ НАШЕГО РАЗГОВОРА БУДЕТ
MINDFULNESS. ОБЫЧНО ЭТОТ ТЕРМИН ПЕРЕВОДЯТ
КАК «ПОЛНОТА УМА», «ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ»,
«ОСОЗНАННОСТЬ», то есть нечто родственное
«сознанию»…
ЭЛЕН ЛАНГЕР: Это действительно нечто близкое. Однако главное в осознанности – то, как легко достичь этого состояния. И то, что почти все мы (и почти всегда) бездумны, невнимательны. Способ жить внимательно и осознанно настолько прост, что в это трудно поверить. Нужно просто замечать новое. Когда мы замечаем новое, мы начинаем по-настоящему видеть мир вокруг. И он оказывается не таким, как мы думали.
Вы, к примеру, приехали в Штаты, и все здесь кажется вам новым и любопытным. Но в России тоже все новое, тоже все меняется, просто вы перестали присматриваться! Если прийти к себе домой и попытаться найти там пять изменений, это так же увлекательно, как путешествовать по чужой стране. Как такой феноменальный эффект возникает от такой малости? Фокус в том, что, как только вы замечаете новое, вы тем самым оказываетесь в настоящем.
А КАК СООТНОСИТСЯ ВАША ТЕОРИЯ С БУДДИЙСКИМИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ ОБ ОСОЗНАННОСТИ?
ЭЛЕН ЛАНГЕР: Мне кажется, это две стороны одной медали. Цель медитации – достичь полноты сознания, которая наступает после медитации. В итоге мы приходим практически в одну точку, но я оказываюсь там сразу. Мой путь короче.
КАК ВОЗНИКЛА ИДЕЯ ИЗУЧАТЬ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ?
ЭЛЕН ЛАНГЕР: Я всегда замечала разные странности. Например, когда я переехала из Нью-Йорка в Кембридж, где все вроде бы очень умные люди, я увидела сцены, которые невозможны в Нью-Йорке. Скажем, банк закрывается после обеда, парковка освобождается, но ее не используют. Людям просто это не приходит в голову. Тогда мне стало ясно, что невнимательность и глупость – разные вещи. Многие умные люди не очень внимательны. К тому же наша с вами культура на каждом шагу поощряет бездумность.
Нам говорят, что все очевидно и известно. В школе учат запоминать факты. Но факты привязаны к ситуации. Даже в науке это так: мы проводим эксперимент и говорим, что если воспроизведем такие-то обстоятельства (что, конечно, невозможно, потому что ничто не повторяется в точности), то с большой вероятностью получим такой-то результат. Но ЕСЛИ ВЫУЧИТЬ НЕЧТО, МЫ ПЕРЕСТАЁМ ЗАМЕЧАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ. Нам всем нужна мощная инъекция неуверенности, нужно научиться считать неопределенность нашим другом.
Мы же стыдимся своего незнания, скрываем его от других. Но незнание – не свойство отдельного человека, это универсальное явление: я не знаю, ты не знаешь, никто не знает, поскольку это невозможно узнать раз и навсегда. Незнание бывает очень приятным, мы можем получать от него удовольствие. Мы не будем собирать пазл, который только что собрали, или читать детектив, когда уже знаем, чем он заканчивается. Мы хотим новизны... а потом убегаем от нее. Мы хотим иметь выбор, но выбор есть только там, где есть сомнение. В этом смысле нам надо исправлять ситуацию.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
К ЖИЗНИ - НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ?
ЭЛЕН ЛАНГЕР: Честно говоря, не знаю. Например, когда мы используем новые технологии, мы скорее бездумны, мы, в сущности, не понимаем, «как это работает». Мы не знаем, что именно происходит, мы просто нажимаем одну кнопку, потом другую... Но если бы мы знали больше, это открыло бы множество возможностей для творчества. Знаете, я думаю, что в доисторические времена пещерные люди прекрасно понимали, что на каждом шагу их подстерегает опасность. Так что у них с вниманием было все в порядке.
В ЧЁМ ВСЁ-ТАКИ ГЛАВНЫЕ БОНУСЫ ОСОЗНАННОСТИ?
Э. Л.: Она живительна – в самом широком смысле. И в буквальном тоже: повышается нейронная активность, которая поддерживает в нас жизнь. Когда мы говорим, что осознанность делает нас более здоровыми, счастливыми, более чувствующими, улучшает отношения, память, творческие способности, уменьшает число несчастных случаев, вносит в жизнь смысл и так далее, трудно вообразить, что кто-то не захочет быть в этом состоянии постоянно. Осознанность дает нам ощущение, что мы живые. Так что положительный эффект огромный.
КАКИМ ОБРАЗОМ РАЗВИВАТЬ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ?
Э. Л.: Очень просто. Замечать новое: запахи, звуки, идеи. Мы часто ведем себя так, словно все происходит вдруг. Но это не так. Мы просто не замечаем сигналов. Скажем, если вы заводите автомобиль и прислушиваетесь, вы можете услышать необычный шум мотора. А если вы невнимательны, то не заметите маленьких отличий от обычного звука. И когда мотор сломается, потребуется дорогой ремонт, которого можно было избежать.
Или еще пример: часто мы ведем себя так, как будто набрали 10 кг вдруг, за одну ночь. Но так не бывает. Если нам все равно, это одно дело. Но если мы не хотим набрать вес и все-таки ничего не меняем, не «отлаживаем» в своей жизни... Так ведет себя большинство людей – не обращают внимания, пока не наступят серьезные последствия.
По моим ощущениям, мы сейчас переживаем эволюцию сознания. И по мере того как человечество эволюционирует, мы будем меньше судить и станем более внимательными. И это будет хорошо, и хорошо бы это случилось побыстрее. Во всяком случае, я над этим работаю!
Автор: Ксения Киселёва
Нейробиологи давно обнаружили, что человеческий мозг обладает нейропластичностью, то есть способностью изменяться в зависимости от приобретенного опыта. Но до недавнего времени ученые не понимали, что именно запускает процесс преобразований в головном мозге и можно ли эти изменения как-то контролировать. Найти объяснение этого феномена смогли специалисты Массачусетского института. Группа ученых во главе с Эрлом Миллером провела простой эксперимент с обезьянами. Суть эксперимента заключалась в том, что обезьянам поочередно показывали 2 картинки: при виде первой они должны были посмотреть направо, при виде второй – налево. За верное выполнение задания обезьяны получали в награду сок. В течение всего эксперимента ученые следили за мозговой деятельностью подопытных.
В результате было обнаружено, что в случае успеха происходит преобразование нейронов префронтальной коры и одного из базальных ядер головного мозга, то есть тех областей, которые контролируют успех и неудачи. Причем эти изменения фиксируются на несколько секунд, и при выполнении следующих заданий мозг работает все эффективнее.
Что интересно, неудача на деятельность мозга обезьян никак не влияла, мозг не сохранял и, следовательно, не применял информацию о провале в будущем, и обезьяна каждый раз пыталась снова угадать правильное решение поставленной перед ней задачи. Это означает, что на неврологическом уровне удача более информативна и действенна, чем поражение. Если вы получили одобрение или награду за выполненную работу, то мозг запоминает то, что выполнил правильно, в случае же поражения, неудачи, он не может определить, какую именно информацию нужно запоминать, поэтому его деятельность не меняется.
Таким образом, ученые пришли к выводу, что именно успех является тем пусковым механизмом, который провоцирует процесс изменений в головном мозге. Результаты исследования объясняют, как происходит процесс усвоения информации, и могут быть использованы для совершенствования методов обучения и мотивации.